Выделение бюджетных средств не постатейно, а общей суммой, при государственном контроле за соблюдением минимальных нормативов по социально значимым выплатам;
Формировании общественно-государственных органов (попечительских советов образовательных учреждений), осуществляющих контроль за расходованием средств, включая полученные из внебюджетных источников.
Предложенные меры должны быть с необходимостью дополнены стимулированием создания фондов поддержки учреждений образования (фондов социально-экономического развития) на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, которые будут аккумулировать спонсорские и родительские средства и направлять их на повышение качества учебного процесса (педагогические инновации), поддержание и развитие материально-технической базы школ, реализацию мер социальной защиты. Порядок и направления расходования средств указанных фонда определяется и контролируется общественными органами управления.
3.3. Реформирование оплаты труда работников образовательной сферы
В настоящее время проводится реформирование отраслей бюджетной сферы по переводу бюджетных учреждений на новые принципы финансирования из государственных и муниципальных источников. Одним из важнейших компонентов реформирования является оплата труда работников бюджетных учреждений.
Целью реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы является ее адаптация к новым условиям хозяйствования, что предусмотрено проектом программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.).
В рамках достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
§ повысить мотивацию специалистов к качественному результату труда;
§ создать условия для привлечения высококвалифицированных кадров;
§ повысить общий уровень оплаты труда;
§ обеспечить оптимальную структуру занятости в бюджетной сфере.
Согласно нововведениям теперь зарплата учителей будет зависеть не от количества учебных часов, а от числа учеников в классе, квалификации педагога и нормативов, определяющихся с учетом конкретных условий каждого региона. Переход на отраслевую систему оплаты труда позволит увеличить зарплату российского учителя вдвое.
Одной из первых эту систему оплаты труда опробовала Самарская область. С 1 сентября новые принципы финансирования были введены во всем регионе. В результате ухода от единой тарифной сетки зарплата учителей повысилась с 4 до 8 тысяч рублей, а в некоторых школах - до 11 тысяч.
Из областного бюджета только в этом году на дополнительные выплаты учителям будет выделено 308 млн. рублей, а в 2007 на эти цели планируется направить более 900 млн. рублей. Всего же в бюджете области на следующий год траты на образование составят 7 млрд. рублей.
Новая система оплаты труда предусматривает прямое финансирование школ - деньги приходят к директору, минуя муниципалитеты. Это позволит руководителям школ в зависимости от количества учеников рассчитывать, какую зарплату они смогут предложить учителям, какое оборудование и учебники закупить. Исходя из формулы оплаты труда, один урок учителя стоит 2 рубля 30 - 40 копеек за каждого ученика. Также внедрение нормативно-подушевого финансирования поможет решить давно ставшую наболевшей проблему нехватки в школах молодых кадров.
Кроме того, следует существенно повысить зарплату лучшим учителям России. Нужно добиваться того, чтобы высокие зарплаты у лучших учителей составляли легально 20-30 тысяч рублей, но для этого нужно перестроить всю систему работы в школе и ввести отраслевую систему оплаты труда.
За последние шесть лет зарплата учителя увеличилась в пять раз. Если в 2000 году средняя зарплата составляла тысячу 240 рублей, то сегодня - шесть тысяч рублей. Для многих регионов это значительное увеличение.
3.4. Повышение инвестиционной привлекательности
сферы образования
Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо создавать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств.
Вместе с тем создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу должно сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных и муниципальных образовательных учреждений от действий, направленных на их необоснованную приватизацию.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:
§ создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;
§ создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;
§ обеспечить введение новых принципов финансирования учреждений профессионального образования и школ;
§ обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;
§ создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями.
Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что безусловно позитивно повлияет на качество образовательного процесса.
Глава IV. Расчет сметы доходов и расходов бюджетного учреждения (среднего профессионального образования)
Таблица 1
Расчет тарифных ставок и стоимости одного часа преподавателей
Разряд
Коэффициент
1 разряд
Тарифная ставка
Ставка 1 часа
1
1170
-
2
1,11
1298,7
1298,70
3
1,23
1439,1
1439,10
4
1,36
1591,2
1591,20
5
1,51
1766,7
1766,70
6
1,67
1953,9
1953,90
7
1,84
2152,8
29,90
2152,80
8
2,02
2363,4
32,83
2363,40
9
2,22
2597,4
36,08
2597,40
10
2,44
2854,8
39,65
2854,80
11
2,68
3135,6
43,55
3135,60
12
2,69
3147,3
46,96
3147,30
13
3,12
3650,4
50,70
3650,40
14
3,36
3931,2
54,60
3931,20
15
3,62
4235,4
58,83
4235,40
16
3,9
4563
63,38
17
4,2
4914
68,25
18
4,5
5265
73,13
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14