Рефераты. Взаимодействие Отдела Внутренних Дел со средствами массовой информации в обеспечении правопорядка

Закон «Об экономической поддержке районных (городских) га-зет», принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г., предус-матривает выделение из федерального бюджета дотаций газетам, издаваемым органами местного самоуправления, по рекоменда-ции общественных объединений при представлении финансово-экономического обоснования. Такие издания включаются в Феде-ральный реестр и могут получать дотации на покрытие части зат-рат по оплате бумаги, полиграфических услуг и федеральной почтовой связи.

Закон «О государственной поддержке средств массовой инфор-мации и книгоиздания Российской Федерации» принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. и вступил в силу 1 января 1996 г. -- одновременно с рядом поправок в действующее налоговое и тамо-женное законодательство. Они предусматривают налоговые и иные льготы средствам массовой информации. При этом не делается различий между государственными и частными изданиями, изда-телями, агентствами новостей или вещательными организациями. Издания и программы эротического и рекламного характера ис-ключены из числа пользующихся льготами. Организации СМИ, которые выпускают и распространяют издания, книги и другую продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, ос-вобождаются от НДС и налогообложения прибыли в части, зачис-ляемой в федеральный бюджет. В законе предусмотрены другие федеральные налоговые и таможенные льготы, льготные расцен-ки на аренду помещений в зданиях (если они находятся в феде-ральной собственности) и льготные тарифы на услуги связи Федеральный закон РФ от 18.10.1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации».// СЗ РФ. 1995. №48. Ст.5128.

.

В 1998 г. Государственная Дума приняла пакет законов, продле-вающих до января 2002 г. государственную поддержку СМИ в Рос-сии. Эти законы были поддержаны всеми думскими фракциями и приняты подавляющим большинством голосов. Данными закона-ми еще на три года продлевается действие закона о государствен-ной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации, который должен был утратить силу 1 ян-варя 1999 г. Несмотря на острый экономический кризис в России, Президент РФ подписал и тем самым ввел закон в действие сразу после того, как он был принят парламентом.

С ослаблением финансовой инфраструктуры и резким сокра-щением рекламного рынка вещатели и издатели еще более, чем прежде, зависят от предоставляемых правительством унифициро-ванных налоговых и таможенных льгот, льготных тарифов на элек-тричество и услуги связи, низких расценок на аренду помещений, находящихся в государственной собственности -- все это предос-тавляется по действующим в настоящее время законам. Согласно пояснительной записке, которая сопровождает законопроекты, они замедлили процесс снижения доли информационных изданий и программ в СМИ и снизили темпы падения в книгопечатании.

Закон «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 г. и подписанный Президентом России 4 июля 1996 г., представляет собой основной документ, регламентирующий вопросы международного информа-ционного обмена, в том числе средств массовой информации. Закон нацелен на обеспечение эффективного участия и сильных пози-ций России в международной информационной инфраструктуре. В нем обязанностями органов государственной власти называются такие задачи, как обеспечение субъектов Федерации иностранны-ми информационными продуктами и услугами, пополнение и за-щита информационных ресурсов (банков данных, архивов и т.п.), внедрение современных технологий и содействие информацион-ному обмену через государственные границы. Согласно закону, нельзя ограничивать вывоз из Российской Федерации массовой информации, документированной в материальной и идентифици-руемой форме. Закон дает некоторым правительственным учреж-дениям право контролировать различные аспекты международно-го, обмена информацией. В двух случаях вводится лицензирование деятельности по международному информационному обмену: когда информационные ресурсы вывозятся из России или государство платит за информацию, ввозимую в Россию для пополнения на-циональных банков данных.

5 сентября 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча-стие в референдуме граждан Российской Федерации». Он был под-писан Президентом РФ Б. Ельциным 19 сентября 1997 г. и вступил в силу 30 сентября 1997 г. Предвыборная агитация определяется в нем как «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, из-бирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избира-телей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них». Закон регламен-тирует агитацию во время проведения избирательных кампаний и референдумов, гарантирует всем зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам равные ус-ловия доступа к средствам массовой информации в той форме и таким образом, какие они выберут самостоятельно. В законе уста-навливаются единообразные временные рамки предвыборной аги-тации: она должна начинаться в день регистрации кандидата и прекращаться за 24 часа до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в самый этот день не допускается опуб-ликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами и референдумом. Закон ус-танавливает специальные правила для средств массовой информации, учредителями которых являются государственные и муници-пальные органы, и для СМИ, субсидируемых государством либо пользующихся предоставленными государством преимуществами или налоговыми льготами, которых нет у других средств массовой информации. В ст. 40 закона оговаривается, что такие общероссий-ские вещательные компании обязаны выделять всем зарегистри-рованным кандидатам и партиям не менее одного часа бесплатно-го эфирного времени по будням в то время, когда телепрограммы собирают наибольшую аудиторию. Соответствующие региональные станции должны предоставлять по 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни. Все другие средства массовой информации имеют право участвовать в избирательной кампании, но обязаны назначить единые условия для всех кандидатов. Как в случае бес-платного, так и платного эфирного времени, каждый кандидат или партия должны иметь право на получение равной доли време-ни, выделенного для предвыборной агитации.

16 сентября 1998 г. российский парламент принял Федераль-ный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». С момента вступления его в силу все принимаемые парламентом или правительством нормативные акты, касающиеся лицензиро-вания любых видов деятельности, должны соответствовать этому закону. В нем перечислены виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В этот список входят телевизионное вещание и радиовещание; вещание дополнительной информации; предоставление услуг в области шифрования информации. Закон принят в новой редакции в 2001 г., которая вступает в силу в фев-рале 2002 г.

Основные положения действующего закона таковы:

· максимальный размер лицензионного сбора за выдачу ли-цензии не должен превышать десятикратного минимального раз-мера оплаты труда;

· срок действия лицензии не может быть менее чем 3 года, если только соискатель лицензии не просит о более коротком сроке;

· заявление на получение лицензии должно быть рассмотрено в течение 30 дней (или ранее) с момента официальной подачи заявления;

· лицензирующие органы должны вести единые реестры вы-данных лицензий, и эти реестры должны быть открыты для обще-ственности;

· лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если были нарушены лицензионные требования и ус-ловия, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а так-же обороне страны и безопасности государства;

· лицензия может быть аннулирована решением суда на осно-вании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компе-тенцией; основаниями для аннулирования лицензии являются: 1) обнаружение недостоверных или искаженных данных в доку-ментах, представленных для получения лицензии; 2) неоднократ-ное или грубое нарушение лицензионных требований и условий; 3) незаконность решения о выдаче лицензии.

Российские эксперты отмечают, что данный закон необходим для эффективного осуществления бизнеса в России, так как мно-гие действующие правительственные акты относительно лицензи-рования противоречат федеральным нормативным актам и друг другу.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в отношении СМИ право призвано решать две основные задачи. Во-первых, оно должно создавать оптимальные условия для деятельности СМИ, прежде всего, обеспечить их независимость, разумеется, в социально допустимых пределах. Во-вторых, максимально ограничить возможности злоупотребления СМИ, использования их в антиобщественных целях. Задачи, как видно, не из простых. Едва ли какое-либо государство может быть уверено в том, что ему удалось их решить на достаточно удовлетворительном уровне Рихтер А.Г. Правовые основы свободы печати. М., «Дрофа». 2001г.

.

2.2. Роль СМИ в функционировании государства.

Общее у СМИ и государства заключается, прежде всего, в том, что их главная задача состоит в сохранении и упрочении существующей социально-политической системы, в обеспечении ее нормального функционирования. Этим в первую очередь определяется содержание распространяемой информации. Плюрализм мнений ограничен интересами безопасности системы.

СМИ, особенно телевидение, обоснованно упрекают в том, что на их страницах и экранах развлекательные программы вытесняют материалы более серьезного характера. Следует вместе с тем учитывать, что и такие программы пропагандируют определенный образ жизни, ценности и стандарты, усваиваемые аудиторией чуть ли не на подсознательном уровне, а потому особенно надежно.

СМИ принимают участие в подготовке и принятии важнейших государственных решений как на уровне законодательной, так и исполнительной власти. От них в немалой мере зависит и последующее осуществление этих решений. Опыт свидетельствует, что даже судебная власть не обладает полным иммунитетом в отношении СМИ.

При этом СМИ не останавливаются перед злоупотреблениями в ущерб общественным интересам, руководствуясь коммерческими соображениями. Зарубежная пресса сообщает множество фактов подобного рода. Актуальна эта проблема также для нашей страны и других бывших советских республик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.