Рефераты. Всероссийская чрезвычайная комиссия

Летом в условиях интервенции и усилившейся гражданской войны государство ввело смертную казнь по приговорам революционных трибуналов. Усилилась карательная деятельность Всероссийской и местных ЧК - они начали выносить постановления о применении исключительной меры наказания в отношении контрреволюционеров. Одновременно вводилась еще одна мера борьбы - заложничество. Право брать заложников было предоставлено ВЧК и ее местным органам, что вне всякого сомнения явилось актом государственного терроризма. Применялась изоляция в концентрационные лагеря.

5 сентября 1918 года принимается постановление Совнаркома о красном терроре, знаменовавшее крайности внутриполитической обстановки. Так, в Лефортовском районе была принята резолюция, призывавшая расстреливать всех контрреволюционеров. Выдвигалось требование о предоставлении районам права самостоятельно принимать решения о расстрелах и создании мелких концентрационных лагерей. Президиуму ВЧК и районным чрезвычайным комиссиям предлагалось безотлагательно рассмотреть дела контрреволюционеров и всех явных расстрелять. Подготовленная инструкция о компетенции районных ЧК предоставила им право расстрела, но после утверждения ВЧК, право налагать наказания до шести месяцев тюремного заключения, а штрафы без ограничения; кроме того, предоставлялось право конфискации имущества.

После введения режима красного террора стали поступать отчеты с мест. Так, 24 сентября 1918 года Павловская уездная ЧК докладывала: «За все время своего существования Комиссией было расстреляно 27 лиц, контрреволюционеров - 12, заложников буржуазии - 12, и троих бандитов». Чрезвычайная Западная комиссия сообщала, что после покушения на жизнь бывшего члена ЧК Михаила Марченко было приговорено к расстрелу 50 человек заложников, из которых 12 человек уже расстреляли.

Правившая верхушка преследовала цель устрашить население страны. Л. Д. Троцкий писал: «Устрашение есть могущественное средство политики и международной, и внутренней. Война, как и революция, основана на устрашении. Победоносная война истребляет по общему правилу лишь незначительную часть побежденной армии, устрашая остальных, сламывая их волю; так же действует революция: она убивает единицы, устрашает тысячи. В этом смысле красный террор принципиально отличается от вооруженного восстания, прямым продолжением которого он является». М. Я. Лацис также пытается обосновать необходимость массовой ликвидации буржуазии: «Не ищите в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом. Первым долгом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова у него профессия, Все эти вопросы должны разрешить судьбу обвиняемого. В этом смысл красного террора».

После достижения цели массового террора полномочия чрезвычайных комиссий были несколько ограничены. В Положении ВЦИК о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях от 28 октября 1918 года губернским ЧК предоставлялось право заключения в дома принудительных работ; в местностях, объявленных на военном или осадном положении, применение высшей меры наказания определялось постановлением коллегии из трех человек, персональный состав которой утверждался президиумом ВЧК. Такие же права предоставлялись особым отделам охраны границ и окружным транспортным отделам.

В Положении об организации ВЧК от 18 ноября 1918 года подтверждалось право ВЧК на применение внесудебных полномочий, в том числе и высшей меры наказания. В инструкции для районных чрезвычайных комиссий подробно перечислялись категории лиц, в отношении которых можно применять расстрел, указывалось, что данная категория дел обсуждается обязательно в присутствии представителя комитета партии коммунистов, причем расстрелы приводились в исполнение лишь при условии единогласного решения трех членов комиссии. По требованию представителя партийного комитета или в случае разногласия среди членов комиссии, дело передавалось на решение ВЧК. Эти же комиссии имели право

заключения в концентрационный лагерь с организацией принудительных работ. Указывалось, что «в целях терроризации буржуазии следует также применять выселение буржуазии, давая на выезд самый короткий срок (24 - 36 часов)».

В инструкции чрезвычайным комиссиям на местах, утвержденной ВЧК 1 декабря 1918 года, определялось: ЧК, являясь органом борьбы в острые моменты революции, применяют в случае необходимости пресечения или прекращения незаконных действий наказания в административном порядке, в том числе штрафы, выселки, расстрелы и т. п. Право на применение высшей меры наказания имели губернские, фронтовые, армейские и областные ЧК. Таким образом, расстреливать можно было в административном порядке, без предания человека суду.

28 декабря 1918 года президиум ВЧК отклонил предложение Петерса, чтобы чекисты вершили расстрелы с ведома ревтрибуналов на том основании, что «ревтрибуналы не перешли в ведение ВЧК». В состав новой утвержденной судебной тройки ВЧК вошли Дзержинский, Лацис, М. С. Кедров и И. К. Ксенофонтов. 4 февраля 1919 года на заседании ЦК РКП(б) было принято постановление о полномочиях ЧК и ревтрибуналов. Комиссии в составе Ф. Э. Дзержинского, И. В. Сталина и Л. Б. Каменева было поручено подготовить проект положения ВЦИК о чрезвычайных комиссиях, основой которого становилось следующее: право вынесения приговоров передавалось из ЧК в ревтрибуналы, аппарат ЧК оставался в качестве розыскных органов и органов непосредственной борьбы с вооруженными выступлениями (бандитскими, контрреволюционными и т. п.), за ЧК сохранялось право расстрелов при объявлении той или иной местности на военном положении. Таким образом, главными функциями ЧК определялись розыск и право внесудебных расстрелов при введении военного положения. Но через месяц, в марте, в связи с наступлением армии Колчака, все права ВЧК осени 1918 года были восстановлены.

24 апреля 1919 года ВЦИК принял дополнение к Положению о ЧК. Право вынесения приговоров по всем делам, возникающим в чрезвычайных комиссиях, предлагалось передавать реорганизованным трибуналам. При наличии вооруженных выступлений (контрреволюционных или бандитских) за ЧК сохранялось право непосредственной расправы для пресечения преступлений. Такое же право сохранялось за ЧК в местностях, объявленных на военном положении за преступления, указанные в самом постановлении о введении военного положения. Кроме того, ВЧК предоставлялось право заключения в концентрационный лагерь.

Постановление ВЦИК от 16 июня 1919 года определило организацию лагерей принудительных работ, которая возлагалась на губернские чрезвычайные комиссии. Во всех губернских городах в указанные особой инструкцией сроки должны были быть открыты лагеря, рассчитанные не менее чем на 300 человек каждый. С разрешения НКВД такие лагеря могли открывать и в уездах. Заключению в лагеря подлежали те лица и категории лиц, относительно которых были вынесены постановления отделов управления, ЧК, революционных трибуналов, народных судов и других советских органов, которым предоставлялось это право декретами и распоряжениями.

Председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский 19 июня 1919 года утвердил Инструкцию о чрезвычайных комиссиях на местах. Делами по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности ведали организованные местными советами или их исполкомами на одинаковых правах с иными отделами местные чрезвычайные комиссии. Обязанностью губернских ЧК являлось наблюдение за революционным порядком в губернии. Комиссии при объявлении обслуживаемой территории на особом положении имели право применять репрессивные меры в административном порядке.

Своим постановлением об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении от 20 июня 1919 года ВЦИК конкретизировал пункт 3 постановления ЦИК о ВЧК (от 24 апреля 1919 года) о праве непосредственной расправы в местностях объявленных на военном положении. В разъяснении постановления ВЦИК от 20 июня 1919 года определялось право чекистских органов в местностях, объявленных на военном положении, на непосредственную расправу (вплоть до расстрела) за нижеследующие доказанные преступные деяния Чибиряев С.А. История государства и права России. - М.: Былина, 2000г. - с.336:

- принадлежность к контрреволюционной организации и участие в заговоре против советской власти;

- государственная измена и шпионаж;

- укрывательство изменников и шпионов;

- сокрытие в контрреволюционных целях боевого оружия;

- подделку денежных знаков;

- подлог в контрреволюционных целях документов;

- организацию поджогов и взрывов;

- умышленное истребление или повреждение железнодорожных путей, мостов и других сооружений, телеграфного или телефонного сообщения, складов воинского вооружения, снаряжения, продовольственных и фуражных запасов;

- бандитизм (участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей), пособничество им и укрывательство;

- разбой и вооруженный грабеж;

- торговлю кокаином.

21 октября 1919 года был издан декрет СНК о создании для дел о крупных спекуляциях Особого революционного трибунала при ВЧК, приговоры которого становились окончательными и обжалованию в кассационном порядке не подлежали. Особый революционный трибунал в своих суждениях должен был руководствоваться исключительно интересами революции, не связывая себя никакими формами судопроизводства и процессуальными тонкостями, его заседания проходили гласно.

Приказ ВЧК от 17 декабря 1919 года предписывал местным органам брать на учет «все буржуазное население, могущее служить заложниками», как-то: бывших помещиков, купцов, фабрикантов, заводчиков, банкиров, крупных домовладельцев, офицеров старой армии, видных чиновников царского времени и времени Керенского, родственников белогвардейцев, а также видных функционеров «противосоветских партий», склонных остаться за фронтом в случае отступления красных. Списки представлялись в ВЧК, которая решала, когда приступать к взятию заложников.

25 декабря 1919 года съезд особых отделов принял инструкцию, в которой как средство осуществления возложенных задач в числе других мер разрешил применять высылку из фронтовой полосы, заключение в лагеря принудительных работ и прочие административные меры, являвшиеся прерогативой губернских ЧК.

ВЦИК и Совнарком своим постановлением от 17 января 1920 года отменили применение высшей меры наказания. В этой связи президиум ВЧК 15 февраля направил инструкцию чрезвычайным комиссиям, особым отделам и их отделениям на местах о праве налагать за преступления такие наказания, как штрафы и заключение в концлагерь; дела могли передаваться в трибуналы или народные суды. Губернские ЧК имели также право подвергать заключению без срока лиц, опасных для революции, но уведомляя в каждом случае президиум ВЧК. Мера наказания определялась коллегией губчк и по представлению начальника особого отдела.

В связи с угрожающими размерами бандитизма Совнарком 19 февраля 1920 года постановил «лиц, обвиняемых в вооруженных грабежах, разбойных нападениях и в налетах, предавать суду революционного военного трибунала». ВЧК и трибуналу, по взаимному соглашению, было предоставлено право учреждать военные трибуналы в местностях, опасных в отношении бандитизма. Определялись судопроизводственные правила. В то же время, в целях борьбы с нарушителями трудовой дисциплины и с «паразитическими элементами населения» в случае, если дознанием не установлено достаточных данных для направления дел о них в порядке уголовного преследования, за ВЧК и губернскими ЧК сохранялось право заключения таких лиц в лагерь принудительных работ на срок не свыше пяти лет. Таким образом, чрезвычайные комиссии могли без достаточных доказательств, минуя судебные органы, проводить репрессивную политику.

Разразившаяся советско-польская война вызвала решение Совета Труда и Обороны об объявлении во многих местностях военного положения и предоставлении права расстрела Петроградской, Новгородской, Олонецкой, Тверской, Архангельской, Ярославской, Московской, Нижегородской, Тульской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Брянской и Казанской губернским чрезвычайным комиссиям; Череповецкой, Вологодской, Северо-Двинской, Иваново-Вознесенской, Владимирской, Рязанской и Орловской губчк предоставлялось право выносить приговоры о расстреле в исключительных случаях, приводя их в исполнение после санкции ВЧК. Особые отделы фронтов и армий по постановлению троек, персонально утвержденных ВЧК, имели право применения высшей меры наказания по обвинению в шпионаже, бандитизме, участии в вооруженном восстании.

Ко времени окончания боевых действий карательные функции не изменились. Так, декрет СНК от 29 августа 1921 года позволял тех иностранных граждан, образ жизни, деятельности и поведения которых признавались несовместимыми с принципами и укладом жизни рабоче-крестьянского государства, высылать из пределов РСФСР по постановлению ВЧК или приговорам судебных органов.

В декабре 1921 года ВЦИК принял решение сузить полномочия органов ВЧК и усилить начала законности. В условиях мира отпала нужда в органе, который пользовался, по характеристике Лациса «в своей борьбе приемами и следственных комиссий, и судов, и трибуналов, и военных сил». ВЧК была упразднена 6 февраля 1922 года декретом ВЦИК. Для выполнения задач по подавлению контрреволюционных выступлений, бандитизма, борьбе со шпионажем, охране железнодорожных и водных путей, границы при НКВД РСФСР было создано Государственное политическое управление.

В последние годы встал вопрос о числе жертв органов ВЧК. Из книги в книгу попадает цифра Роберта Конквиста - 140 тысяч человек. Так ли это? Статистические материалы свидетельствует, что число расстрелянных органами ВЧК в целом соответствует тем цифрам, что приводил Лацис за 1918 и семь месяцев 1919 года: соответственно 6300 и 2089 человек. Расхождение наблюдается только по количеству учреждений, представивших сведения. По Лацису, сведения представлены из 20 губерний, статистические таблицы свидетельствуют - из 34 губерний в 1918 году и из 35 - в 1919 году. По 17 регионам сведения не перепроверялись. В 1921 году по статистике были расстреляны 9701 человек. За контрреволюционные преступления в 1918 году были расстреляны 1637 человек, за семь месяцев 1919 года - 387 человек. Таким образом, почти за три года органы ВЧК уничтожили 17,5 тысяч человек. Вне всякого сомнения, эти данные не полные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделав простейшие выводы из всего вышеизложенного, можно прийти к одной простой схеме, что органы государственной безопасности, какими бы особыми и секретными они не были, как составная часть государственного аппарата должны, прежде всего, служить не отдельным политическим интересам и амбициям, а стоять на страже подлинных интересов народа и Отечества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: «ЮРИСТ», 1999г. - 608с.

2. История отечественного государства и права/под. ред. О.И. Чистякова. - М.: БЕК, 1999г. - 584с.

3. Рассказов А.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в советском государстве. - М.: Былина, 1999г. - 530с.

4. Чибиряев С.А. История государства и права Росии. - М.: Былина, 2000г. - 528с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.