Рефераты. Возникновение и развитие прокуратуры в РФ

Конституция Российской Федерации 1993 года по-свящает прокуратуре ст. 129, где устанавливает, что она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Из содержания ст. 129 следует, что Конституция не определяет функции (полномочия) прокуратуры Рос-сийской Федерации, относя этот и другие вопросы организации и деятельности прокуратуры к предмету регулирования специального закона.

Отсутствие конституционного решения таких вопро-сов стало одной из причин различных подходов к опре-делению функций (полномочий) и места прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации. В частности, имели место попытки "ликвидировать" надзорные функции российской прокуратуры, сведя ее деятельность лишь к поддержанию обвинения в суде в качестве одной из сторон уголовного судопроизводства. Однако эти "реформаторские" идеи не получили обще-ственной поддержки.

В условиях идеологической борьбы группой ученых и практиков была создана Концепция развития проку-ратуры Российской Федерации на переходный период1. На основе этой Концепции разработан и введен в действие Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". Изменения, внесенные в ранее действовавший Закон, настолько существенны, что можно говорить о качест-венно новом нормативном акте, отвечающем интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значи-тельной мере учтен опыт сходных государственно-пра-вовых структур развитых стран мира. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преем-ственность отечественного правового опыта. Акцент сделан на развитие огромного правозащитного потен-циала прокуратуры, в том числе в реализации ею конституционного приоритета обеспечения реальных га-рантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого в Закон введена специальная глава о прокурор-ском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуроры осуществляют надзор за испол-нением законов федеральными министерствами и ве-домствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Фе-дерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также руководи-телями коммерческих и некоммерческих организаций.[4, c. 57]

Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для опреде-ления сущности прокурорской системы, функций про-куратуры, ее правового статуса, организационного по-строения, форм и методов деятельности.

Фундаментальные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), олицетворяющие собой единую государственную власть и ее разделение, не исключают возможность существования иных функци-онально самостоятельных правовых институтов. Их на-личие определяется реальными потребностями государ-ственно-правовой жизни, необходимостью демократи-ческого контроля и "сдерживания" любой из основных ветвей власти. Актуальным в этой связи представляется развитие сформулированной в отечественной юриспру-денции концепции контрольной власти.

В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов". Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заин-тересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.

^Подчинение прокуратуры исполнительной либо су-дебной власти может разрушить сложившуюся в госу-дарстве систему "сдержек и противовесов", усилить опасность нарушения законов. И исполнительные ор-ганы, и судебная власть так или иначе применяют законы. Нарушения Конституции, федеральных зако-нов судьями, органами исполнительной власти приве-дут к тяжким последствиям. Если не иметь независимо-го от судов прокурорского надзора, то не будет механиз-ма реагирования на нарушения законов судьями, а если подчинить прокуратуру исполнительной власти, полу-чится, что последняя осуществляет надзор за исполне-нием законов представительными органами и в опреде-ленной мере судебной властью.

Из содержания Конституции Российской Федера-ции следует, что прокуратура не может относиться к органам ни судебной, ни исполнительной власти. Пра-восудие в Российской Федерации осуществляется толь-ко судом (ст. 1 18 Конституции), а ст. 77 Конституции устанавливает, что федеральные органы исполнитель-ной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему ис-полнительной власти в Российской Федерации. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов Российской Федерации, являются федеральными орга-нами -- звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 129 Конституции).

До принятия Конституции 1993 года прокуратура была своего рода контрольным органом законодатель-ной власти, чему соответствовал порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации на должность, его' подотчетность только высшим законо-дательным органам. Таким образом, прокурор был ори-ентирован на сотрудничество преимущественно с одной ветвью власти -- законодательной, только ей был под-контролен и только ее решения обязан был выполнять.

В настоящее время Президент, будучи главой госу-дарства, принимает на себя ответственность за состоя-ние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности об-щества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.

Таков правовой статус современной российской прокуратуры.

4. Система органов прокуратуры Российской Федерации и организационное их построение.

В соответствии со ст. 129 Конституции и ст. I Феде-рального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Фе-дерации представляет собой единую федеральную цент-рализованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное пре-следование в соответствии с полномочиями, установ-ленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступнос-тью. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О прокурату-ре Российской Федерации" систему российской прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Россий-ской Федерации, прокуратуры республик в ее составе, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов.

В системе прокуратуры Российской Федерации функционируют и специализированные звенья проку-рорской системы (органы Главной военной прокурату-ры, транспортные, природоохранные прокуратуры и некоторые другие). Эти прокуратуры осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора и Законом о про-куратуре, являются составной частью централизован-ной прокурорской системы и руководствуются прика-зами и указаниями Генерального прокурора.

Верхнюю ступень в иерархической лестнице систе-мы органов прокуратуры занимает Генеральная проку-ратура Российской Федерации -- высшее звено проку-рорской системы.

В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государствен-ное устройство, установленное Конституцией Россий-ской Федерации.

Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному устройству России. Согласно ст. 5 Конституции Российская Феде-рация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автоном-ных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В каждом из них имеется соответствующая прокуратура.

В прокуратурах субъектов Федерации действуют со-образно административно-территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредст-венно подчиняются соответственно прокурорам рес-публик, краев, областей, автономной области, автоном-ных округов. Для более действенного и оперативного осуществления прокурорского надзора, приближения прокурорских органов к населению и городах -- столи-цах республик, краевых и областных центрах образуют-ся прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур.

В ряде случаев наименование прокуратур отличается определенным своеобразием, вытекающим из особен-ностей территориального деления некоторых субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, в Республике Тыва -- прокуратуры кожуунов, а не районов.

В отдельных городах отсутствует районное деление и образованы административные округа. Соответствен-но с этим образуются прокуратуры административных округов и им придается статус прокуратур городских районов.

В большинстве же субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов обра-зованы межрайонные прокуратуры, которые осущест-вляют надзор на территории нескольких районов.

Специфику имеет и организация органов прокурату-ры в Москве. Здесь в соответствии с Уставом города созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайон-ные прокуратуры, обеспечивающие надзор на террито-рии ряда муниципальных районов, и прокуратуры ад-министративных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением. Прокуроры администра-тивных округов осуществляют руководство межрайон-ными прокурорами и непосредственно надзирают за исполнением законов на подведомственной террито-рии. Все эти прокуроры подчинены прокурору Москвы.

Как уже отмечалось, в систему прокуратуры Россий-ской Федерации входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся военные, транс-портные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осущест-вляющие надзор в закрытых административно-террито-риальных образованиях и на режимных объектах.

Возглавляет военные прокуратуры Главная военная прокуратура, которая на правах структурного подразде-ления входит в Генеральную прокуратуру. Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Структуру военной прокуратуры составляют: прокуратуры военных окру-гов, прокуратура Ракетных войск стратегического на-значения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Российской Федерации. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокура-тур городов и районов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.