Рефераты. Возникновение и развитие органов предварительного следствия

Осуществление предварительного следствия является основой, главной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе производить оперативно- розыскную деятельность. В случаи необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголовным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов.

В целях активизации выявления и расследования преступлений, совершенных организованными группами, а так же в сфере экономической деятельности при Следственном комитете МВД России, при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте были организованы управления (отделы) по расследованию организованной преступной деятельности, в состав которых вошли указанные выше специализированные следственные отделы.

Значительно обновилась нормативно - правовая база, регулировавшая вопросы взаимодействия следствия с подразделениями и службами органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений. Предусмотрено так же обязательное участие в реализации оперативных материалов подразделениями по борьбе с организованной преступностью.

Вопросы совершенствования деятельности следственных аппаратов органов внутренних дел были предметом рассмотрения в 1997 г. на коллегии МВД России, выработавшей меры по улучшению организации деятельности, обеспечению взаимодействия следствия со службами милиции и ряд иных решений. Специалисты Следственного комитета участвовали в разработке проекта УПК РФ, который 6 июня 1997 г. был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ В первом чтении.

Указанные и другие практические меры позволили несколько улучшить основные качественные показатели следствия: уменьшился удельный вес уголовных дел, возвращенный для дополнительного расследования, оконченных в срок свыше двух месяцев и прекращенных производством.

Одновременно в указанный период отмечалась тенденция увеличения (на 23, 8 процента) числа граждан, оправданных судами и реабилитированных в ходе предварительного следствия по делам следователей органов внутренних дел (с 1881 в 1994 г. до 2328 обвиняемых в 1997 г.). Не сократилось и количество необоснованно арестованных граждан (соответственно 1191 в 1994г. и 1170 в 1997г. подозреваемых, обвиняемых).

Продолжала ухудшаться и кадровая ситуация. В 1994-1997 гг. из органов внутренних дел ежегодно увольнялось от 4,1 до 4,6 тыс. следователей и еще от 1,4 до 1,8 тыс. переходило в другие службы.

Число следователей с высшим юридическим образованием к 1997 г. сократилось до 43.6 процента (самый низкий показатель за 20 лет).

Наиболее эффективным оказался третий этап реформирования органов предварительного следствия (с 1998 г. по настоящее время), в течение которого приняты и продолжают осуществляться наиболее кардинальные меры, которые способны существенно приблизить следственный аппарат МВД России к концептуальной модели централизованного федерального следственного органа.

23 ноября 1998 г. Президентом РФ был издан Указ № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренний дел российской Федерации», направленный на укрепление правовой основы развития следственного аппарата органов внутренний дел и реализацию Концепции судебной реформы в Российской Федерации и Концепции развития органов внутренний дел и внутренних войск МВД России (на период до 2005 г.). Указ впервые установил нормативно-правовой статус органов предварительного следствия в системе МВД России во главе со Следственным комитетом.

Были приняты так же меры по повышению уровня оплаты труда следственных работников и закреплению их штатной численности. Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1999г. № 126 «О численности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и оплате труда их сотрудников» министру внутренних дел представлено право устанавливать надбавку в размере до 50 процентов должностного оклада за службу в органах предварительного следствия, а их штатная численность, согласно этому постановлению может быть изменена только Правительством РФ.

В исполнении указа Президента России № 1422 от 23 ноября 1998 г. министерством внутренних дел РФ издан ряд ведомственных нормативно-правовых актов, согласно которым в течение 1999-2000 гг. осуществлены значительные организационно - штатные мероприятия, направленные на совершенствование деятельности органов предварительного следствия, повышение их статуса и роли руководителей как на уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов российской Федерации, УВД на транспорте и режимных объектов, так и в звене горрайлинорганов внутренних дел.

В целях укрепления процессуальной независимости и предупреждения незаконного вмешательства в их деятельность при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами с участием или при прямом попустительстве должностных лиц, а так же фактов коррупционных проявлений со стороны последних, МВД России были созданы десять непосредственно подчиненных следственному комитету региональных следственных отделов по расследованию организованной преступной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1999 г. №1132 для этого дополнительно выделено 170 единиц штатной численности. Несколько ранее в этих же целях было создано Региональное управление по расследованию преступной деятельности на Северном Кавказе, расположенном в городе Нальчике Кабардино-Балкарской Республики. В развитие положений Указа Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г., согласно которому в Российской Федерации образованы семь федеральных округов, приказом МВД России на базе указанных подразделений по федеральным округам были созданы семь следственных управлений, непосредственно подчиненных Следственному комитету.

Совершенствовалась и система кадрового обеспечения. В 1999-2000гг. ежегодный выпуск специалистов следственной квалификации, подготовленным высшими образовательными учреждениями МВД России достиг 2200 человек и запланировано его увеличение до 3,5 тыс. по согласованию с Министерством обороны РФ на должности следователей органов внутренних дед разрешен прием по контрактам сроком ан 5 лет выпускников юридических факультетов (отделений) гражданских образовательных учреждений, не прошедших военную службу (до 2 тыс. человек ежегодно).

Предпринятые Президентом и Правительством России и МВД меры способствовали повышению уровня организации работы органов предварительного следствия и, в конечном счете, качественных показателей следствия. Так, удельный вес уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, уменьшился с 8,2 процента в 1998 г. до 5,8 процента за 9 месяцев 2000 г.; оконченных в срок свыше двух месяцев - соответственно с 16, 3 до 13,6 процента. Последовательно сокращается число граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности (с 2400чел. в 1998 до 2020 в 1999 г. и 1042- за 9 месяцев 2000 г.), в том числе содержащихся под страже (с 1189 чел. в 1998 г. до 591- за 9 месяцев 2000 г.)

Несколько улучшилась и кадровая ситуация. Некомплект следователей на 1 июля 2000 г. составил 1,5 тыс. человек, или 3,1 процента. В августе - сентябре 2000 г. на службу в органы внутренних дел только из системы образовательных учреждений МВД России пришло более 2000 специалистов высшей юридической квалификацией. Планировалось так же принять определенное число выпускников гражданских высших юридических учебных заведений, что позволило сократить некомплект и довести число следователей с высшим юридическим образованием примерно до 54 процентов.

В настоящее время следственный аппарат страны общей численностью более 63 тыс. человек в основном сосредоточен в системе МВД России - 83 процента, в органах прокуратуры -12,2 процента, в органах налоговой полиции - 3,2 процента.

Заключение
О месте и роли следственного аппарата в системе государственных органов, необходимости укрепления его вертикальной ветви учеными и практиками уже высказывались самые разнообразные мнения.

Достаточно четкого разграничения производства предварительного следствия в Российском государстве в период с 9 по 19 вв. не существовало: предварительное следствие, дознание, розыск осуществляла полиция. Судебная реформа была необходима: суд помещика должен был быть заменен судом государственным.

Таким образом, до реформы 8 июня 1860 г. расследование преступлений в России являлось одной из функций общих административных органов. Ядро следственного аппарата составляла полиция. Порядок и общие условия расследования преступлений соответствовали принципам розыскного процесса. Благодаря реформе 1864 г. судебная власть была отделена от власти административной.

Складывающаяся в России за последние годы криминогенная ситуация в системе МВД при явно не достаточном уровне ресурсного и нормативно-правового обеспечения деятельности органов предварительного следствия, высокой текучести кадров и низком профессионализме части следственных работников требовали разработки и принятия адекватных и наиболее оптимальных мер по дальнейшему реформированию следственного аппарата и законодательной базы его функционирования, а так же мобилизации скоординированных с оперативными службами усилий следствия на приоритетных направлениях борьбы с организованной и экономической преступностью, коррупцией, наркобизнесом, терроризмом и иными тяжким преступлениями.

Таким образом, для того чтобы максимально избежать издержек в правоохранительной деятельности при осуществлении задачи совершенствования следственного аппарата, представляется целесообразным поэтапное его реформирование по мере стабилизации общественно - политической, экономической и правовой ситуации в обществе.

На первом этапе необходимо:

образовать в системе милиции общественной безопасности и криминальной милиции мощные подразделения дознания, в подследственность которых передать расследование преступлений небольшой и средней тяжести в форме упрощенного производства;

передать из прокуратуры в подследственость следователей органов внутренних дел уголовные дела об обще уголовных преступлениях;

разработать нормативно- правовую базу для последующего функционирования федерального органа предварительного следствия, подготовив проект федерального закона «Об органах предварительного следствия» и пакет соответствующих нормативно правовых актов по его реализации;

усовершенствовать систему профессиональной подготовки, подбора и расстановки кадров путем увеличения числа факультетов со следственной специализацией в образовательных учреждениях системы МВД России; создать свой кадровый аппарат

разработать систему федерального снабжения и финансирования органов предварительного следствия и создать их материально - техническую базу.

На основе анализа законодательных источников, архивных материалов изучая систему государственных органов, осуществляющих расследование преступлений на протяжении всего исторического развития органов предварительного следствия необходимо сделать вывод о том, что сегодня российский следователь не обладает теми широкими полномочиями которые были у русского судебного следователя по уставу уголовного судопроизводства. «Он опутан формальными ограничениями по собиранию доказательств. Мертвые нормы обязывают его вести всестороннее, полное и объективное расследование, протоколировать каждое следственное действие, мешаю тем самым превратиться ему в орган уголовного преследования, осуществлять свободное доказывание с целью раскрытия преступления, изобличая лиц, виновных в его совершении». Левенский А. А. Предварительное следствие по судебным уставам, его недостатки и меры к улучшению // журнал Министерства Юстиции. 1995. -№11.- С. 16.

Для того, чтобы не возникало возникающих проблем и необходимо проведение реформ предварительного следствия, но не всегда изменения и реформы могут решить поставленные перед ними задачи. Практика показала, что реформа 1860-1864 гг. не смогла радикально повысить эффективность предварительного следствия и устранить его недостатки. Остро встала проблема разграничения полицейского дознания и предварительного следствия, производимого судебным следователем. Оказалось, что передача следствия судебным органам требует более детальной законодательной проработки с точки зрения распределения функций обвинения, защиты и разрешения правовых вопросов между лицами и органами, участвующими в расследовании преступлений. Деятельность аппарата судебных следователей показало и не совсем удачное решение проблемы определения служебного и правового статуса следователя, что стало одной из причин того, что высокие законодательные требования к образовательному и профессиональному уровню следователя не удалось достичь на практике. Проблема комплектования следственного аппарата кадрами, обладающими соответствующими качествами, осталась не решенной.

Указанные проблемы перекликаются с проблемами реформы предварительного следствия сегодняшнего дня, и обращение к историческому опыту их разрешения объясняет их наличие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.