Рефераты. Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в Республике Беларусь

Анализ аграрной, экономической и юридической лите-ратуры, а также нормативных актов показывает, что осуще-ствление земельной реформы связывается в первую оче-редь с совершенствованием земельных отношений в сфере сельскохозяйственного производства; рациональным ис-пользованием земель в этой области.

Землями сельскохозяйственного назначения призна-ются все земли, предоставленные для нужд сельского хо-зяйства или предназначенные для этих целей.

Кодекс о земле установил, что не относятся к землям сельскохозяйственного назначения земельные участки садоводческих товариществ и земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, предос-тавленные для ведения коллективного садоводства и дачно-го строительства, а также земельные участки, предостав-ленные для дачного строительства.

Законодатель, определяя понятие земель сельскохозяй-ственного назначения, исходит из двух основных призна-ков: хозяйственное назначение земель, используемых для сельскохозяйственных целей; сельскохозяйственные цели, для которых эти земли предназначены к использованию в будущем.

Не все земли, признанные в установленном порядке пригодными для сельского хозяйства, используются для сельскохозяйственных целей. Часть их включена в состав земель лесного фонда, часть - в состав земель населенных пунктов. Режим таких земель, хотя и названных сельскохо-зяйственными, подчиняется режиму соответствующей ка-тегории земель.

Земли сельскохозяйственного назначения характеризу-ются единством хозяйственного использования - для нужд сельского хозяйства. Однако по своему составу они неод-нородны.

Показателями, выражающими экономическую и право-вую сущность землепользования в сельском хозяйстве, яв-ляются земельные угодья.

Земельные угодья являются экономической хозяйст-венной формой использования земли как средства произ-водства.

Сельскохозяйственные земельные угодья - участки зем-ли, отличающиеся своими природными, хозяйственно-экономическими особенностями, характером использова-ния в соответствии с планами развития сельского хозяйства. В основе такого выделения лежит их целевое использо-вание. Однако следует иметь в виду, что одни и те же тер-ритории могут использоваться как для основных, так и для побочных целей, как основной и иной вид угодий. Так, временно сенокос может использоваться под пастбище.

Виды и количество земельных угодий зависят от харак-тера использования земли. Природные ее свойства и факто-ры предрешают целесообразность и возможность хозяйст-венного использования для тех или иных нужд.

По характеру правового режима сельскохозяйственные угодья делятся на:

пахотные земли (пашни),

многолетние насаждения,

сенокосы,

пастбища,

залежь и др.

Для использования каждого вида угодий устанавлива-ются свои правила.

В составе земельных угодий главное место занимают пахотные земли - площади, занятые посевами (однолетни-ми культурами), чистые поля, огороды.

Признание земель (особенно пахотных) пригодными для сельскохозяйственных целей производится на основа-нии данных государственного земельного кадастра.

На пашне производится основная сельскохозяйственная продукция, на эти угодья падает большая доля затрат в сельском хозяйстве. Говоря об основной задаче сельскохо-зяйственного производства, академик В.Р. Вильяме писал: «...Мы производим скрытую (потенциальную) энергию, которая лежит в основе всей жизни человека. Мы произво-дим пищу»2.

К числу важнейших сельскохозяйственных угодий от-носят многолетние насаждения - сады, ягодники и др. На них получают особо ценную продукцию. В отличие от пашни использование этих земель осуществляется для выращивания многолетних древесных и кустарниковых рас-тений. Причем значительный период времени затрачивает-ся на закладку сада, ягодника, их использование для этих нужд потому носит длительный характер.

В числе сельскохозяйственных угодий - сенокосы и па-стбища. Их по обыкновению называют естественными (природными) кормовыми угодьями. Иногда в сельскохо-зяйственной литературе встречается термин «угодья луго-водства», а вместо названия «сенокос» - луг. Эти угодья служат кормовой базой для общественного и личного жи-вотноводства.

В составе сельскохозяйственных земель может быть и залежь (те пахотные угодья, которые временно не исполь-зуются для посевов сельскохозяйственных и иных культур).

Сельскохозяйственные угодья делятся на подвиды. При этом используются различные критерии, степень освоения земель, природные признаки, характеризующие состояние того или иного угодья (например, степень эрозированности, засоленности, закустаренности и др.). Сенокосные и паст-бищные угодья подразделяются на отдельные виды:

заливные,

заболоченные,

суходольные,

пастбищные угодья - летние, осенне-весенние и т.п.

Каждое из угодий состоит из отдельных частей, имею-щих замкнутую границу - контур. Чем больше контур, тем больше возможности для технической обработки земли. Мелкоконтурность создает неудобства в использовании. Для более полной характеристики угодий необходимы све-дения об их контурности.

В ходе сельскохозяйственного производства могут из-мениться состав и соотношение угодий, как позитивно, так и негативно (вовлечение в оборот новых, ранее неисполь-зуемых площадей; перевод одних угодий в другие). Уменьшение площадей орошаемых и осушенных земель, пахотных земель, земель, занятых под постоянными куль-турами, улучшенных сенокосов и пастбищных земель, цен-ных высокопродуктивных земель, в том числе перевод их в менее продуктивные, не допускается, за исключением случаев особой необходимости, определяемых Президентом республики Беларусь или по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь.

Кроме сельскохозяйственных угодий в данной катего-рии земель имеются несельскохозяйственные земли - уча-стки, призванные обслуживать сельскохозяйственное про-изводство.

В составе данной категории земель могут быть и неис-пользуемые, резервные территории, овраги, болота, крутые склоны и т.п. земли. Они - резерв сельскохозяйственного производства - подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья.

Отдельную группу составляют земли, используемые как предмет труда, служащие для добычи на нужды сельского хозяйства торфа, песка, мела, известняка и т.п.

Действующее земельное законодательство в своих нор-мах не дает понятия правового режима земель сельскохо-зяйственного назначения, а содержит лишь общую регла-ментацию деятельности различных субъектов, владеющих или пользующихся этими землями.

В науке земельного права указывается, что определить правовой режим любой категории земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения, - это значит, во-первых, дать понятие этих земель как объекта данного зе-мельного отношения, во-вторых, определить круг земле-пользователей этих земель, установить их права и обязан-ности, в-третьих, выявить порядок управления этими зем-лями, и, наконец, в-четвертых, указать те формы и меры ответственности, которые определены законом для пользо-вателей земель сельскохозяйственного назначения в случа-ях нарушения или неисполнения ими возложенных на них обязанностей.

Необходимо разграничить право землепользования сельскохозяйственного предприятия и право общего сель-скохозяйственного землепользования.

Право сельскохозяйственного землепользования в науке земельного права рассматривается как система правовых норм, регулирующих порядок использования земли в каче-стве основного средства производства в сельском хозяйстве путем установления прав и обязанностей землепользовате-лей1.

В более широком аспекте следует различать сельскохо-зяйственное и все иные виды пользования землей (несель-скохозяйственное, в том числе, лесохозяйственное, водохо-зяйственное и т.п.).

Использование земли в качестве средства производства возможно и в лесном хозяйстве - все, что связано с лесовосстановительными работами, производится на земле, с использованием и обработкой земельных участков. Но об-работка земли (циклы ее и др.) в сельском и лесном хозяй-стве различна.

Разграничение понятий «право сельскохозяйственного землепользования» и «право землепользования сельскохо-зяйственного предприятия» имеет важное теоретическое и практическое значение. Понятие сельского хозяйства как отрасли производства шире понятия сельскохозяйственного землепользования, так как сельское хозяйство не ограничи-вается земледелием.

Право сельскохозяйственного землепользования вклю-чает право владения и внутрихозяйственного управления землей в пределах прав, предоставленных законом; содер-жит совокупность норм, предусматривающих порядок из-менения и прекращения землепользования, охрану прав землепользователей и ответственность за нарушение требо-ваний рационального использования земли в сельском хо-зяйстве.

Действующее законодательство разграничивает право-вой режим земельных участков сельскохозяйственных предприятий, используемых в качестве средства сельскохо-зяйственного производства, и только в качестве территори-ального базиса. Оно регламентирует порядок размещения объектов внутрихозяйственного строительства юридиче-ских и физических лиц на землях сельскохозяйственного назначения. Порядок размещения объектов внутрихозяйст-венного строительства на землях сельскохозяйственного назначения устанавливается Советом Министров Респуб-лики Беларусь (ст. 98 Кодекса о земле).

Гарантии целевого, рационального использования зе-мель сельскохозяйственного назначения предполагают ре-шение ряда задач:

¦ обеспечение надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения;

охрану и восстановление, повышение плодородия почвы, а также других свойств земли;

предотвращение уменьшения площадей сельскохо-зяйственных угодий, в первую очередь пахотных земель.

Решение этих проблем осуществляется с помощью сис-темы экономических, организационных, технических и правовых средств.

Среди правовых средств, обеспечивающих сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйствен-ного назначения, важное место занимает закрепленный в нормах земельного и иного законодательства приоритет земель сельскохозяйственного назначения (приоритет пра-ва сельскохозяйственного землепользования). Принцип приоритета означает установление в нормах земельного права преимуществ для субъектов права сельскохозяйст-венного землепользования и сельского хозяйства как от-расли хозяйства.

Приоритет предполагает соблюдение ряда правил субъ-ектами права землепользования и другими участниками земельных отношений, а также органами государства. Он состоит в следующем:

1. Земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, должны предоставляться прежде всего для нужд сельского хозяйства. Признание земель пригодными для сельскохо-зяйственных целей производится на основании данных государственного земельного кадастра (ст. 28 Кодекса о зем-ле).

Предоставление и изъятие земель сельскохозяйствен-ного назначения производится на основании решения ком-петентных органов (ст. 25 Кодекса о земле).

Изъятие сельскохозяйственных земель, расположен-ных на дерновых и дерново-карбонатных почвах, для не-сельскохозяйственных нужд не допускается (ст. 40 Кодекса о земле).

Изъятие других сельскохозяйственных земель, кроме вышеназванных, опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений допускается лишь в слу-чаях особой необходимости.

5. Изъятие сельскохозяйственных земель с кадастровой оценкой свыше 40 баллов, земель опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для несельскохозяйственных нужд производится по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь.

6. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, связи, маги-стральных трубопроводов, а также для иных несельскохо-зяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяй-ственного назначения или не пригодные для сельского хо-зяйства либо сельскохозяйственные земли худшего качест-ва.

7. Изъятие земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов для государственных и об-щественных нужд производится на основании решений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Рес-публики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Пре-зидентом Республики Беларусь. Принудительное изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд у собственников земельных участков осуществляется по решению суда (ст. 39 Кодекса о земле).

8. На основании Указа Президента Республики Бела-русь № 369 от 30.06 2001 г. «Об утверждении Положения о порядке изменения площадей высокопродуктивных зе-мель» установлен особый порядок изменения площадей высокопродуктивных земель. Одновременно определены случаи, при которых может иметь место уменьшение пло-щадей орошаемых и осушенных земель, пахотных земель, земель, занятых под постоянные культуры, улучшенных луговых (сенокосных и пастбищных) земель, иных высоко-продуктивных земель, в том числе перевод их в менее про-дуктивные. Юридические и физические лица, заинтересо-ванные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землеполь-зователями, землевладельцами и собственниками земель-ных участков, местными исполнительными и распоряди-тельными органами, а также с другими специально упол-номоченными органами, осуществляющими государствен-ный контроль за использованием и охраной земель, место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории (ч. 3 ст. 41 Кодекса о земле).

9. Предоставление земельных участков для разработки месторождений полезных ископаемых и добычи торфа юридическим лицам Республики Беларусь производится после осуществления ими рекультивации ранее отведенных земельных участков, в которых миновала надобность, и приведения их в надлежащее состояние для целей, опреде-ленных решением предоставившего эти участки органа (ст. 29 Кодекса о земле).

Землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участков, в том числе арендаторы, при проведе-нии работ, связанных с нарушением земель, осуществляют снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы (п. 8 ст. 136 Кодекса о земле).

Землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков, разрабатывающие месторождения по-лезных ископаемых и торфа, а также проводящие другие работы, оказывающие отрицательное воздействие на земли, расположенные за пределами предоставленных им в поль-зование, пожизненное наследуемое владение, в частную собственность земельных участков, обязаны предусматри-вать и осуществлять мероприятия по предотвращению указанного отрицательного воздействия (ст. 67 Кодекса о земле).

12. Убытки, причиненные изъятием или временным за-нятием земельных участков, а также ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников зе-мельных участков, в том числе арендаторов, или ухудше-нием качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц, подлежат возмещению в полном объеме (включая затраты на улуч-шение качества земли за время пользования, пожизненного наследуемого владения земельными участками, нахожде-ния земельных участков в частной собственности, исчис-ленные исходя из кадастровой оценки, а также упущенную выгоду) землепользователям, землевладельцам, собствен-никам земельных участков, в том числе арендаторам, по-несшим эти убытки (ч. 1 ст. 133 Кодекса о земле).

13. При изъятии сельскохозяйственных земель для ис-пользования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также при ограничении прав землепользовате-лей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов, или ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридиче-ских и физических лиц, возмещаются потери сельскохозяй-ственного производства. Эти потери компенсируются по-мимо возмещения убытков, предусмотренных ст. 133 Ко-декса о земле.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.