Рефераты. Военные суды в Вооруженных Силах: их организация, состав, система и полномочия

Военные суды представляют собой первые специализированные органы правосудия в белорусской судебной системе. Своеобразие их правового статуса заключается в следующем:

- военные суды -- часть системы общих судов и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательство о судоустройстве и статусе судей, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

- наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные суды возложено выполнение ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы;

- система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом структуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда;

- обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде -- общем для них высшем судебном органе;

- рассматривают дела в отношении узкого круга субъектов -- лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела обо всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы.

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд Республики Беларусь. Финансирование их деятельности, обеспечение транспортными средствами, связью, оружием, охраной, служебными и жилыми помещениями осуществляется Министерством обороны за счет средств республиканского бюджета [11. с. 43].

Подсудность военных судов. Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего). Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.

Статус военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы (ст. 1 и 2 Закона «О статусе военнослужащих»).

Статус военнослужащих распространяется на:

- офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях сержантов, старшин и рядовых, курсантов и слушателей военно-учебных заведений, сержантов, старшин, солдат и матросов срочной службы, проходящих ее в Вооруженных Силах, внутренних и пограничных войсках, Комитете государственной безопасности и в гражданской обороне, иных военных формированиях, создаваемых в соответствии с действующим законодательством;

- военнообязанных, призванных на сборы.

Лицо, не обладающее указанным статусом, может предстать перед военным судом в качестве подсудимого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступления, будучи военнослужащим, а к моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).

К исключительной подсудности военных судов относятся уголовные дела о преступлениях против военной службы. Это уклонение от призыва на военную службу, явки на сборы, от воинского учета, самовольное оставление части или места службы, дезертирство и другие. Уголовные дела о преступлениях рассматриваются военным судьей единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом суда: военным судьей и двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда [5. с. 87].

Как и районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение дела и принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение. Этим занимается военный судья единолично.

Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 18 декабря 1992г. № 15 «О судебной защите военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» дал разъяснение, касающееся подсудности гражданских дел военным судам. Это дела по жалобам:

- необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания;

- о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;

- об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам;

- о необоснованном понижении в должности;

- об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;

- о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами;

- о незаконном возложении материальной ответственности;

- по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих (отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещения и др.) утратил силу постановлением Верховного Ссуда Республики Беларусь от 17.12.2002г. №10 «О применении судами процессуального законодательства, регулирующего особенности рассмотрения жалоб на ущемляющие права граждан действия (бездействие) государственных органов, юридических лиц, иных организаций и должностных лиц».

Во всех случаях неправомерными, ущемляющими права военнослужащих признаются такие действия органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых военнослужащий незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему законом или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность. Жалобы военнослужащих рассматривает судья межгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для дел, возникающих из административно-правовых отношений.

Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п.

Межгарнизонные военные суды рассматривают следующие заявления военнослужащих:

- о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения;

- о восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности;

- об отмене дисциплинарных взысканий;

- о взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

- о возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением воинских обязанностей;

- о взыскании денежного обеспечения или иных видов довольствия, а также средств за неиспользованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного характера.

Указанные категории гражданских дел разрешаются судьей единолично, но по правилам искового производства, регламентированного в разделе VI ГПК. Жалобы военнослужащих и членов их семей на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинских правоотношений этих лиц, разрешаются районными (городскими) судами. В отличие от судов общей юрисдикции военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

Межгарнизонные военные суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь, иных войск и воинских формирований.

В Республике Беларусь действует шесть межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове. Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пяти и более судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя. При наличии десяти и более судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность второго заместителя председателя суда.

Количество судей для каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Только Межгарнизонный военный суд в г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных -- по трое судей.

К судьям межгарнизонных военных судов кроме общих требований, предъявляемых к судьям районных (городских) судов, применяются дополнительные: состоять на действительной военной службе; иметь офицерское звание.

Межгарнизонный военный суд действует только как суд первой инстанции, рассматривая подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, подсудных военным судам.

Председатель межгарнизонного военного суда и его заместитель назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.