По мере развития социальных отношений возникали функции, выдвинувшие необходимость в специализации воинской силы в конвоировании грузов, пленных и заложников-аманатов, их охране в острогах, тюрьмах и на аманатских дворах, в охране городских ворот, складов, ссыпных пунктов и т.п., подавлении бунтов, восстаний, несению службы на караульных (сторожевых) башнях и т.д. Поначалу это делали княжеские дружины, позже стали привлекаться воинские формирования, различные категории служилых людей (в т.ч. и по найму)- стрельцы, казаки и армейские формирования. Так постепенно в России формировался Отдельный корпус внутренней стражи и конвойные команды. Они подчинялись военному ведомству. Но взаимодействие с полицией и жандармами, гарнизонная система дислокации российской армии, обусловленная необходимостью крепостной защиты обширных пространств, было столь тесным и сильным, что оказало существенное влияние на становление и развитие внутренней стражи.
Со времени Петра I т.н. «жилые» полки, созданные с началом воцарения Романовых и размещавшиеся в городах и крепостях, уже именовались гарнизонами. Утвержденная Петром I Табель от 19 февраля 1711 г. предусматривала формирование сорока трех гарнизонных пехотных полков. А вскоре появились и гарнизонные драгунские (т.е., конные) полки, позже - гарнизонная артиллерия. Формировали их из стрельцов, наемников и нижних чинов, неспособных по каким-либо причинам нести строевую службу в регулярной армии. Общая численность такой «гарнизонной» армии уже к 1720 г. составила более 71 тысячи человек. Через сорок четыре года гарнизонное войско было реформировано. На его базе были созданы пограничные и внутренние батальоны.
Очередное реформирование провел в январе 1798 г. император Павел I, разделив батальоны на две категории - состоящие на полевом положении и на внутреннем положении, а также вновь вернув части из них полковой статус. Каждый батальон (в т.ч. и батальоны в штате полков) имели по шесть рот. Полевые - одну гренадерскую и пять мушкетерских, а внутренние - пять мушкетерских и одну инвалидную (т.е. из чинов, имевших ранения, контузии или перенесших болезнь).
Со времени правления императора Александра I и до событий 1917 г. полки и отдельные батальоны находящиеся на внутреннем положении, стали постоянно именоваться по названию города или крепости своей дислокации - Нижегородский, Уфимский, Екатеринбургский и т.д. К 1811 г. в России насчитывалось 22 гарнизонных полка ( 4 из них на внутреннем положении), 48 гарнизонных батальонов (15 из них на внутреннем положении) и 35 гарнизонных инвалидных рот. Именно они и реализовывали в местах своей дислокации полицейско-карательные и полицейско-охранительные функции, выставляли конвойные команды.
По штатам 1803 г. в гарнизонных полках, батальонах и инвалидных ротах несли службу 1727 офицеров и 72780 нижних чинов.
К моменту образования в 1811г. военной внутренней стражи внутреннюю безопасность в административно-территориальных единицах Российской империи (в губерниях, в уездах, в волостях и т.д.) обеспечивали силы армии в лице внутренних гарнизонных батальонов (в отдельных регионах - части), дислоцирующихся в столицах губерний. В состав этих батальонов входили и инвалидные роты - военизированные подразделения со специальным статусом. Военнослужащие инвалидных рот выполняли разнообразные задачи и обязанности хозяйственного, караульного назначения и право усмирительного характера по подавлению активных выступлений крепостных крестьян.
Статус внутренних гарнизонных батальонов был закреплен в "Положении о гарнизонном батальоне" 1803 г. Статус губернских рот и уездных воинских команд также был закреплен в действующем тогда для них "Положении".
В 1810 г. в результате реформы органов государственного управления функции и задачи по обеспечению внутренней безопасности были переданы из МВД в новый учреждаемый государственный орган обеспечения безопасности на основании Манифеста от 25 июля 1810 г. "О разделении Государственных дел на особые управления". Устройство внутренней безопасности поручено Министерству полиции.
В этом документе встречается термин "устройство внутренней стражи", ставшее обязанностью этого органа (§12). Второй раз это упоминание найдено в "Расписании предметов, входящих в составление Министерства полиции", составленного на основе Указа от 17 августа - 1810 г.
По этому акту из второй экспедиции МВД переданы в Министерство полиции вопросы "штатных воинских командах губернских и уездных городов".
Таким образом " внутренняя стража ", как правоохранительный институт обеспечивающий порядок и безопасность был известен до 1811г., когда была учреждена вместо прежней военная внутренняя стража (институт внутренних войск).
В организационно-правовом аспекте "внутренняя стража" состояла из территориальных, административно - раздробленных воинских команд, подчиненных местным региональным органам власти, в лице губернаторов (в особых регионах - генерал-губернаторам). Она не имела единого центрального органа управления и была связана административно-хозяйственными правоотношениями с Военным министерством. Активные волнения крестьян подавлялись в основном силами губернских рот и уездных штатных команд. Если этих сил не хватало, активно привлекались для подавления волнений и части регулярной армии.
1811 г. стал ключевым годом в реорганизации сил внутренней безопасности. Нарастание внешних и внутренних угроз явилось причинно-следственной связью в образовании нового вида внутренней охраны порядка и безопасности в лице " военной внутренней стражи " - родоначальника современных внутренних войск.
Толчком к оформлению внутренней (конвойной) стражи в качестве самостоятельной специализированной структуры послужило заметное увеличение с петровских времен числа каторжан и ссыльнопоселенцев. В момент правления Александра I за 1807 -1823 гг. только число сосланных в Сибирь оказалось более 45,4 тысячи человек, т.е. в год ссылалось по 2,7 тысячи человек в год. Причем, число ссылаемых постоянно росло, к 1898 г. ссылалось в год в среднем уже до 13,2 тыс. человек. А общее число сосланных за 1807 -1898 гг. превысило 864,8 тысячи человек!
Понятно, что конвоирование и надзор такого числа людей действительно составляло серьезную проблему на государственном уровне.
С 1807г. конвоирование этапов к местам каторги и ссылки российское правительство по инициативе первого министра внутренних дел В.П. Кочубея возложило на башкир и мещеряков, записанных в воинское сословие.
Созданное с 1798 г. Башкиро-мещерякское нерегулярное войско поначалу несло службу на Оренбургской пограничной линии, прикрывавшей российскую территорию от набегов кочевников из Казахстана. Но в качестве пограничной стражи войско не считалось властью достаточно надежным, т.к. башкиры издавна поддерживали хорошие контакты с казахами. Именно поэтому войско все чаще использовалось в качестве конвойной стражи, привлекалось к реализации прямых полицейских функций, в т.ч. и за пределами Башкирии. Более того, с переименованием его в Башкирское войско и последующим преобразованием в полк оно было полностью передано в ведение министерства внутренних дел и работало исключительно в рамках его полномочий.
Однако, привлечение башкир и тептярей к конвойной службе проблем её не разрешило. И с 1810 г. казаки по договоренности государства с войсковыми казачьими обществами вновь стали привлекаться для исполнения конвойной и караульной службы, реализации функций внутренней стражи.
Правовой основой создания внутренних губернских батальонов явился манифест от 25 июля 1810 г. подписанный Александром I, в котором предполагалось создание нового института в правоохранительной системе России, предназначенного для выполнения функции поддержания правопорядка внутри страны. Шелестинский Д. Г. Организационно-правовые основы становления и развития конвойной стражи Россини: историко-правовое исследование.- М.,2006. С.45.
По манифесту от 25 июля 1810 г. была введена поэтапная система пересылки арестантов, что потребовало значительных изменений в структуре и организации войск предназначенных для этого, а также в нормативно-правовой базе.
Окончательно законодательной основой для создания внутренней стражи послужили императорские указы: от 16 января 1811 г. - о формировании новых полков на базе гарнизонных батальонов и 27 марта 1811 г. - о реформировании инвалидных рот и команд.
Первым была введена новая структура, объединившая ранее существовавшие губернские роты с выделенными из гарнизонных полков отдельными ротами в гарнизонные полубатальоны двухротного состава. Эти полубатальоны предназначались исключительно для несения внутренней службы по охране порядка и поддержанию общественной безопасности, караульной службы, этапированию арестантов на территории губернии.
Аналогичные функции вменялись и в обязанности переформированных инвалидных рот (с присоединением к ним уездных команд, выведенных в губернские центры). Эти роты были включены в полубатальоны, образовав новый штат трехротных гарнизонных губернских батальонов, предназначенных исключительно для внутренней службы.
Страницы: 1, 2