Рефераты. Виды правовых норм

Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменяясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенного вида общественных отношений в нужном для законодателя направлении.

Реальная структура нормы права отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

В-четвертых, структуру правовой нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя, который формирует направленность структурных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.

В литературе описаны случаи проявления различных свойств структурных элементов нормы в зависимости от изменения фактических обстоятельств, особенностей их как системно-структурных явлений. В качестве примера можно привести такую схему: гипотеза + диспозиция + гипотеза (нарушение предшествующей диспозиции) + диспозиция (изменение содержания первой диспозиции) + санкция (принудительное осуществление первой диспозиции) + санкция (принудительное осуществление второй диспозиции).

На возможность проявления структурных элементов нормы уголовного права в различных качествах обращали внимание И. С. Самощенко, О. Э. Лейст и А. С. Пиголкин. Они отмечали, что та часть уголовных норм, которая является диспозицией для граждан (запрет совершать общественно опасные деяния), одновременно является гипотезой для государства и государственных органов, рассматривающих дела о совершенных преступлениях.

Во всех этих случаях решающее значение имеют свойство объективной избирательности фактического общественного отношения и направленность структуры правовой нормы, т. е. заложенная в нее законодателем возможная реакция на изменившиеся фактические обстоятельства.

Благодаря тому, что право обладает свойством системности, обеспечивается и тесное взаимодействие структур различных юридических норм. Причем связи между ними могут быть простыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замкнутыми и т. д.). Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования. Примерами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях Гражданского, Уголовного кодексов.

3.1 Механизм образования структуры правовой нормы

Механизм образования структуры правовой нормы можно представить следующим образом. Законодатель, предполагая урегулировать то или иное общественное отношение, "примеряет" к нему a priori логическую модель нормы, выработанную на основе человеческой практики, достижений науки, опыта правового регулирования.

При этом он стремится направить развитие общественного отношения в нужном для него направлении, пытается установить его временные, пространственные характеристики, получить наибольшую эффективность от его правового урегулирования.

Однако общественное отношение соответствует идеальной модели (логической структуре нормы) лишь в принципе. Оно вносит в модель коррективы, избирает в потенциальной логической структуре нормы те элементы и связи между ними, которые соответствуют его собственным элементам и связям.

Иными словами, законодатель вынужден одновременно и приспосабливать логическую структуру к соответствующему виду общественных отношений, и учитывать необходимость внутренней и внешней логической согласованности юридических норм, используя все правовые средства, свойства права как системы. Результатом же выступает реальная структура нормы, всегда включенная в ее логическую структуру и структуры более высокого порядка (института, отрасли, права в целом).

Структура сама по себе есть выражение устойчивости в различных процессах. Она относительно независима и от изменения элементов в целом. Данное свойство позволяет норме права сохранить статус единого и целостного государственно-властного веления во всех упомянутых случаях. Практика подтверждает, что выделение того или иного структурного элемента нормы происходит только при самостоятельном его функционировании в виде особого правила. Причем качество самостоятельного правила сохраняют и "усеченные нормы", и нетипичные нормативные положения. Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

3.2 Внешнее выражение правовых норм

Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах.

Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характеризуют следующие признаки:

а) издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается непосредственно населением путем референдума;

б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их;

в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;

г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами;

д) носит легитимный характер.

Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка в стране.

Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юридической силе -- на законодательные и подзаконные; по степени систематизации -- на простые и кодифицированные; по сфере действия -- на федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени -- на постоянные и временные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом мы пришли к следующим выводам:

Норма права -- это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Правовая норма имеет естественно-исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.

Правовыми можно считать нормы, которые исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством; исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией; изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека; закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Виды правовых норм:

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы -- правила поведения), охранительные (нормы -- стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

6. По времени нормы права классифицируются на постоянные и временные, по кругу лиц - на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов.

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Действие правовых норм закрепляется и выражается в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации //СПС Гарант

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 26.06.2007) // "Российская газета", № 238-239, 08.12.1994

3. Закон РСФСР о Центральном банке РСФСР// СПС Гарант

4. Закон РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г. // СПС Гарант

5. Алексеев С. С. Теория государства и права: учебное пособие для вузов. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006

6. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия / С.С. Алексеев - М.: Юристъ, 2005

7. Алексеев С.С. Структура права. М., 1975

8. Арановский К. В. В преддверии сравнительного правоведения // Правоведение, 2006, № 2. - С.59

9. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978

10. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. - М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2007

11. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. - 4-е изд. - М.: Юриспруденция, 2007

12. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996

13. Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1996

14. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 2006

15. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. /Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2006

16. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. /Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2006

17. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006

18. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко - М.: Юристъ, 2006

19. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

20. Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987

21. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 2005

22. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 2003

23. Пиляева В.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть третья. - М., 2007

24. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2005

25. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007

26. Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990

27. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995

28. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 2008

29. Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. М., 2006

30. Теория государства и права: Учебник /Под ред. В. К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2006

31. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993

32. Юридический словарь. М., Юристъ, 2007

33.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.