Рефераты. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Кроме того, арест следует назначать, когда реально исполнить иные наказания (штраф, исправительные, обязательные работы) невозможно: подросток не работает, уклоняется от трудоустройства, не имеет постоянного места жительства и т. п. За преступления более тяжкие арест может назначаться лишь при наличии исключительных обстоятельств.

2.3. Лишение свободы на определенный срок

Лишение свободы применяется лишь в тех случаях, когда остальные меры, по обоснованному мнению суда, не смогут достичь названных целей наказания.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые (ч.6 ст.88 в ред. ФЗ от 08.12.03 №162-ФЗ).

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, сокращается наполовину (ч.61ст.88 введена ФЗ от 08.12.03 №162-ФЗ).

В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющимся особо тяжким. Суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч.5 ст.73 УК РФ (ч.62 ст.88 введена ФЗ от08.12.03 №162-ФЗ)

При назначении этой меры, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетие законодательство выделено как обстоятельство, смягчающее ответственность. Но оно должно учитываться в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Такая позиция законодателя объясняется тем, что сам по себе несовершеннолетний возраст не может иметь “сверхсмягчающего” значения.

Глава 3. Назначение наказания несовершеннолетнему

Общие начала назначения наказания в своей основе распространяются и на назначение наказания несовершеннолетним. В разделе пятом УК РФ имеются дополнения к общим началам назначения наказания (ст. 89 УК), обязывающие суд учитывать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Под влиянием старших следует, очевидно, понимать отрицательное влияние, которое способствовало или привело несовершеннолетнего к совершению преступления. Кроме того, суд обязан при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать его возраст как смягчающее обстоятельство в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами (ст. 89 УК). Некоторые из приведённых положений нуждаются в дополнениях, связанных главным образом с личностью несовершеннолетнего и обстоятельствами и характером совершённых преступлений.

Вместе с тем суд в зависимости от характера и степени общественной опасности совершённого преступления, личности виновного, а также других обстоятельств дела может отойти от общего правила и назначить для отбывания лишения свободы несовершеннолетним мужского пола колонию с более легким режимом, т. е. вместо колонии усиленного - в колонию общего режима. Усиление вида режима несовершеннолетним законом не допускается.

Определяя несовершеннолетнему отбывание наказания в воспитательно-трудовой колонии, суд не предрешает вопроса о виде исправительно-трудовой колонии, в которую осужденный должен быть переведён для дальнейшего отбывания наказания по достижении совершеннолетия. По достижении осужденным 18-летнего возраста суд с обязательным вызовом в судебное заседание осужденного решает вопрос о виде колонии, в которой должно быть продолжено отбывание наказания.

Осужденные, достигшие 18-летнего возраста, переводятся из воспитательно-трудовой колонии для дальнейшего отбывания наказания в исправительно-трудовую колонию; содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии общего режима - в исправительно-трудовую колонию общего режима; содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии усиленного режима - в исправительно-трудовую колонию общего или усиленного режима в зависимости от степени общественной опасности совершённого преступления, личности и поведения осужденного. В целях закрепления результатов исправления, завершения общеобразовательного или профессионально- технического обучения осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть оставлены в воспитательно-трудовой колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими 20-летнего возраста. При этом учитываются данные о поведении осужденного за период отбывания им наказания и воспитательно-трудовой колонии, а также его влияние на содержащихся в воспитательно-трудовой колонии других несовершеннолетних.

Ч. 2 ст. 43 УК содержит новое положение, согласно которому лицу, совершившему преступление, должно быть назначено справедливое наказание, необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при условии, что его цели не могут быть достигнуты иным, более мягким наказанием, предусмотренным законом. Это положение имеет большое значение для индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних. Между тем, как отмечается в Обзоре судебной практики «Применения судами законодательства и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних», всё ещё имеются случаи назначения несоразмерно строгих мер наказания, прежде всего в виде лишения свободы. Наряду с этим допускается и другой недостаток: несовершеннолетним иногда назначаются и неоправданно мягкие меры наказания, не соответствующие тяжести совершённых преступлений и личности виновных.

Кроме того, суд может указать пенитенциарному органу на необходимость учёта при обращении с несовершеннолетним определённых особенностей его личности, которые стали известны при рассмотрении уголовного дела: уровень физического, психического и интеллектуального развития, свойства характера, взаимоотношения с родными, близкими, сверстниками. Обязательному учёту подлежат лица с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Необходимо иметь в виду также условия жизни и воспитания подростка, способность поддаваться чужому влиянию, как позитивному, так и негативному, его ориентацию при совершении преступления (насильственная, корыстная или смешанная).

3.1. Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Имеется целый ряд особенностей, относящихся как к личности несовершеннолетнего, так и к юридической оценке его поведения при совершении преступления и обстоятельств, которые привели конкретное лицо к преступлению.

Особенности, относящиеся к личности несовершеннолетнего, обусловлены возрастом и условиями его психофизического развития. У несовершеннолетнего нередко оказываются, смещены представления о границе добра и зла, шалости и правонарушения. Даже совершая тяжкое преступление, он иногда не осознает в полной мере общественного значения своих действий и наступивших последствий. Такие свойства личности, как правило, исчезают с возрастом.

Но при совершении тяжких преступлений они могут свидетельствовать и о высокой общественной опасности личности несовершеннолетнего. Поэтому рекомендуется учитывать при назначении наказания условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего.

При назначении наказания серьезное внимание должно быть уделено анализу субъективной стороны преступления, совершенного несовершеннолетним.

Здесь важно, действовал ли он умышленно или неосторожно; если умышленно, то было ли преступление задумано заранее или было совершено случайно в сложившейся ситуации. Должна быть оценена степень вины несовершеннолетнего, которая зависит не только от большей или меньшей обдуманности умысла, но и от большей или меньшей полноты осознания им самого преступления. Существенное значение для назначения наказания имеет выяснение и оценка мотивов совершения преступления. Опыт показывает, что мотивы здесь менее низменны, чем у взрослых, в них нередко переплетаются интересы взрослых и потребности несовершеннолетних, их мотивы чаще, чем у взрослых, зависят от ситуации.

Для назначения наказания несовершеннолетнему, важно проанализировать объективную сторону преступления: роль данного лица при подготовке и совершении преступления группой, характер конкретных действий в момент преступления, отношение к наступившим последствиям, поведение непосредственно после окончания преступления.

В числе других обстоятельств, которые часто учитываются судами при назначении наказания несовершеннолетним, необходимо назвать возраст несовершеннолетнего, совершение преступления впервые, чистосердечное раскаяние, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, совершение преступления под влиянием взрослых, а также в силу стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств и др.

При решении вопроса о наказании несовершеннолетнего суд должен учитывать ряд положений, вытекающих из уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Суд должен исходить из того, что несовершеннолетнему может быть назначено наказание, но могут быть применены и принудительные меры воспитательного воздействия.

Приняв решение о назначении наказания несовершеннолетнему, суд обязан обсудить вопрос о виде наказания и возможности повлиять на его поведение в будущем без применения лишения свободы. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №1 в редакции от 21 декабря 1993 г. "О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы" обязал суды при назначении наказания несовершеннолетним подсудимым в полной мере использовать предоставленные законом возможности для применения к ним видов наказания, не связанных с изоляцией от общества (БВС РФ, 1994, №2).

Определив несовершеннолетнему вид наказания, суд должен рассмотреть вопрос о возможности назначения ему наказания более мягкого, чем предусмотрено законом. После определения размера наказания обсуждению подлежит вопрос о возможности условного осуждения несовершеннолетнего. При условном осуждении суд разрешает вопрос о необходимости назначения несовершеннолетнему общественного воспитателя1

Назначаемое несовершеннолетнему с учетом его возраста наказание должно быть справедливым, учитывающим обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие ответственность.

Заключение

Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, чётко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных задач. Говоря о структуре и динамике преступности среди несовершеннолетних, необходимо отметить, что за последние пять лет в значительной мере увеличилось число правонарушений, совершённых несовершеннолетними: (….) если несколько лет назад коэффициент преступности несовершеннолетних составил 6% к общему числу совершённых в стране преступлений, то в настоящее время он составляет 12% (…).

При этом совершается большое количество тяжких преступлений: умышленные убийства, бандитские налёты, разбойные нападения и грабежи. Около 80% всех преступлений совершено несовершеннолетними группами.

Во всём этом содержится потенциальная возможность совершения этими лицами в будущем ещё более опасных преступлений, если их преступное поведение не будет своевременно пресечено.

Особенностью видов уголовной ответственности назначаемых несовершеннолетним является то, что они определяются возрастными и социально-психологическими условиями формирования личности.

В генезисе преступности несовершеннолетних решающее место занимают недостатки воспитания и влияния среды. Однако это не исключает правомерности возложения на них уголовной ответственности. Во-первых, эта ответственность устанавливается при наличии социально-психологических предпосылок. Во-вторых, она сама как социальный и правовой институт призвана выступать в качестве объективного фактора, противоборствующего преступным проявлениям и способствующего воспитанию подрастающего поколения, привитию ему необходимого правосознания.

Вместе с тем криминологическая сторона вопроса влияет и не может не влиять на характер и объём уголовной ответственности несовершеннолетних. Поскольку главными детерминантами преступных проявлений несовершеннолетних являются недостатки воспитания и слияние среды, общество вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать её на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное воспитание или оказавших прямое отрицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих правонарушителей.

Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодёжи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает улучшение трудового, идейно-политического и нравственного воспитания молодёжи.

В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодёжи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и интернациональное становление.

Задача эта тем более важна, что речь идёт о формировании граждан правового государства, которые сами призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.

Список использованных нормативных актов, специальной литературы и материалов судебной практики:

I. Нормативно - правовые акты

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. От 8 декабря 2003 г.)

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г.№7«О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». БВС РФ.- 2000 г.- №4.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. №1 «О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободы».

II. Специальная литература.

1. Никитин А.Ф. Ответственность несовершеннолетних. // Уголовное право РФ.- М.: Академия, 1980 г.- 358 с.

2. Наумов А.В. Российское уголовное право: Общая часть. // - М.: Юрайт, 2000 г. - 168 с.

3. Якубов А. Е. Условно-досрочное освобождение от наказания и обратная сила уголовного закона. - М.: Право, 1998г. - 154 с.

4. Меркушов А.К. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. - М.: Российская юстиция, 2000г. - 46 с.

5. Донченко А.В. Ненаказуемый вандализм. - М.: Российская юстиция, 1998г. - 57 с.

6. Сафуанов Ф. Е. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого. - М.: Российская юстиция, 1997г. - 125 с.

7. Кудрявцев И.Н., Морозова М.А. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК. - М.: Российская юстиция, 1997г. - 105с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.