Рефераты. Виды международных преступлений

Экстремизм - деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация незаконных вооруженных формирований или участие в них. Международное право : учеб. для вузов / И. Н. Глебов. - М.: Дрофа, 2006. - С. 337-346.

Криминогенная обстановка вынуждает государства предпринимать дополнительные меры, в том числе и программного характера. Этому посвящены многочисленные соглашения в рамках СНГ. Рост преступности, особенно ее организованных форм, вызывает растущее недовольство населения и представляет реальную угрозу национальной безопасности и процессу реформ, проводимых в суверенных государствах, а также используется определенными политическими силами для нагнетания страха и недоверия к законным органам власти и правопорядка. Терроризм стал существенным фактором усиления социальной напряженности, он препятствует оздоровлению финансово-экономического положения, упорядочению потребительского рынка, способствует деформации новых форм экономических отношений, а также нравственно-психологической деградации отдельных слоев населения. Набирают силу опасные процессы сращивания терроризма и экономической преступности, главарей террористических групп с коррумпированными должностными лицами органов власти.

По существу на территории бывшего Союза ССР сохранилось так называемое единое криминогенное пространство. Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) // Бюллетень международных договоров.- 1995.- N 2.- С. 3 - 28., а также другие соглашения служат правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел и сил национальной безопасности государств СНГ в борьбе с терроризмом и другими формами преступности.

Подделка денежных знаков и их распространение наносят ущерб экономике и финансам отдельных стран. Борьба с этим преступлением - внутреннее дело каждого государства, однако требует усилий многих государств. Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929) Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Заключена в г. Женеве 20.04.1929) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами.- Вып. VII.- М., 1933.- С. 40 - 53. предусматривает сотрудничество государств в деле наказания лиц, которые занимаются изготовлением, распространением фальшивых денег, и содержит положение о выдаче преступников заинтересованному государству.

К тяжким преступлениям международного характера относится торговля людьми - работорговля, торговля женщинами и детьми. Работорговля, как известно, особенно процветала в XVIII-XIX вв. Наиболее важным международно-правовым актом, запрещающим торговлю рабами, явилась Конвенция относительно рабства (1926) Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года, с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVIII.- М., 1960.- С. 274 - 279.. В 1956 г. была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. В Международном пакте о гражданских и политических правах Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990.- С. 32 - 53. говорится, что никто не должен содержаться в рабстве, что рабство и работорговля запрещаются во всех видах, включая торговлю женщинами. Еще в 1910 г. государства подписали Конвенцию о пресечении торговли женщинами, которая предусматривала наказание виновных в таких действиях, как склонение к проституции путем обмана, насилия, угрозы и выдача их по требованию заинтересованного государства. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1950) обязывает каждое государство принять все необходимые меры для борьбы с этим злом (ст. 6). Конвенция подробно регулирует вопросы выдачи преступников (ст. 8). Она содержит обязательства государств сотрудничать (ст. 17, 18, 20) в целях борьбы с преступлениями. О мерах, связанных с применением настоящей Конвенции, государства ежегодно информируют Генерального секретаря ООН (ст. 21).

Одним из новейших объектов международно-правового противодействия стал бомбовый терроризм. Глотова С. В. Международный терроризм как международное преступление С. В. Глотова // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право .- 2005 .- N 6. - С. 49-59.

12 января 1998 г. была открыта для подписания Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Принята в г. Нью-Йорке 15.12.1997 Резолюцией 52/164 на 72-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров.- 2001.- N 11.- С. 5 - 14., которая ратифицирована Федеральным Собранием РФ и вступила в силу для Российской Федерации 7 июня 2001 г. Согласно ст. 2 Конвенции любое лицо совершает преступление, «если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывное или иное смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры» с намерением причинить смерть или серьезное увечье или произвести значительное разрушение, влекущее причинение крупного экономического ущерба. Конвенция предполагает совмещение международных согласованных действий и мер национального характера.

Ко всем указанным разновидностям террористических акций относятся нормы Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Российская Федерация ратифицировала ее 10 июля 2002 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 27 декабря 2002 г. Речь идет прежде всего о лицах, которые любыми методами незаконно и умышленно предоставляют средства или осуществляют их сбор с намерением их использования при совершении деяний, обозначенных в договорах о пресечении актов терроризма (они перечислены в приложении к Конвенции).

Глобальная опасность международного терроризма вызвала единодушную реакцию мирового сообщества, проявившуюся в координации действий с целью пресечения тягчайшего международного преступления. Об этом свидетельствуют резолюции Совета Безопасности ООН 1368 (2001) от 12 сентября 2001 г. и 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г.; им предшествовала сохраняющая актуальное значение резолюция 1269 (1999) от 19 октября 1999 г. Указанные резолюции квалифицируют любые акты международного терроризма как угрозу для международного мира и безопасности и подчеркивают значение международных антитеррористических конвенций, ориентируя государства на универсальное участие и на обеспечение их полного осуществления.

В резолюции 1373 особо выделяются такие меры, обязательные для всех государств, как предотвращение и пресечение финансирования террористических актов (этому посвящена названная выше Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма), воздержание всех государств от предоставления в любой форме поддержки организациям или лицам, замешанным в террористических актах, обеспечение квалификации в законах террористических актов как серьезных уголовных правонарушений с соответствующими наказаниями. Предусматриваются и такие меры, как оказание государствами друг другу всемерного содействия в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием, относящимися к финансированию или поддержке террористических актов, а также активизация обмена оперативной информацией и сотрудничество в административных и судебных вопросах в целях предотвращения совершения таких актов и обеспечения ответственности виновных в совершении таких актов. Совет Безопасности постановил учредить комитет Совета Безопасности для контроля за осуществлением настоящей резолюции, которому государства представляют доклады о ее реализации.

3.2 Захват заложников

Захват заложников - это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется как опасный акт международного терроризма. Первоначально международное право осуждало взятие заложников из числа гражданских лиц лишь в связи с вооруженными конфликтами; соответствующие нормы были включены в Конвенцию о защите гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоколы 1977 г.

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Принята 17.12.1979 Резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник международных договоров СССР.- Вып. XLIII.- М., 1989.- С. 99 - 105., к которой СССР присоединился в 1987 г., следующим образом квалифицирует это деяние (ст. 1): любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию или какое-либо физическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника, «совершает преступление захвата заложников»; преступными признаются также попытка такого захвата и участие в захвате в качестве сообщника. Поскольку речь идет о преступлении международного характера, в ст. 13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагаемый преступник находится на территории этого государства. Оговорка данной статьи определяет рамки сотрудничества государств в борьбе с таким деянием, однако не препятствует государству предусмотреть в своем уголовном законодательстве ответственность за любые акты захвата заложников.

3.3 Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Незаконные операции с наркотиками на протяжении многих десятилетий были объектом международно-правового воздействия. Применяемые ныне Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (Заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами.- Вып. XXIII.- М., 1970.- С. 105 - 136. (с поправками, оформленными Протоколом 1972 г.) и Конвенция о психотропных веществах 1971 г. Конвенция о психотропных веществах (Заключена в г. Вене 21.02.1971) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV.- М., 1981. С. 416 - 434. охватывают широкий спектр правового регулирования, включая меры контроля над этими средствами и веществами, меры борьбы против таких правонарушений, как культивирование и производство, хранение, продажа, покупка, ввоз и вывоз наркотических средств и психотропных веществ в нарушение существующих правил. Новый международно-правовой акт - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в 1988 г. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации.- Вып. XLVII.- М., 1994.- С. 133 - 157. и подписанная СССР 19 января 1989 г., - провозглашает искоренение незаконного оборота коллективной обязанностью государств. В ст. 3 дан подробный перечень действий, преднамеренное совершение которых квалифицируется как уголовное преступление. В числе наиболее серьезных - производство, изготовление, экстрагирование, распространение, продажа, поставка на любых условиях, переправка, транспортировка, импорт или экспорт любого наркотического вещества или психотропного средства в нарушение Конвенций 1961 и 1971 гг., которые сохраняют силу, а также культивирование опийного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотических средств и др. Противоправными считаются публичное подстрекательство или побуждение других к совершению подобных правонарушений, вступление в преступный сговор с целью совершения таких действий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.