Рефераты. Виды источников административного права и определение их сущности

1. Акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России.

2. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционный Суд РФ рассматривает вопросы о соответствии Конституции России и федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции Российской Федерации. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

VII. Административные обыкновения в наше время в России, во-первых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они нормативно нигде не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (например, распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т. д.). В-третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативные правовые акты подразделяются по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

- нормативные акты государственных органов;

- нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);

- совместные акты (государственных и негосударственных организаций);

- нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

- общефедеральные;

- акты субъектов Федерации;

- акты органов местного самоуправления;

- локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения).

В зависимости от срока действия различают:

- акты неопределенно длительного действия;

- временные акты.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Нормативно-правовые акты также подразделяются по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, семейное, уголовное, трудовое законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они объединяют нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, военное, морское, торговое законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

- акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

- акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

- акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определен также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов. Законом также определяется, в компетенции какого органа находится издание того или иного нормативного акта.

Существуют определенные конституционные параметры правовой системы Российской Федерации.

Во-первых, признание того, что правовая система Российской Федерации включает правовые акты федеральных органов, правовые акты органов субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты, принятые в результате прямого народного волеизъявления.

Во-вторых, установление правовых зависимостей: Конституция, конституционные законы (понимаемые как федеральные), законы, указы, постановления, приказы, распоряжения и иные правовые акты находятся между собой в строгом соотношении. Классификация правовых актов, порядок их принятия, действия, изменения и отмены регулируется федеральным законом о нормативно-правовых актах.

В-третьих, нормы Конституции Российской Федерации имеют прямое действие в Российской Федерации. Все правовые акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Акты и действия, противоречащие Конституции Российской федерации, не имеют юридической силы.

В-четвертых, в правовой системе обеспечивается верховенство закона. Все должностные лица, государственные и общественные организации действуют на основе и по исполнение закона. Рамки закона дают простор выбору вариантов решений. Подзаконные акты должны строго соответствовать закону.

В-пятых, провозглашение принципа: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В-шестых, в случае возникновения юридических коллизий используются либо согласительные процедуры, либо обжалование, приостановление, отмена, изменение правового акта. Юридические споры разрешаются уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией и процедурами.

В-седьмых, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и защищаются наравне с законом.

В течение последних общественных преобразований и реформ в России, а также конституционного процесса и обновления законодательства соответственно постепенно совершенствовалась правовая система и прежде всего ее структура. На данный момент можно говорить о правовой системе с тремя подуровнями (федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации и правовая подсистема местного самоуправления), которая пришла на смену унифицированной правовой системе. В целом же правовая система в Российской Федерации - это структурно-функциональная совокупность правовых актов, возникающих и применяемых на основе общих принципов.

В Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года впервые было введено понятие "правовая система" (ч. 4 ст. 15) и установлены следующие виды правовых актов: "Конституция", "закон", "федеральный закон", "федеральный конституционный закон", "правовые акты", "нормативные правовые акты", "указы", "постановления", "распоряжения", "решения", "акт", "международные договоры", "устав". "договор", "соглашения". Всего 15 видов актов, в которых нужно правильно разобраться.

Правовые акты находятся между собой в разных соотношениях. Именно прочные системообразующие связи разных видов актов позволяют вести речь о правовой системе. Но, к сожалению, пока об этом говорить сложно, так как противоречивость современного политического и социально-экономического развития России неизбежно порождает юридический хаос. Правовая система непрерывно деформируется, и связи между актами нарушаются, как итог резкое снижение эффективности правового воздействия на общественные процессы.

Однако всемерное использование системных связей правовых актов, умелое их формирование и укрепление имеет важное место в правовой системе, и осуществляется путем правильного применения, прежде всего легальных средств и способов поддержания установленных соотношений между Конституцией, законами и подзаконными актами.

К таковым средствам относятся:

а) признание в правовой системе верховенства Конституции и ее высшей юридической силы;

б) установление верховенства закона над всеми подзаконными актами;

в) обеспечение функционально-правовой зависимости, когда решение взаимосвязанных задач объективно влечет за собой цепь правовых актов (действие закона всегда порождает юридические связи и отношения, опосредуемые в указах, постановлениях, приказах, локальных актах, корпоративных нормах, в актах народного опроса и голосования);

г) установление юридической силы каждого акта по сравнению с другими актами (естественно, она обеспечивается в случае отклонения такими средствами, как приостановление, изменение, отмена, обжалование, признание акта недействительным. Умелое их использование в процессе правоприменения, позволяет вовремя сбалансировать разные акты и не обострять юридические коллизии);

д) определение сферы действия каждого акта и точек его сопряжения с другими актами. Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.

Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Таким образом, закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.