Рефераты. Виды и правовые формы обеспечения занятости

c) Регистрация в качестве безработного -- осуществляется для граждан, в отношении которых служба занятости не может подыскать подходящую работу в течение 10 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы.

д) Очередная перерегистрация -- суть ее состоит в том, что безработный не менее 2-х раз в месяц должен проходить перерегистрацию для подтверждения отсутствия трудоустройства. Губенко М. И. Правовая регламентация деятельности государственной инспекции труда//Вестник Челябинского университета. Серия 9. Право,2003 г. N 2(1) С. 76-82

Безработными признаются только те граждане, которым служба занятости в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не подыскала более двух вариантов подходящей работы.

Подходящей считается работа, соответствующая следующим критериям:

а) профессиональному критерию, то есть если предлагаемая работа, в том числе и временного характера, соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки;

б) имущественному критерию, то есть предлагаемая работа соответствует условиям последнего места работы, в том числе и условию о заработной плате. Но какую бы заработную плату работник ни получал, подходящей будет считаться работа, которая оплачивается на уровне прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;

в) критерию транспортной доступности, который устанавливается органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Если населенный пункт небольшой, то есть можно добраться с одной черты города до другой за один час, то подходящей будет считаться работа в черте населенного пункта; если же населенный пункт большой, то время, в течение которого работник может добраться до работы, не должно превышать, как правило, 40 минут;

г) предлагаемая работа должна соответствовать состоянию здоровья. Если у гражданина имеются какие-либо заболевания, препятствующие работе в определенных условиях, то предлагаемая работа не должна содержать факторы, негативно влияющие на здоровье. Безработный сам заинтересован в том, чтобы предоставить подтверждающие документы. Если он является инвалидом, то соответствующие документы обязана запросить служба занятости;

д) условия труда по предлагаемой работе должны соответствовать правилам и нормам по охране труда. Правовое регулирование содействия занятости населения в Российской Федерации :  Учеб. пособие : / В. Ш. Шайхатдинов, А. Ю. Бондарь, П. П. Зуб [и др.]     Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та , 2003 - 172 с

Безработными признаются граждане, которые сами активно ищут работу и готовы к ней приступить. Если безработный не ищет работу или его направили на работу и он не явился на переговоры с работодателем о трудоустройстве, то служба занятости может приостановить выплату пособия по безработице или лишить его статуса безработного.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня вынесения решения об отказе в признании их безработными.

Правовой статус безработных граждан представляет собой комплекс законодательно закрепленных прав и гарантий, обязанностей и ответственности безработных граждан.

Государство предоставляет безработным гражданам Российской Федерации следующие гарантии:

1) свободу выбора рода деятельности и места работы, в том числе работы с разными режимами труда;

2) охрану труда,

3) правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

4) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

5) бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

6) оказание психологической поддержки;

7) обеспечение социальной поддержки;

8) компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

9) бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

10) возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан;

Безработные граждане имеют право на:

a) выбор места работы в том числе и за пределами территории Российской Федерации;

б) бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;

в) бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

г) пособие по безработице;

д) стипендию в период профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации;

е) участие в оплачиваемых общественных работах;

ж) обжалование решения, действия или бездействия органов службы занятости и должностных лиц в вышестоящий орган, а также в суд.

Отдельным категориям граждан предоставлены дополнительные права и гарантии:

-- женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, -- пособие по беременности и родам;

-- гражданам, уволенным с связи с сокращением численности и штата или вследствие ликвидации организации, при условии наличия требуемого трудового стажа может быть назначена досрочная пенсия по старости;

-- инвалидам предусмотрены дополнительные гарантии по трудоустройству в счет квоты;

-- гражданам в возрасте до 18 лет оказывается организационная помощь в трудоустройстве в свободное от учебы время.

В обязанности безработного входит:

1) осуществление активного поиска работы;

2) предоставление подлинных документов;

3) прохождение перерегистрации;

4) явка к работодателю по направлению службы занятости на переговоры о трудоустройстве.

Ответственность безработных закон о занятости не оговаривает. Но в то же время в статье 35 Закона о занятости предусмотрены следующие меры воздействия:

1. В случае предоставления документов, содержащих недостоверные сведения, гражданин лишается статуса безработного.

2. Если безработный, направленный на переобучение или повышение квалификации, пропускает занятия по неуважительным причинам или не может сдать зачеты и экзамены, то ему приостанавливается или сокращается размер стипендии на период обучения.

3. Служба занятости может принять решение о прекращении, приостановке либо снижении размера пособия по безработице.

Выплата пособия прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработных в случаях:

а) утраты правового статуса безработного;

б) длительной (то есть более 1 месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

в) переезда безработного в другую местность;

г) попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем;

д) осуждения безработного к наказанию в виде лишения свободы;

е) назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочной пенсии безработным, или пенсии за выслугу лет;

ж) отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

з) смерти безработного.

Служба занятости может принять решение о приостановлении выплат пособий по безработице на срок до трех месяцев в случаях:

а) отказа безработного более 2-х раз от подходящей работы в течение всего периода безработицы;

б) отказа безработного в течение трехмесячного периода безработицы от участия в общественных оплачиваемых работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии, стремящихся восстановить свою трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва в работе, уволившихся по собственной инициативе за исключением уволенных по причинам, указанным в ч. 2 ст. 29 Закона о Занятости (то есть по уважительным причинам);

в) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств и иных одурманивающих веществ;

г) увольнения безработного с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины;

д) неявки безработного без уважительных причин на очередную перерегистрацию в качестве безработного;

е) самовольного прекращения обучения гражданином по направлению органов службы занятости.

Размер пособия по безработице по решению службы занятости может быть сокращен на 25% до одного месяца в случаях:

а) неявки без уважительных причин на переговоры к работодателю о трудоустройстве в течение 3-х дней со дня выдачи направления органами службы занятости;

б) отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу). С решением о приостановке, прекращении выплаты пособия по безработице или сокращения его размера служба занятости обязана безработного ознакомить.

Заключение

Безработица и инфляция - естественные спутники рынка труда, вызывающие социальную напряжённость в стране, развитие забастовочного движения.

Безработные- часть экономически активного населения страны, которая не может применить свою рабочую силу, становится «излишним населением», лишённым возможности на различный по продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход.

Статус безработного в России присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Негативными социально- экономическими последствиями безработицы являются: рост численности населения, относящегося к маргинальным группам; рост числа криминальных элементов в обществе; рост психологической подавленности безработных; рост числа самоубийств, численности алкоголиков и наркоманов; снижение естественного прироста населения и продолжительности жизни.

Под социальной защитой населения от безработицы понимается комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости. Государство гарантирует безработному: выплату пособий по безработице, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости, оплату за счет службы занятости периода временной нетрудоспособности потерявшим работу и заработок. Основные формы материальной поддержки безработных - пособие по безработице и доплаты на иждивенцев, компенсации работникам, высвобождаемым из организации. Помощь безработным включает также посредничество в трудоустройстве.

Библиографический список

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации, 1993 // ИПС Гарант, 2007

2. Конвенция МОТ № 2 «О безработице» (1919 г.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации 1919--1956. Том 1.

2. Конвенция МОТ № 88 «Об организации службы занятости» (1948 г.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации 1919--1956. Том 1.

3. Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации 1957--1990. Том 2.

4. Конвенция МОТ № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации 1957--1990. Том 2.

5. Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (Женева 1. 06. 88.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации 1957--1990. Том 2.

Федеральный закон РФ от 19 февраля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»// ИПС Гарант, 2007

10. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» //ИПС Гарант, 2007.

11. Федеральный закон РФ от 12 января 1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». //ИПС Гарант, 2007.

12. Указ «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации» от 21 апреля 1993г. №471 //ИПС Гарант, 2007.

13. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 768 «О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996--2000 годы» //ИПС Гарант, 2007..

14. Положение о Федеральной службе занятости России, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 января 1993г. № 42 //ИПС Гарант, 2007.

15. Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. №432 «О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации» //ИПС Гарант, 2007.

18. Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458. //ИПС Гарант, 2007.

19. Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (Постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13 марта 2000 г. № 3/1.) //ИПС Гарант, 2007.

Литература

1. Алимова Н.А. Условия труда в Российской Федерации / Н.А. Алимова. - М.: Упр. персоналом, 2005. - 160 с.

2. Бессонов Ю.П. Трудовой кодекс в вопросах и ответах / Ю. П. Бессонов. - М.: Ось-89, 2005. - 240 с.

3. Борисов А.Б. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) с практическими комментариями и разъяснениями официальных органов / А. Б. Борисов. - М.: Книж. мир, 2005. - 1172 с.

4. Горбачева Ж. Закрепление в новом трудовом кодексе России гарантий прав граждан в сфере содействия занятости и трудоустройства // Трудовое право. 2000. № 2. С. 24--31.

5. Глазырин В.В. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / В. В. Глазырин [и др.]. - М.: Экзамен, 2005. - 799 с.

6. Губенко М.И. Государственный контроль и надзор за осуществлением трудовых прав несовершеннолетних//Вестник Челябинского университета. Серия 9. Право,2002 г. N 1(3) С. 101-106

7. Губенко М.И. Правовая регламентация деятельности государственной инспекции труда//Вестник Челябинского университета. Серия 9. Право,2003 г. N 2(1) С. 76-82

8. Жарков В., Смирнов С. Инфраструктура общественных работ: как изучать и развивать // Человек и труд. 2001. № 1. С. 65--67.

9. Кабалина В., Козина И. Посредничество в трудоустройстве: сравнение эффективности государственных и частных структур // Человек и труд. 2000. № 12. С. 47--49.

10. Кисилев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право. М.: Дело, 1999. 563 с.

11. Колесникова О.О совершенствовании правовой базы обеспечения занятости населения // Человек и труд. 1999. № 2. С. 44--47.

12. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. М. Ю. Тихомирова. - М.: Изд-во Тихомирова, 2005. - 937 с.

13. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. О.В. Смирнова. - М.: Проспект, 2005. - 824 с.

14. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2005. - 992 с.

15. Корнийчук Г.А. Практический комментарий к изменениям в трудовом законодательстве Российской Федерации / Г. А. Корнийчук. - М.: Альфа-Пресс, 2005. - 128 с.

16. Марко Бьяджи, Микеле Тирабоски «Создание новых рынков труда и новых рабочих мест: проблемы организации помощи на дому престарелым и инвалидам». // Правоведение, 2002 год, № 1.

17. Медведев О. Трудоустройство на общественные работы // Трудовое право. 1999. № 4. С. 37--43.

18. Опыт совместной деятельности служб занятости и социальной защиты населения Орловской области / Упр. Федер. Гос. службы занятости населения по Орлов. обл., Администрация Орлов. обл., Упр. соц. защиты населения Орел: ОАО Тип. 2005 - 46 с.

19. Правовое регулирование содействия занятости населения в Российской Федерации: Учеб. пособие: / В.Ш. Шайхатдинов, А.Ю. Бондарь, П. П. Зуб [и др.] Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003 - 172 с.

20. Разумова Т. Подростки на рынке труда // Человек и труд. 1998. № 4. С. 76--79.

21. Рекомендации по применению законодательства о занятости:: В помощь специалистам службы занятости / Департамент федер. гос. службы занятости по Респ. Мордовия Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003, 40 с.

22. Смирнов С. Как улучшить закон о занятости населения // Человек и труд. 1999. № И. С. 16--18.

23. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России:: сб. докл. по материалам Второй Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. с междунар. участием (26-27 окт. 2005 г.) / [под ред. В.А. Гуртова] Петрозаводск: Петрозавод. гос. ун-т, 2005- 158 с.

24. Служба занятости населения: профориентационная работа:: учебное пособие / С.Н. Испулова; Магнитогорский гос. ун-т Магнитогорск: МаГУ, 2005 - 111 с.

25. Труханович Л.В. Применение Трудового кодекса Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации: разъяснения, практика, коммент. / Л.В. Труханович. - М.: Финпресс, 2005. - 160 с.

26. Чепик А.С. Новое в трудовом законодательстве / А.С. Чепик. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 133 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.