c) Регистрация в качестве безработного -- осуществляется для граждан, в отношении которых служба занятости не может подыскать подходящую работу в течение 10 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы.
д) Очередная перерегистрация -- суть ее состоит в том, что безработный не менее 2-х раз в месяц должен проходить перерегистрацию для подтверждения отсутствия трудоустройства. Губенко М. И. Правовая регламентация деятельности государственной инспекции труда//Вестник Челябинского университета. Серия 9. Право,2003 г. N 2(1) С. 76-82
Безработными признаются только те граждане, которым служба занятости в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не подыскала более двух вариантов подходящей работы.
Подходящей считается работа, соответствующая следующим критериям:
а) профессиональному критерию, то есть если предлагаемая работа, в том числе и временного характера, соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки;
б) имущественному критерию, то есть предлагаемая работа соответствует условиям последнего места работы, в том числе и условию о заработной плате. Но какую бы заработную плату работник ни получал, подходящей будет считаться работа, которая оплачивается на уровне прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;
в) критерию транспортной доступности, который устанавливается органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Если населенный пункт небольшой, то есть можно добраться с одной черты города до другой за один час, то подходящей будет считаться работа в черте населенного пункта; если же населенный пункт большой, то время, в течение которого работник может добраться до работы, не должно превышать, как правило, 40 минут;
г) предлагаемая работа должна соответствовать состоянию здоровья. Если у гражданина имеются какие-либо заболевания, препятствующие работе в определенных условиях, то предлагаемая работа не должна содержать факторы, негативно влияющие на здоровье. Безработный сам заинтересован в том, чтобы предоставить подтверждающие документы. Если он является инвалидом, то соответствующие документы обязана запросить служба занятости;
д) условия труда по предлагаемой работе должны соответствовать правилам и нормам по охране труда. Правовое регулирование содействия занятости населения в Российской Федерации : Учеб. пособие : / В. Ш. Шайхатдинов, А. Ю. Бондарь, П. П. Зуб [и др.] Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та , 2003 - 172 с
Безработными признаются граждане, которые сами активно ищут работу и готовы к ней приступить. Если безработный не ищет работу или его направили на работу и он не явился на переговоры с работодателем о трудоустройстве, то служба занятости может приостановить выплату пособия по безработице или лишить его статуса безработного.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня вынесения решения об отказе в признании их безработными.
Правовой статус безработных граждан представляет собой комплекс законодательно закрепленных прав и гарантий, обязанностей и ответственности безработных граждан.
Государство предоставляет безработным гражданам Российской Федерации следующие гарантии:
1) свободу выбора рода деятельности и места работы, в том числе работы с разными режимами труда;
2) охрану труда,
3) правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
4) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
5) бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
6) оказание психологической поддержки;
7) обеспечение социальной поддержки;
8) компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
9) бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
10) возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан;
Безработные граждане имеют право на:
a) выбор места работы в том числе и за пределами территории Российской Федерации;
б) бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;
в) бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
г) пособие по безработице;
д) стипендию в период профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации;
е) участие в оплачиваемых общественных работах;
ж) обжалование решения, действия или бездействия органов службы занятости и должностных лиц в вышестоящий орган, а также в суд.
Отдельным категориям граждан предоставлены дополнительные права и гарантии:
-- женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, -- пособие по беременности и родам;
-- гражданам, уволенным с связи с сокращением численности и штата или вследствие ликвидации организации, при условии наличия требуемого трудового стажа может быть назначена досрочная пенсия по старости;
-- инвалидам предусмотрены дополнительные гарантии по трудоустройству в счет квоты;
-- гражданам в возрасте до 18 лет оказывается организационная помощь в трудоустройстве в свободное от учебы время.
В обязанности безработного входит:
1) осуществление активного поиска работы;
2) предоставление подлинных документов;
3) прохождение перерегистрации;
4) явка к работодателю по направлению службы занятости на переговоры о трудоустройстве.
Ответственность безработных закон о занятости не оговаривает. Но в то же время в статье 35 Закона о занятости предусмотрены следующие меры воздействия:
1. В случае предоставления документов, содержащих недостоверные сведения, гражданин лишается статуса безработного.
2. Если безработный, направленный на переобучение или повышение квалификации, пропускает занятия по неуважительным причинам или не может сдать зачеты и экзамены, то ему приостанавливается или сокращается размер стипендии на период обучения.
3. Служба занятости может принять решение о прекращении, приостановке либо снижении размера пособия по безработице.
Выплата пособия прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработных в случаях:
а) утраты правового статуса безработного;
б) длительной (то есть более 1 месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
в) переезда безработного в другую местность;
г) попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем;
д) осуждения безработного к наказанию в виде лишения свободы;
е) назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочной пенсии безработным, или пенсии за выслугу лет;
ж) отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
з) смерти безработного.
Служба занятости может принять решение о приостановлении выплат пособий по безработице на срок до трех месяцев в случаях:
а) отказа безработного более 2-х раз от подходящей работы в течение всего периода безработицы;
б) отказа безработного в течение трехмесячного периода безработицы от участия в общественных оплачиваемых работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии, стремящихся восстановить свою трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва в работе, уволившихся по собственной инициативе за исключением уволенных по причинам, указанным в ч. 2 ст. 29 Закона о Занятости (то есть по уважительным причинам);
в) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств и иных одурманивающих веществ;
г) увольнения безработного с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины;
д) неявки безработного без уважительных причин на очередную перерегистрацию в качестве безработного;
е) самовольного прекращения обучения гражданином по направлению органов службы занятости.
Размер пособия по безработице по решению службы занятости может быть сокращен на 25% до одного месяца в случаях:
а) неявки без уважительных причин на переговоры к работодателю о трудоустройстве в течение 3-х дней со дня выдачи направления органами службы занятости;
б) отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу). С решением о приостановке, прекращении выплаты пособия по безработице или сокращения его размера служба занятости обязана безработного ознакомить.
Заключение
Безработица и инфляция - естественные спутники рынка труда, вызывающие социальную напряжённость в стране, развитие забастовочного движения.
Безработные- часть экономически активного населения страны, которая не может применить свою рабочую силу, становится «излишним населением», лишённым возможности на различный по продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход.
Статус безработного в России присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
Негативными социально- экономическими последствиями безработицы являются: рост численности населения, относящегося к маргинальным группам; рост числа криминальных элементов в обществе; рост психологической подавленности безработных; рост числа самоубийств, численности алкоголиков и наркоманов; снижение естественного прироста населения и продолжительности жизни.
Под социальной защитой населения от безработицы понимается комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости. Государство гарантирует безработному: выплату пособий по безработице, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости, оплату за счет службы занятости периода временной нетрудоспособности потерявшим работу и заработок. Основные формы материальной поддержки безработных - пособие по безработице и доплаты на иждивенцев, компенсации работникам, высвобождаемым из организации. Помощь безработным включает также посредничество в трудоустройстве.
Библиографический список
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации, 1993 // ИПС Гарант, 2007
2. Конвенция МОТ № 2 «О безработице» (1919 г.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации 1919--1956. Том 1.
2. Конвенция МОТ № 88 «Об организации службы занятости» (1948 г.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации 1919--1956. Том 1.
3. Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации 1957--1990. Том 2.
4. Конвенция МОТ № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации 1957--1990. Том 2.
5. Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (Женева 1. 06. 88.) // Сборник МОТ Конвенции и рекомендации 1957--1990. Том 2.
Федеральный закон РФ от 19 февраля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»// ИПС Гарант, 2007
10. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» //ИПС Гарант, 2007.
11. Федеральный закон РФ от 12 января 1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». //ИПС Гарант, 2007.
12. Указ «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации» от 21 апреля 1993г. №471 //ИПС Гарант, 2007.
13. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 768 «О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996--2000 годы» //ИПС Гарант, 2007..
14. Положение о Федеральной службе занятости России, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 января 1993г. № 42 //ИПС Гарант, 2007.
15. Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. №432 «О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации» //ИПС Гарант, 2007.
18. Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458. //ИПС Гарант, 2007.
19. Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (Постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13 марта 2000 г. № 3/1.) //ИПС Гарант, 2007.
Литература
1. Алимова Н.А. Условия труда в Российской Федерации / Н.А. Алимова. - М.: Упр. персоналом, 2005. - 160 с.
2. Бессонов Ю.П. Трудовой кодекс в вопросах и ответах / Ю. П. Бессонов. - М.: Ось-89, 2005. - 240 с.
3. Борисов А.Б. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) с практическими комментариями и разъяснениями официальных органов / А. Б. Борисов. - М.: Книж. мир, 2005. - 1172 с.
4. Горбачева Ж. Закрепление в новом трудовом кодексе России гарантий прав граждан в сфере содействия занятости и трудоустройства // Трудовое право. 2000. № 2. С. 24--31.
5. Глазырин В.В. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / В. В. Глазырин [и др.]. - М.: Экзамен, 2005. - 799 с.
6. Губенко М.И. Государственный контроль и надзор за осуществлением трудовых прав несовершеннолетних//Вестник Челябинского университета. Серия 9. Право,2002 г. N 1(3) С. 101-106
7. Губенко М.И. Правовая регламентация деятельности государственной инспекции труда//Вестник Челябинского университета. Серия 9. Право,2003 г. N 2(1) С. 76-82
8. Жарков В., Смирнов С. Инфраструктура общественных работ: как изучать и развивать // Человек и труд. 2001. № 1. С. 65--67.
9. Кабалина В., Козина И. Посредничество в трудоустройстве: сравнение эффективности государственных и частных структур // Человек и труд. 2000. № 12. С. 47--49.
10. Кисилев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право. М.: Дело, 1999. 563 с.
11. Колесникова О.О совершенствовании правовой базы обеспечения занятости населения // Человек и труд. 1999. № 2. С. 44--47.
12. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. М. Ю. Тихомирова. - М.: Изд-во Тихомирова, 2005. - 937 с.
13. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. О.В. Смирнова. - М.: Проспект, 2005. - 824 с.
14. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2005. - 992 с.
15. Корнийчук Г.А. Практический комментарий к изменениям в трудовом законодательстве Российской Федерации / Г. А. Корнийчук. - М.: Альфа-Пресс, 2005. - 128 с.
16. Марко Бьяджи, Микеле Тирабоски «Создание новых рынков труда и новых рабочих мест: проблемы организации помощи на дому престарелым и инвалидам». // Правоведение, 2002 год, № 1.
17. Медведев О. Трудоустройство на общественные работы // Трудовое право. 1999. № 4. С. 37--43.
18. Опыт совместной деятельности служб занятости и социальной защиты населения Орловской области / Упр. Федер. Гос. службы занятости населения по Орлов. обл., Администрация Орлов. обл., Упр. соц. защиты населения Орел: ОАО Тип. 2005 - 46 с.
19. Правовое регулирование содействия занятости населения в Российской Федерации: Учеб. пособие: / В.Ш. Шайхатдинов, А.Ю. Бондарь, П. П. Зуб [и др.] Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003 - 172 с.
20. Разумова Т. Подростки на рынке труда // Человек и труд. 1998. № 4. С. 76--79.
21. Рекомендации по применению законодательства о занятости:: В помощь специалистам службы занятости / Департамент федер. гос. службы занятости по Респ. Мордовия Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003, 40 с.
22. Смирнов С. Как улучшить закон о занятости населения // Человек и труд. 1999. № И. С. 16--18.
23. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России:: сб. докл. по материалам Второй Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. с междунар. участием (26-27 окт. 2005 г.) / [под ред. В.А. Гуртова] Петрозаводск: Петрозавод. гос. ун-т, 2005- 158 с.
24. Служба занятости населения: профориентационная работа:: учебное пособие / С.Н. Испулова; Магнитогорский гос. ун-т Магнитогорск: МаГУ, 2005 - 111 с.
25. Труханович Л.В. Применение Трудового кодекса Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации: разъяснения, практика, коммент. / Л.В. Труханович. - М.: Финпресс, 2005. - 160 с.
26. Чепик А.С. Новое в трудовом законодательстве / А.С. Чепик. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 133 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4