Рефераты. Усыновление (удочерение)

С целью сохранения тайны усыновления предусмотрено ис-ключение в отношении получения согласия детей, которые до оформления усыновления проживали в семье усыновителей и считали их своими родителями.

Для передачи ребенка на усыновление необходимо получе-ние согласия его родителей. Порядок дачи родителями согла-сия регулируется статьей 129 СК. Если родители ребенка на момент дачи согласия не достигли 16 лет, помимо их согласия необходимо также получение согласия их родителей, опекунов или попечителей, а при отсутствии этих лиц -- согласие органа опеки и попечительства. Данное требование продиктовано не-обходимостью дополнительной защиты интересов несовершен-нолетних родителей, которые в противном случае могут совер-шить акт, о последствиях которого они будут сожалеть всю жизнь.

Родители вправе дать согласие на усыновление ребенка оп-ределенным лицом или без указания конкретного лица. Петухов А. Хотим усыновить ребенка // Человек и закон, 2001, №6, С. 45.

Согласие родителей на усыновление дается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Нотариаль-ное удостоверение может быть заменено заверением руководи-телем детского учреждения, в котором находится ребенок, или органом опеки и попечительства. Возможно, также выражение согласия на усыновление непосредственно в суде при произ-водстве усыновления. При этом оно заносится в протокол су-дебного заседания.

Родители вправе отозвать свое согласие на усыновление ре-бенка до момента вынесения судом решения об усыновлении.

При отказе родителей дать согласие, усыновление невоз-можно. Дача согласия на усыновление -- одно из важных лич-ных неимущественных прав родителей, и его нарушение приво-дит к существенному нарушению их прав, поскольку усыновле-ние ребенка приводит к полному прекращению правовой связи между ним и родителями.

Если рассматривать семейное право как часть гражданско-го, согласие на усыновление следует признать односторонней сделкой. Это означает то, что оно может быть оспорено по всем основаниям, предусмотренным для оспаривания сделок. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации / Под. Ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М., «Норма», 1999. Наи-более вероятным основанием для оспаривания согласия на усыновление является вынуждение дачи согласия с помощью насилия или угроз. Согласие может быть оспорено также, если оно было дано в результате стечения тяжелых обстоятельств. Однако отмена уже произведенного усыновления, если согла-сие родителей было оспорено, должна производиться, только если это отвечает интересам ребенка.

В некоторых случаях усыновление может быть произведено без согласия родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени утрачивают связь с ребенком.

В соответствии со статьей 130 СК, согласие родителей на усы-новление не требуется, если родители неизвестны или призна-ны безвестно отсутствующими, недееспособны или лишены ро-дительских прав. Усыновление без согласия родителей воз-можно и в тех случаях, когда родители в течение шести месяцев без уважительных причин не проживают с ребенком и уклоня-ются от его воспитания и содержания. В этом случае вопрос об усыновлении без согласия родителей рассматривается судом, который оценивает обстоятельства, в связи, с которыми родите-ли не выполняли свои родительские обязанности.

В отношении детей, лишенных родительского попечения, согласие на усыновление дается их опекунами или попечителя-ми, приемными родителями или руководителями детских уч-реждений, в которых находится ребенок. Получение согласия этих лиц необходимо исключительно в целях защиты интере-сов ребенка, поэтому в тех случаях, когда их отказ в даче согла-сия представляется необоснованным, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о вынесении решения об усы-новлении без их согласия.

Если ребенок усыновляется лицом, состоящим в браке, не-обходимо также согласие на усыновление его супруга, который не является усыновителем, поскольку этот супруг также будет принимать участие в воспитании ребенка в качестве его отчима или мачехи. Необходимость в получении согласия супруга усы-новителя отпадает, если супруги прекратили супружеские от-ношения, не проживают совместно более года и место житель-ства другого супруга неизвестно. Для обеспечения усыновителям и усыновляемым равных условий и облегчения контроля за усыновлением, дети, подле-жащие усыновлению, и лица, желающие усыновить ребенка, регистрируются отдельно. В соответствии с законода-тельством введена система цент-рализованного учета детей, ос-тавшихся без попечения родите-лей. Выявлению и учету подле-жат дети, родители которых умерли, неизвестны ("подкиды-ши"), лишены родительских прав, признаны безвестно отсут-ствующими, недееспособными, уклоняются от воспитания и со-держания своих детей и т.п. Дзугаева А.З. Усыновление детей в РФ // Юридический мир, 1997, №8, С. 44.

При этом должно быть установлено отсутствие родительского попе-чения в отношении обоих роди-телей. Сведения о таких детях ставятся на централизованный учет в случае, если эти дети еще не устроены на воспитание в се-мьи или находятся в специали-зированных учреждениях для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Каждый ребенок, оставший-ся без попечения родителей, ре-гистрируется в журнале первич-ного учета ("муниципальный уровень"), и в течение месяца со дня регистрации орган опеки и попечительства предпринимает попытки к устройству такого ре-бенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в при-емную семью).

В случае невозможности уст-ройства такого ребенка в семью, орган опеки и попечительства пе-редает сведения о нем в регио-нальный банк данных о детях, оставшихся без попечения роди-телей. Такой банк данных фор-мируется в каждом из регио-нов России. Как правило, его ведет соответствующий отдел органа управления образованием субъекта Российской Федерации или Центр по усыновлению, опеке и попечительству.

Сведения о ребенке, остав-шемся без попечения родителей, переданные в региональный банк данных, незамедлительно пере-даются в федеральный банк дан-ных о детях, оставшихся без по-печения родителей, который на-ходится в Министерстве образова-ния и науки Российской Федерации. Инструктивно- методические рекомендации Министерстве образова-ния РФ от 20 февраля 1995, №8.

В течение не менее трех ме-сяцев с момента поступления данных в федеральный банк ре-гиональные службы и Отдел со-циальной защиты детей и охра-ны прав детей Министерства, осуществляют попытки к устрой-ству детей, сведения о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи.

По заказу Министерства раз-работана компьютерная програм-ма "Надежда", которая связыва-ет федеральный и региональные банки данных о детях и позволяет при помощи модемной связи и электронной почты оперативно получать и использовать сведения о детях. То есть, кандидату в усыновители нет необходимости ехать в Москву для получения сведений о том, где можно усы-новить "мальчика двух-трех лет с голубыми глазами и темными во-лосами "; ему достаточно обра-титься в свой региональный банк данных и, если такого ребенка нет в регионе, региональная служба связывается с федераль-ным банком данных, и в тече-ние пяти минут выявляется ре-гион, в котором такой ребенок есть.

Таким образом, развеян "миф" о том, что усыновить ре-бенка очень трудно и различные бюрократические структуры чи-нят в этом препятствия гражда-нам. Сейчас в банке данных около 40 тыс. детей, оставшихся без по-печения родителей и, если кто-то не смог найти ребенка на усынов-ление в своем районе, городе, он можете обратиться в региональ-ную службу, в федеральный банк данных для подбора ребенка.

В федеральном банке данных отсутствует "очередь" на усынов-ление. При этом складывается парадоксальная ситуация -- люди, желающие усыновить ре-бенка, готовы стоять на учете в своем регионе не один год и не хотят выехать для усыновления в другой край, область, в то вре-мя, как иностранные граждане прилетают в Россию с целью усыновить ребенка с другого кон-ца света -- из США, Канады, даже из Новой Зеландии.

На мой взгляд, прежде всего это связано со сложившейся трудной социально-экономичес-кой ситуацией в стране, когда небольшое число граждан может позволить себе такую "роскошь", как усыновление ребенка. Вто-рой причиной является недоста-точная информированность граж-дан о существовании федераль-ной и региональных служб по оказанию содействия в устрой-стве детей, оставшихся без по-печения родителей, на воспита-ние в семьи.

В настоящее время только одна газета согласилась регулярно давать сведения о детях-сиро-тах, состоящих на учете в феде-ральном банке данных -- "Семей-ный совет" (приложение к еже-недельнику ''Аргументы и фак-ты"). И результат не замедлил сказаться -- дети, сведения о ко-торых были опубликованы в га-зете, нашли себе семьи в разных уголках России. Сейчас перед нами стоит проблема поиска пу-тей более широкого информиро-вания граждан о детях, нуждаю-щихся в устройстве на воспита-ние в семьи.

В настоящее время порядок учета потенциальных усыновителей регулируется Положением «О порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федера-ции и иностранным гражданам» утвержденным постановлением Правительства от 15 сентября 1999г. № 917. Лица, желающие усыновить ребенка, подают заявления с приложением необходимых доку-ментов в муниципальный орган управления образованием по месту своего жительства. На основании этих документов в со-ответствии с пунктом 17 названного Положения указанный орган готовит заключение о том, может ли данное лицо быть усыновителем. Если заключение является положительным, лицо, желающее стать усыновителем, ставится на учет в качест-ве кандидата на усыновление. Лицам, зарегистрированным в качестве кандидатов на усынов-ление, подбираются дети, подлежащие усыновлению, и предо-ставляется возможность получить информацию о них и позна-комиться с самими детьми. Если кандидату на усыновление не удается подобрать ребенка по месту его жительства, он может обратиться в орган управления образованием субъектов Рос-сийской Федерации или в Министерство образования и науки РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, намеренные усыновить ребенка, подлежат централизованному учету на уровне субъекта Российской Федерации или Федерации в целом. Они обращаются с заявлением непосредственно в орган управления образованием субъекта Российской Федерации. Косова О. Особенности международного усыновления // Законность, 2001, №1, С. 16. Таким образом, формируются банки данных, на основании ко-торых производится подбор лиц, желающих стать усыновите-лями, и детей. Если усыновление производится родственника-ми ребенка или супругом его родителя, оно происходит помимо указанной системы учета. После того как конкретным усынови-телям подобран конкретный ребенок, органы опеки и попечи-тельства решают вопрос о том, соответствует ли усыновление интересам ребенка. Их вывод основывается на заключении о возможности лица, желающего усыновить ребенка, быть усы-новителем. Принимается во внимание также отношение ребен-ка к будущему усыновителю и другая информация. Эти данные кладутся в основу заключения, которое органы опеки и попечи-тельства предоставляют суду.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.