Рефераты. Усыновление (удочерение)

Усыновление (удочерение)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЕ И ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ

(УДОЧЕРЕНИЯ) 9

1.1 История усыновления 9

1.2 Понятие и условия усыновления 18

1.3 Порядок и правовые последствия усыновления 30

1.4 Тайна усыновления 41

ГЛАВА 2 УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ

ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ 43

2.1Усыновление иностранцами детей - российских граждан 43

2.2 Проблемы законодательства о международном усыновлении 46

ГЛАВА 3 ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) 54

3.1 Отмена усыновления 54

3.2 Усыновления как способ судебной защиты прав ребенка 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время растет число детей оставшихся без попечения родителей. Из них только 5% дети-сироты, все остальные имеют родите-лей, которые по тем или иным причинам (лишены родительских прав, хронические алкоголики, нар-команы, отбывают сроки наказания, безвестно от-сутствуют, уклоняются от родительских обязан-ностей и др.) не занимаются их воспитанием, либо по состоянию здоровья не могут осуществлять свои родительские обязанности. В последние годы соци-альное сиротство приобрело новые особенности: дети по вине родителей оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризор-ными. В средствах массовой информации неоднократно об-суждались проблемы, связанные с усложнившимся после введения в действие Семейного кодекса РФ порядком усыновления.

Усыновление (удочерение) является наиболее предпочтительной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологи-ческих родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыно-вителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ре-бенка.

Многие ученые рассматривают усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как юридический акт и как факт, имеющий юридическое значение.

По мнению иных, усыновление есть установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Она также рассматривает усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и как факт, имеющий юридическое значение.

Под усыновлением понимается и общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания его как своего родного сына или дочери.

Кроме того, известный юрист в сфере семейного Ю. Беспалов рассматривает усыновление как способ, применяемый судом для защиты прав и интересов ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту. Беспалов Ю. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция, 1997, №7, С.39.

Несмотря на все многообразие определений усыновления, считаем, что необходимо остановиться на понятии определяющим усыновление как юридический акт, в силу которого между усыновителем и ребенком устанавливаются такие же правовые отношения, какие существуют между

родителями и детьми по происхождению.2 Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми / Под ред. Е.Г. Азаровой М., “ Норма”, 1997. С.56. При этом, усыновленные дети теряют юридическую связь с родителями (либо одним из них) и приобретают таковую с посторонними лицами - усыновителями, ничем не отличаясь по правам и обязанностям по отношению к ним от родного ребенка.

Институт усыновления в Российской Федерации регулируется, прежде всего, Семейным кодексом РФ (Глава 19), рядом международных соглашений, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ (ст. 154 - Незаконное усыновление), Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" и некоторыми другими нормативными актами.

Согласно действующему законодательству, усыновление возможно в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах - это центральный принцип института усыновления.

Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. и ст.21 Конвенции о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г., признается, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при наличии двух условий: если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью в стране происхождения и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан // Российская юстиция, 2001, №7, С. 32.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЕ И ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ

(УДОЧЕРЕНИЯ)

1.1История усыновления

Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посред-ством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освя-щалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного цер-ковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием ко-торых тогда находилась Русь. Что же касается русского обыч-ного права, то оно предусматривало разные процедуры усынов-ления, сохранявшиеся долгое время. В их числе: обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубаш-ку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; особый договорный акт между усыновителем и усынов-ляемым.

Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейст-ва во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить числен-ность, прочность общины, то со временем все отчетливей стано-вится другая цель усыновления -- иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитыва-лись интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех, кто утратил собственную семью.

Долгое время правила, касающиеся усыновления, не под-вергались существенным изменениям и по-прежнему отлича-лись большим разнообразием. Но по мере укрепления частно-собственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало приобретать предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновите-ля со стороны его незаконных детей.

В период реформ Петра I усыновлению как таковому специ-ально внимания не уделялось. То же было характерно для эпохи царствования Екатерины II, которая много занималась укреплением правовых основ Российского государства, право-вым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было. Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальней-шем основанием для других усыновлений с согласия самой им-ператрицы в каждом конкретном случае.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало разви-ваться в основном в начале 19в. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближай-ших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усынов-ления. Все они обращали внимание на необходимость неукос-нительного соблюдения принципа сословности при усыновле-нии дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сосло-вию, в то же время получило значение генеалогического. Но существовало оно не только для поддержания угасающей фа-милии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.

С середины 19в. стали появляться правила, оказавшие влияние на усыновление, и в их числе те, что позволяли усы-новлять не только сирот. Однако, если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление. Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконен-ных». Этот закон разрешал не только узаконить, но и усынов-лять незаконнорожденных детей. Причем распространялось такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию. Усыновителями тоже могли быть все лица, за исключением обреченных по своему сану на безбрачие. Но вводились и некоторые ограничения. Так, усыновлять было разрешено лишь тем, кто не имел собст-венных законных или узаконенных детей. Исключение состав-ляли мещане и сельские обыватели. Не могли быть усыновите-лями также лица моложе тридцати лет. В результате усыновле-ния усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую родственную связь. Он приобретал все права, при-нимал на себя все обязанности, относящиеся к законным детям. В это время усыновление понималось уже более широ-ко -- не только как средство решения имущественных проблем, но и как акт, имеющий моральное значение. В любом случае оно тесно связывалось с мотивацией поведения усыновителя, а потому усыновление делилось на несколько категорий. В пер-вую входило усыновление по обещанию, которое считалось самым ценным, поскольку обещавший усыновить обычно делал все, чтобы усыновленному ребенку было у него хорошо. Во вторую категорию входило усыновление ребенка привязав-шейся к нему кормилицей. И наконец, в третью, менее жела-тельную -- усыновление за награду. Считалось, что ценность такого акта невелика.

Свод Законов Гражданских, впитавший многовековой опыт правовой культуры прошлого, по-прежнему всячески охранял принцип сословности. Это обстоятельство отражалось в кон-кретных правовых предписаниях. Так, усыновление дворяна-ми осуществлял окружной суд, мещанин и сельский обыватель усыновляли ребенка благодаря его приписке к своей семье и т.д. Но кроме разрешения на усыновление существовали оп-ределенные запреты, которые чаще всего связывались с необхо-димостью соблюдения церковных предписаний. Например, за-прещалось усыновление лиц христианского вероисповедания не христианами и, наоборот. Вместе с тем предпринимались всяческие меры к тому, чтобы не нарушить интересы законных наследников. Поэтому Свод Законов Гражданских не допускал усыновления чужих детей, если у усыновляющего были собст-венные законные или узаконенные дети. Кавелин К.Д. Очерк отношений возникающих из семейного союза. СПб., 1884. С.156-157. Сохранялись и суще-ствовавшие прежде правила по поводу разницы в возрасте усы-новителя и усыновляемого, согласия родителей, опекунов ре-бенка на его усыновление и др.

Кроме общих правовых предписаний, предназначенных для усыновления, существовали специальные правила, предусмат-ривающие усыновление отдельных категорий детей. Так, по Правилам об усыновлении питомцев Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов в возрасте до семи лет на их усыновление требовалось кроме согласия матери разрешение начальства воспитательного дома. Усыновление воспитанника старше семи лет допускалось без согласия его матери. Другой пример: ребенка, принесенного в воспитательный дом с метри-кой о рождении, можно было усыновить только после достиже-ния им трех лет, а при отсутствии такой метрики -- по истече-нии шести недель со дня отдачи в воспитательный дом. Что касается процедуры усыновления, существовавшей в России в конце 19 в., то простотой она не отличалась. Определялась она Уставом гражданского судопроизводства в зависимости от сословия усыновителя. Для дворян эта процедура была особен-но сложной и состояла из нескольких этапов: составления акта об усыновлении у нотариуса; представления этого акта на разрешение окружного суда по месту жительства усыновителя; утверждения этого акта судебной палатой. При рассмотрении ходатайства об усыновлении окружным судом опекунское учреждение должно было представить «удос-товерение», подтверждающее, что усыновление не обратится во вред усыновляемому. Исаченко В.Л. Русское гражданское судопроизводство. Практическое руководство для студентов и начинающих юристов. Т.2. СПб., 1910. С. 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.