Рефераты. Украинская государственность в годы Второй Мировой войны

Не признав акт провозглашения Украинской державы во Львове, нацистское руководство открыто продемонстрировало свое отрицательное отношение к идее украинской государственности.

После ликвидации Украинского государственного правления, единственным органом на Западной Украине стала созданная 6 июля Рада сеньоров, которая 30 июля 1941 г. была переименована в Украинскую центральную раду во главе с К. Левицким и митрополитом А.Шептицким. Состав рады был многопартийным, в большинстве с умеренными представителями интеллигенции, священнослужителями. Рада не была нужна оккупационной администрации потому осталась официально непризнанной. Попытки митрополита А.Шептицкого отсылать депеши, меморандумы нацистскому руководству окончились насильственно подписанным документом про самоликвидацию Украинской центральной рады.

19 сентября 1941 г. немецкие войска захватили Киев. На следующий день члены походных групп ОУН вместе с представителями национальной интеллигенции создали управление города, после чего выступили с предложением создать Украинскую национальную раду, которая планировалась как представительный орган всей Украины. 5 октября прошло Установочное собрание, которое создало Украинскую национальную раду и выбрало президиум во главе с М.Величковским. Установочное собрание приняло декларацию и обращение к народу, в которых президиум обязало себя «достойно презентовать украинский народ перед немецкими чиновниками, которые находятся на тернах Украины…» Городиський З. Українська Національна Рада: Історичний нарис. - К., 1993. - с.34.

.

Основным направлением работы Украинской национальной рады стало социально-культурная, церковная жизнь. Однако деятельность Украинской национальной рады противоречила целям оккупационного режима нацистов, и поэтому 17 ноября 1941 г. была запрещена. В первых числах декабря началась ликвидация местных Украинских национальных рад и их органов.

В ответ на действия нацистского правительства, оккупационной администрации, на счет попытки возрождения украинской государственности, особенно в связи с развертыванием массовых репрессий против гражданского населения Украины, представителями националистического движения были подготовлены меморандумы от 14 января 1941г. на имя Гитлера и от 10 января на имя рейхскомиссара Украины Коха, где в который раз предлагалось сотрудничество с условием признания за украинцами права на свою государственность. Все эти обращения остались без ответа, территория Украины превращалась в колонию с жесточайшим оккупационным режимом. Городиський З. Українська Національна Рада. С. 104-107; Історія застерігає: трофейні документи. - К., 1986. - 231-233.

IV. Юридическое оформление вхождения Западных земель в состав Украины.

28 июня 1940 г. румынское правительство заявило о своем согласии передать Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину. И уже 2 августа 1940 г. Верховный Совет СССР решил включить Северную Буковину и Южную Бесарабию в состав УССР, а с остальной Бесарабии и прошлой Молдавской Автономной ССР 15 августа 1940 г. создана Молдавская ССР. Еще раньше, 1939г. решение Установочных Народных собраний Западной Украины по поводу воссоединения Западной Украины с УССР было утверждено Верховными Советами СССР (1 ноября) и УССР (14 ноября). Благодаря этому население Украины увеличилось на 8809 тысяч человек и к середине 1941 г. составило 41657 тысяч, а территория расширилась до 565 тысяч кв. км. . Процесс консолидации украинской нации вступал в завершающий этап. Однако до сих пор среди историков нет единства в оценке сути и характера этого процесса, и поэтому разные исследователи по-разному называют сам факт вхождения украинских земель в состав УССР накануне Второй Мировой Войны: «аннексия» Аннексия - насильственное присоединение, захват одним государством территории, принадлежащей другому государству или народу, что является нарушением международного права. (Д. Боффа), «включение» (Н. Верт), «формальное инкорпорирование», названное «воссоединением» (А. Жуковский, О. Субтельный), «воссоединение, которое носило характер акции оккупационного типа» (С. Кульчицкий).

Бесспорно, процесс, благодаря которому западно-украинские земли оказались в составе УССР не односторонний, а наоборот - разноплановый. При его рассмотрении и анализе следует отметить тот факт, что хотя было осуществлено этническое воссоединение и западно-украинские земли формально вошли в состав УССР, на практике произошла инкорпорация, то есть «вхождение в состав» СССР. Предшествование решения Верховного Совета Советского Союза про воссоединение аналогичному решению Верховного Совета Украины подтверждает это суждение.

Накануне освобождения территории Западной Украины от нацистских захватчиков по инициативе Главного командования УПА в июне 1944 г. в Карпатах вблизи Самбора состоялись собрания представителей разных течений украинского национального движения. Целью собраний было создание общенационального всеукраинского центра, который взял бы на себя «наивысшее политическое руководство освободительной борьбой за Украинскую самостоятельную Единую Державу и вывел бы эту борьбу за пределы страны» Українська Головна Визвольна Рада / Документи. Нью-Йорк - Київ - Л.1994.-С.35,41// Літопис УПА У 8 т. - УГВР. - Т.1(1944-1945). - Л.,1992.

. После рассмотрения внутренней и международной ситуации собрание провозгласило себя “временным украинским парламентом и назвали себя Украинской Главной освободительной Радой (УГВР)”; приняли три документа: временное устройство УГВР, политическую платформу и декларацию принципов (Универсал). Собрания выбрали президиум и главу президиума УГВР, Генеральный секретариат (подпольное правительство), генерального судью и других высших должностных лиц.

К концу лета 1944 г. Красная армия взяла под свой контроль большую часть территории Западной Украины. Сопротивление отдельных подразделений УПА окончилось их распадом и сменой общей войсковой тактики борьбы, переходом на диверсионно-террористическую борьбу небольших подразделений, глубокую конспирацию. Большинство руководства УГВР до октября 1944 г. погибло в боях или находилось за пределами Украины. Контакт с представителями западных стран был установлен лишь в начале 1945 г.

Обстоятельства не позволили УГВР создать крепкий аппарат. На местах продолжал действовать подпольный аппарат ОУН, УПА, который в результате деятельности советского государственного аппарата, органов государственной безопасности и внутренних дел, войск НКВД, к концу войны претерпел большие людские потери. Создание УГВР и попытки построения его центральных и местных органов как органов государственной власти в результате деятельности советского государственного механизма так и не приобрели государственно-строительных форм.

К осени 1944 г. в рядах украинской политической эмиграции сложились два основных течения: первое, которое представляла ОУН-Б, добивалась признания немецким правительством независимой Украинской державы, другие политические группировки были готовы к сотрудничеству с Германией против большевизма, даже без условий к Германии по поводу признания независимости Украины. Выбирая активных союзников среди националистических сил, нацистское руководство освободило в сентябре 1944 г. из концлагерей С.Бандеру, А.Мельника, Я.Стецька и их приверженцев, но их влияние на события в Украине было очень ограниченно, к тому же, оценив отношение к себе нацистской власти, большинство украинцев не верило в “новую” политику Германии относительно украинского вопроса.

В феврале 1945 г. немецкое командование в состоянии отчаяния в поисках новых

союзников, а особенно дополнительных людских ресурсов на фронте, взяло курс на создание на основе Украинского национального комитета (Краковского) так называемого всеукраинского политического центра. 12 марта 1945 г. был создан Украинский национальный комитет (УНК), главой которого стал П.Шандрук, заместителями главы В.Кутиевич и О.Симененко - украинские коллаборационисты, которые активно сотрудничали с оккупационной администрацией. В тот же день немецкое правительство признало УНК как украинский представительный орган, который “имеет право свое наставление к будущему Украины выдвигать и в обращениях и манифестах провозглашать”. 17 марта была одобрена декларация про создание Украинской Национальной Армии (УНА) и назначение ее командира - генерала-поручика П.Шандрука. Зарождение УНА поддержал глава УНР А.Левицкий.**Якимович Б. Збройні Сили України. Нарис історії. - Л.,1996. -с.210.

Приказом П.Шандрука дивизия СС “Галичина” была подогнана под его командование и получила название “Первая Украинская дивизия”, началось формирование второй дивизии. Таким образом, возникло марионеточное “правительство” и “армия”, которые так и не были восприняты всерьез, ни нацистским руководством, ни военным командованием вермахта. С падением Третьего рейха закончил свое существование и Украинский национальный комитет, а остаток военных формирований вместе с “комитетом” сдался англо-американским войскам и был интернированы в городе Романе (Италия). Среди многих источников послевоенной истории западно-украинских земель особенное место занимает комплекс документов высшего партийно-государственного руководства УССР. Предметом анализа ученых-историков выбрана целая группа документов, отложенных в “Особую папку”. За 1944-1953 гг. относительно западно-украинских земель их было составлено более 90. Интересна динамика ежегодного количества принятых документов, которое объективно отображает напряжение положения и адекватную частоту принятия постановлений. В 1941 г.- 1, 1945 -15, 1946 - 26, 1947 - 12 и так по нисходящей до 4 в 1853 г. По внешнему признаку это типичные для такого органа, как Политбюро ЦК КП(б)У, документы. Таким образом, в конце 30-х - в начале 40-х годов было осуществлено этническое воссоединение. Объединение впервые за несколько веков в пределах одного государства большинства украинских этнических территорий, несмотря на неоднозначность и спорность политики сталинского режима в западно-украинских землях, было признано событием, важным шагом в решении украинского вопроса.

Заключение. Война между Советским Союзом и нацистской Германией была важной частью второй мировой войны. Эпицентром этого двойного боя, ареной особо жестокого и кровавого противоборья была Украина.

Для народов Советского Союза война 1941 - 1945 гг. стала Великой Отечественной войной. Великой - по колоссальным испытаниям, что выпали на долю каждого человека, каждой семьи каждой нации. Отечественной - потому, что каждый гражданин защищал в первую очередь естественное право человека жить и работать на своей земле, защищал свое личное право, семью, народ, нацию. Украинский народ, отстаивая это право, понес огромные потери в вооруженной борьбе на фронтах, в движении сопротивления, во время массовой гибели мирного населения, Война лишила жизни более 9 миллионов граждан Украины. Мужество и стойкость народов Советского Союза спасли человечество от нацизма и фашизма, позволили отстоять и победить Советскому государству. В сознании советских людей Великая Отечественная война с нацистской Германией и ее сателлитами стала наивысшим моментом истины, национальной жертвенности, триумфа и единства.

Великая Отечественная война требовала глубокой, всесторонней перестройки государства и права Украины согласно с условиями военного положения. Эта перестройка осуществлялась в годы совместных военно-политических мер Союза ССР, направленных на разгром врага.

Военный период существования и функционирования военно-политической системы во главе с ДКО стал важной фазой развития государственности СССР. Произошло выделение органов оперативно-стратегического руководства в достаточно самостоятельные, авторитетные и компетентные субъекты военно-политической системы. Высшие военно-политические кадры по мере роста профессионализма оставили иллюзии, страх. Укрепилось положение военной, а также промышленно-управленческой номенклатуры, которая начала осознавать свои интересы в войне.

В целом сложилось нормативно-правовое пространство с разными средствами стимулирования и принуждения людей к военно-боевой и трудовой деятельности. Доктринальные приоритеты - коммунизм, классовая солидарность и др. - отошли на второй план как неэффективные. В массовом идеологическом потоке усилилось звучание национальных, гражданских, общественных и государственных мотивов. Были признаны и привлечены к обороне страны и движению сопротивления также церковь, разные комитеты, фонды, народные инициативы, патриотически-настроенная заграница. К сожалению, в стране и в годы войны не прекращались массовые незаконные репрессии.

Борьба с внешним агрессором в Украине обострялась борьбой между приверженцами советской власти и Украинского независимого государства, идеологами которой выступали украинские националисты. Однако идеи ОУН, что содержали в себе узко-национальные движения, не были приняты большинством украинского народа. Попытки создания украинской государственности на основе национализма и иллюзорные старания националистов заручиться поддержкой со стороны нацистской Германии вызывали неприятие такой политической акции.

Формально-юридическим фактом завершения военного положения в большей части территории Украины стало принятие Президиумом Верховного Совета СССР указа от 21 сентября 1945 г. про отмену военного положения на европейской территории страны кроме западных областей, в том числе и

Западной Украины.**В Західних областях України військовий стан було відмінено указом Президії Верховної Ради СРСР від 4 липня 1946 р. (Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР: 1945-1946 гг. - М., 1947. - с. 179-180.) Важными политическими итогами Великой Отечественной войны для украинского народа является международное признание УССР как основателя ООН, воссоединение всех украинских этнических земель в составе единого государства, что стало возможным благодаря вкладу в победу всех, что “реально боролся с фашизмом, независимо от цвета их флагов”. Кучма Л.Д. Україна вшановує переможців // Урядовий кур'єр. - 11 трав. - 1995.

Победа в Великой Отечественной, второй мировой войне была одной на всех, кто вступил в борьбу с нацистским течением. По своему характеру и последствиям это событие отобразилось на судьбе всего человечества, и главные ее истины ревизии не подлежат.

Список использованной литературы:

1. Советская Украина в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 - документы, материалы. - М.:1958.

2. Історія України: Маловідомі імена, події: факти (збірник статей). НАН України, Гол. ред. кол. наук. - К., 1999 р.

3. «Історія держави і права України»: Пiдручник для студентiв юр. спецiальностей вищих навчальних закладiв, ред. В.Я.Таций, А.Й.Рогожин, В.Д.Гончаренко, К.,2003 р., т. 2.

4. Фіров П. Т. «Історія ОУН-УПА» - події, факти, документи, коментарі (лекції) - Навчальний посібник для вузів. - Севастополь: СевНТУ, 2002 р.

5. Бойко О. Д. Історія України: посібник. - К., 2001 р.

6. Трубайчук А.Ф. Друга світова війна. - К.: Наукова думка, 1995.

7. Реабілітація репресованих: законодавство та судова практика. - К., 1997.

8. Коваль М. В. ОУН-УПА: між “третім рейхом” і сталінським тоталітаризмом. // УІЖ. - 1994. - №2-3.

9. Хрестоматія з історії держави і права України. - т.2

10. Німецько-фашистский окупаційний режим на Україні. Збірник документів і матеріалі. - К.,1963.

11. Чайковський А.С. Невідома війна (Паризанськмй рух в Україні 1941 - 1944 рр. Мовою документів, очима історика). - К., 1994.

12. Коваль М.В. ОУН-УПА: між “третім рейхом” і сталінським тоталітаризмом //Укр. Іст. Журн. - 1994.- №2-3.; Военно-исторический журнал (Москва). - 1991. - №3,№4,№5.

13. Сергійчук В. ОУН-УПА в роки війни. Нові документи і матеріали. - К., 1996.

14. Ураїнське державне правління (УДП)//Мала енциклопедія етнодержавознавства - К., 1996.

15. Городиський З. Українська Національна Рада: Історичний нарис. - К., 1993.

16. Интернет-издания, web-страницы.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.