Рефераты. Уголовный закон

Уголовный закон принимается Верховной Радой, что следует из ст. 85 Конституции Украины. Согласно Закону Украины от 3 июля 1991 г. «О всеукраинском и местных референдумах» принятие законов, в том числе и уголовных, возможно также путем всенародного голосо-вания (референдумом). Независимо от процедуры принятия, уголовный закон - всегда письменный документ, опубликованный в установлен-ном законодательством Украины порядке и обладающий высшей юри-дической силой.

Изложенное позволяет заключить, что уголовный закон -- это письменный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый Верховной Радой или всеукраинским референдумом и со-держащий уголовно-правовые нормы, которые устанавливают основа-ния и причины уголовной ответственности, определяют, какие обще-ственно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания надлежит применять к лицам, виновным в их совершении.

Все действующие уголовные законы Украины сконцентрирова-ны в Уголовном кодексе, который был принят 5 апреля 2001 года. Уголовное право Украины, под ред. Проф. М. И. Бажанова. Х., «Право», 1999, с. 21 - 23

2. Сравнительная характеристика Уголовных кодексов Украины 1960 и 2001 годов

5 апреля 2001 г. Верховная Рада Украины приняла Уголовный кодекс Украины. Итак, реформирование криминального законодательства, которое началось сразу после получения Украиной независимости, в целому зашло в свою завершающую фазу. Последние точки в этом процессе должны быть поставлены во время реализации заключительных и переходных положений Уголовного кодекса Украины.

Много юристов и других граждан нашего государства связывали с принятием нового УК большие надежды.

С одной стороны, это целиком оправданно, поскольку этого чрезвычайно важный для государства и общества закон -- своеобразное зеркало процессов, которые происходят в обществе, индикатор его «морального здоровья», показатель уровня общественного правосознания. Вместе с тем УК есть могущественным средством влияния на поведение людей, наиболее острым и опасным оружием, которое может быть применена государством к лицам, которые поднимают веление закона. Уголовный кодекс -- один из наиболее важных законов любого государства. Ведь он не только регулирует значительный круг общественного отношения, но и содержит наибольшую и мощнейшую среди всех других законов систему охранительных правовых норм. Регулятивные нормы любой области законодательства, какого бы значения они не имели для экономики, политики, социальной сферы и т.п., могут остаться лишь декларациями, если их действие не будет подкреплена установлением юридической ответственности, в том числе криминальной, которое имеет чрезвычайно важное значение для общего и специального предупреждения преступлений и других правонарушений. В первую очередь, по приведенной причине каждое государство старается иметь в арсенале средств осуществления внутренней и внешней политики максимально совершенный криминальный закон, который удовлетворял бы требованиям господствующей в обществе идеологии, отвечал интересам государства, общества и подавляющего большинства граждан.

С другой стороны, указанные надежды не совсем обоснованы.

Во-первых, нельзя преувеличивать возможности криминального закона относительно его влияния на состояние, структуру и динамику преступности в стране -- в глобальном социальном масштабе они очень ограничены. И вдобавок уголовно-правовые средства влияния на правонарушителей являются, так сказать, «средствами крайней необходимости», которые государство может применить только в случае, если все другие имеющиеся в ее распоряжении средства, в том числе меры принуждения, исчерпанные. К сожалению, законодательная практика последнего десятилетия дает основания констатировать стремления решать актуальные социальные проблемы с помощью уголовно-правовых средств. В качестве примера можно привести настойчивые предложения, которые выходили от разнообразных субъектов законодательной инициативы, включая Кабинет Министров Украины, и были реализованы в УК относительно установления ответственности должностных лиц за несвоевременную выплату заработной платы (при наличии в УК норм, которые устанавливают ответственность за злоупотребление властью или должностным положением, нарушение законодательства о работе и других) и в такой способ решить хроническую проблему невыплаты зарплат, пенсий, стипендий, других социальных выплат. Кстати, значительные шаги в решении этой проблемы в 2000-2001 гг, были сделаны Правительством с помощью социально-экономических рычагов, а не уголовно-правовых мероприятий. Такого рода «болезнь» определенной мерой присущая и новому УК: ряд признанных ним преступными действий или не могут быть обоснованно признанные такими, исходя из низкой степени общественной опасности или отсутствия других необходимых для криминализации действия социальных факторов, или дублируют в кое-что другому варианте положения других уголовно-правовых норм.

Во-вторых, с принятием нового УК революции в отечественном криминальном законодательстве за большим счетом не состоялось, что может одновременно расцениваться и как недостаток, и как позитив. Безусловно, значительное количество уголовно-правовых институтов испытали кардинальные изменения, появился ряд как существенным образом новых общих положений криминального закона, так и новелл, связанных с неизвестными раньше отдельными видами преступлений, а много таких, что существовали раньше, уголовно-правовых институтов стали достоянием истории (в особенности опасный рецидив, административная преюдиция и т.п.). Вместе с тем остались в принципе неизменными основные положения, которые касаются определения признаков преступления, подходов к выбору вида и размера наказание, основ уголовной ответственности, вины, системно-структурного построения Кодекса.

Если же касаться (в наиболее общих чертах) непосредственного содержания нового УК, то следует указать на ряд существенных моментов.

Прежде всего, необходимо сказать о названии и структуре проекта. Несмотря на все, новый Кодекс сохранил свое название. Предложенная раньше (проектом, внесенным на рассмотрение парламента в июне 1999 года) название -- Кодекс законов Украины об уголовной ответственности -- при доработке проекта ее разработчиками и профильными комитетами целиком обоснованно отклоненная. Как не воспринятые и предложения именовать кодекс Карным. Хотя при этом кое-что алогично выглядят названия отдельных разделов проекта. Например, раздел II Общей части (УК отныне вместо глав разбитый на разделы) называется «Закон об уголовной ответственности», вступая у противоречия, с одной стороны, с названием Кодекса, который есть ни чем другим как законом, а с другой - со всеми другими разделами («Общие положения», «Соучастие в преступлении», «Наказание и его виды»), которые являются частями единого целого -- Уголовного кодекса -- и также непосредственно касаются уголовной ответственности.

Законодательное закрепление получили много положений, которые имели до сих пор лишь статус теоретических учений или практических прецедентов. Это, в частности, касается положений про законченное и незаконченное преступление, в том числе об особенностях ответственности за незаконченное преступление, про прямой и косвенный умысел, особенности ответственности соучастников преступления, повторность, совокупность и рецидив преступлений, совершение преступления под физическим или психическим принуждением, выполнение приказа или распоряжение и других.

Подробнее изложены положения относительно действия УК во времени и в пространстве. Нормы относительно следствий осуждения лица за пределами Украины и выдачи преступника основываются на общепризнанном в мире принципе nе bіs іn іdеm.

К понятию преступления в УК впервые включен признак виновности и субъекта преступления. Таким образом, приведенное в ч. 1 ст. 11 УК понятие преступления содержит указание на пять обязательных признаков преступления:

1) преступлением является лишь деяние (действие или бездействие);

2) это действие должно быть содеяно субъектом преступления;

3) оно должно быть виновным;

4) указанное действие должно быть общественно опасным;

5) соответствующее действие должно быть предусмотрено действующим УК.

Последнее, кроме того, имеет в виду, что обязательным признаком преступления есть также уголовная наказуемость. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков указывает на отсутствие преступления.

Среди общих положений УК привлекает внимание законодательное решение вопроса о классификации преступлений в зависимости от степени тяжести, которая до сих пор в законе имело половинчатое решение (по этому критерию УК 1960 г. выделял тяжкие преступления (ст. 7-1) и преступления, которые не представляют большой общественной опасности (ст. 51)). В соответствии с новым УК преступления разделены на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

УК предусмотрены новые обстоятельства, которые исключают преступность деяния. Кроме необходимой обороны, крайней необходимости и задержания лица, которое совершило преступление, ними являются также: физическое или психическое принуждение, выполнение приказа или распоряжение, оправданный риск, выполнение специальной задачи из предупреждения или раскрытие преступной деятельности организованной группы или преступной организации. Кроме того, в статьях о необходимой обороне дано определение вымышленной обороны. Конечно, эти новации суживают рамки уголовной ответственности лица, предоставляя ей дополнительные гарантии личной свободы.

В особенности следует отметить положение, которые касаются вменяемости. Как это не парадоксально, но в УК 1960 г. этот обязательный признак субъекта преступления не был определен, а в статьи 12 давалось лишь определение невменяемости. Новый УК изменяет указанную ситуацию, предлагая определения как понятия «вменяемость», так и понятие «невменяемость». Выделяется и такое «среднее» состояние, как ограниченная вменяемость.

Нашли свое законодательное определение такие формы соучастия, как группа лиц, группа лиц по предварительному заговору, организованная группа, преступная организация.

Детально в отдельном разделе выписаны общие основания освобождения от криминальной ответственности лица, которое совершило преступление.

Определенных изменений испытал институт наказания. Во-первых, по-новому строится система видов наказания (всего их предполагается двенадцать): от менее сурового к более суровому, а не наоборот, как это имело место раньше. Во-вторых, появились неизвестные по сей день такие виды наказания, как арест, служебные ограничения для военных, общественные работы, ограничение свободы. В-третьих, изменились правил назначения наказание, в частности особыми они являются для лиц, которые совершили преступление в соучастия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.