Рефераты. Участие органов опеки и попечительства в защите

В отличие от малолетних, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с требованиями ст.26 ГК. Они также могут быть привлечены к самостоятельной имущественной ответственнос-ти за причиненный ими вред в порядке, установленном граж-данским законодательством (ст.26 (п.3) и 1074 ГК).

Правомочия родителей по управлению имуществом ребенка также определяются гражданским законодательством. В соот-ветствии с его положениями, родители малолетних (несовер-шеннолетних в возрасте до четырнадцати лет) не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а родители несовершеннолетних в возрасте от че-тырнадцати до восемнадцати лет -- давать согласие на совер-шение сделок по отчуждению имущества ребенка (включая обмен, дарение имущества, сдачу его внаем (в аренду), в без-возмездное пользование или в залог), иных сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, вле-кущих уменьшение имущества (п.2 ст.37 ГК). Например, пред-варительное разрешение органов опеки и попечительства не-обходимо для совершения сделок (договоров купли-продажи, мены, дарения и др.) в отношении жилых помещений, собствен-никами которых являются несовершеннолетние. Более того, предварительное разрешение органа опеки и попечительства необходимо для совершения сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают несовершенно-летние лица, независимо от того, являются ли они собствен-никами, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющими право пользования данным жилым помещением: Указанное правило распространяется так-же на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права. Законом так-же установлено, что средства от сделок с приватизированны-ми жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администра-цией детских или иных воспитательных учреждений на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении сберегательного банка1.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с п.4 ст.292 ГК отчуждение жилого помещения, в котором прожи-вают несовершеннолетние члены семьи собственника, допус-кается с согласия органа опеки и попечительства. Указанное требование касается и осуществления сделок с жилыми поме-щениями, собственниками которых по различным основаниям, в том числе и на праве долевой собственности, являются несо-вершеннолетние1. Однако само по себе наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка не является для суда достаточным подтверждением законности сделки. Как указала судебная коллегия по граж-данским делам Верховного Суда РФ в своем определении от 29 августа 1997г., критерием оценки действительности сделки является только реальное соблюдение имущественных прав ребенка.

Рассматривая вопрос о даче согласия на совершение сделок (в частности, договоры купли-продажи, мены) с жилыми по-мещениями, в которых проживают несовершеннолетние, орган опеки и попечительства изучает ряд документов, предоставляе-мых заинтересованными лицами: а) заявление родителей; б) запрос нотариуса; в) копии финансовых лицевых счетов жи-лой площади; г) копии свидетельств о собственности на жилье (отдельно по месту продажи и по месту покупки жилых поме-щений); д) копии справок из налоговой инспекции об отсут-ствии задолженности по уплате налога на недвижимость; е) за-явление несовершеннолетнего старше четырнадцати лет о со-гласии на данную сделку; ж) справки бюро технической инвентаризации, удостоверяющие балансовую стоимость жилых помещений на момент обраще-ния; з) разрешение на регистрацию в населенном пункте субъекта Российской Федерации в случае выезда семьи по ново-му адресу из ОВД (форма 6); и) выписку (справку) из домовой книги с места регистрации несовершеннолетнего по месту жи-тельства

Без разрешения органов опеки и попечительства родители согласно п.1 ст.37 ГК вправе производить только необходи-мые для содержания ребенка расходы (то есть на питание; на приобретение одежды, школьных принадлежностей, книг, иг-рушек; на лечение, отдых и т. п.) за счет сумм, причитающих-ся ребенку в качестве дохода, кроме доходов, которыми несо-вершеннолетние вправе распоряжаться самостоятельно.

В целях защиты имущественных прав несовершеннолет-них и предупреждения возможных злоупотреблений со сторо-ны родителей (лиц, их заменяющих) п. 4 ст. 37 ГК предусмот-рено, что родители (лица, их заменяющие) не вправе совер-шать сделки со своими несовершеннолетними детьми, за исключением передачи им имущества в качестве дара или в без-возмездное пользование. Это ограничение распространяется и на близких родственников родителей.

Впервые в семейном праве законодательно закреплен прин-цип раздельности имущества родителей и детей, то есть ре-бенок не имеет права собственности на имущество родите-лей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка (п.4 ст.60 СК). Тем не менее дети и родители, прожи-вающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Одновременно предус-мотрено, что в случае возникновения права общей собствен-ности родителей и детей (в результате, например, привати-зации, наследования), их права по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом определяются гражданс-ким законодательством (п.5 ст.60 СК). Общая собственность родителей и детей может быть долевой или совместной. Каж-дый из видов общей собственности имеет соответствующий пра-вовой режим. Правовой режим общей долевой собственности определен в ст.ст. 244--252 ГК, а совместной собственности -- ст.ст.253--259 ГК. Так, в общую собственность (совместную или долевую) родителей и детей могут передаваться занимаемые ими жилые помещения путем приватизации. Не включение детей в приватизационные документы может иметь место толь-ко с разрешения органа опеки и попечительства1. Это обус-ловлено тем, что несовершеннолетние, проживающие совме-стно с нанимателем и являющиеся членами его семьи, имеют равные с ним права, вытекающие из договора найма жилого помещения. Поэтому в случае приватизации занимаемого по-мещения они наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это поме-щение2.

В завершение рассмотрения вопроса об имущественных правах детей необходимо отметить, что с принятием Семейно-го кодекса они имеют собственную правовую основу (ст. 60 СК) и хотя их перечень выходит за рамки семейных отношений, так как они регулируются в большей степени гражданским за-конодательством, тем не менее их наличие у ребенка позволя-ет говорить о нем как о самостоятельном субъекте семейных правоотношений.

Сделки с недвижимостью в жилищной сфере, в которых участвуют несовершеннолетние собственники (сособственники) жилья или в ходе которых так или иначе затрагиваются их права и интересы, представляют значительную сложность для практиков -- нотариусов, работников муници-пальных образований (органов опеки и попечитель-ства), органов государственной регистрации, судей, риэлтерских компаний. Наиболее часто проблемы возникают вследствие несовершенства законода-тельства -- нечеткости, противоречий, пробелов, что не способствует формированию единой право-применительной практики и, в конечном счете, не-гативно сказывается на защите прав и интересов не-совершеннолетних субъектов права.

Из вышеизложенного в первой главе делаем вывод что под реализацией личных неимущественных и имущественных прав ребенка следует понимать действия ребенка или его законных пред-ставителей, состоящие в распоряжении по своему и/или усмотрению законных представителей, опреде-ляемому интересами ребенка, принадлежащими ему по Семейному кодексу РФ правами (юридическими воз-можностями) в соответствии с их назначением и не нарушающие права и законные интересы других лиц. В отличие от совершеннолетних лиц осуществление прав ребенка связано с поведением его законных пред-ставителей, а иногда и учреждений, на которые зако-ном возложены обязанности по охране прав несовер-шеннолетних детей. Степень и границы участия этих лиц в реализации прав ребенка определяются интере-сами последнего. До тех пор, пока их действия, связан-ные с реализацией прав ребенка, не нарушают его ин-тересов, они участвуют в этом процессе1.

В этой связи необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам защиты прав детей в конце 90-х гг. претерпела значительные изменения прогрессивного характера. Глава 11 Семейного кодекса позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних.

Глава 2. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ.

2.1. Задачи и функции органов опеки и попечительства.

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родитель-ского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родите-лей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

В большинстве ситуаций, если родители временно не могут осу-ществлять заботу о. своих детях, они принимают меры к устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государ-ственные учреждения. Однако в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями дети могут оказаться в угрожающем положении.

Еще большую опасность для детей представляют уклонение роди-телей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление роди-телями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабиль-ности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей пли находящих-ся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помо-щи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальны

Решение этих проблем возложено на систему органов опеки и попечительства.

Статус органов опеки и попечительства определяется на основании Конституции РФ (ст.132) и Федерального закона от 28 августа 1995г. «Об общих принципах организации местного са-моуправления в Российской Федерации» (п.1 и 4 ст.6)1. Выполнение функций по опеке и попечительству возлагается на эти органы п.9 ст.53, п.7 ст.64, п.7 ст.75 Закона РФ от 6 июля 1991г. «О местном самоуправлении в РСФСР2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.