Рефераты. Трудовое право

государственный контроль и надзор на предприятиях, в учреждениях, организациях, не зависимо от форм собственности и подчиненности, специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, в соответствии с федеральными законами (в ред. Федерального закона от 18.07.95 г. № 109-ФЗ);

профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда - согласно положениям об этих инспекциях (в ред. Закона РФ от 25.09.92 г. № 3543-1).

Согласно ст. 244 КЗоТ РФ и Закона РФ от 25.09.92 г. № 33543-1,

профессиональные союзы входят в круг организаций, имеющих право осуществлять контроль за состоянием охраны труда на предприятии.

Незнание федерального законодательства работодателем, не освобождает его от ответственности за нарушение этого законодательства.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

К правам профессиональных союзов в лице их соответствующих органов в области охраны труда относятся:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с

нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Той же ст. 22 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрены меры, которые могут применять профсоюзные органы в организации, в случае нарушения норм по охране труда:

- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

Вышеперечисленные меры, профсоюзные организации могут применять на основании предписаний, как сказано в законе. Ниже представлен примерный образец предписания.

Предписание

профсоюзной организации

____________________________________________________________________

(наименование организации)

"___"_______________20__г. N ____________________

Кому __________________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

_______________________________________________________________________________

(наименование подразделения организации)

В соответствии со статьей (ями)____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

(наименование нормативного правового акта об охране труда)

предлагаю устранить следующие нарушения: ________________________________________

п/п

Перечень выявленных нарушений требований охраны труда

Сроки устранения

Отметки об устранении

О выполнении настоящего предписания прошу сообщить до ___________________________

письменно (по телефону)__________________________________________________________

Предписание выдал: _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

Предписание получил: ___________________________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

Контроль устранения нарушений провел: ___________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

Задача № 19.

Монтажницы монтажного управления Иванова, Соловьева и Павлова имеющие детей соответственно в возрасте 3, 10 и 15 лет, отказались от направления в командировку в другой населенный пункт для монтажных работ и в другую организацию. Начальник монтажного управления, ссылаясь на трудовой договор монтажниц, в котором предусмотрены поездки и командировки, за отказ срочно выехать в командировку Ивановой объявил строгий выговор, а Соловьева и Павлова были уволены по п. 4 ст. 33 КЗоТ РФ.

Законны ли требования начальника монтажного управления?

Каков порядок направления в командировку?

Какие гарантии существуют для отдельных категорий работников при направлении в командировку.

Решите спор по существу.

Требования начальника монтажного управления законны частично.

Согласно ст. 163 КЗоТ РФ, запрещено направлять в командировки женщин, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте от 3 до 14 лет, без их согласия.

По условиям задачи две женщины имеют детей в возрасте 3 и 10 лет. Этих женщин трудовое законодательство запрещает направлять в командировки без их согласия.

Третья женщина имеет ребенка 15 лет. Эту женщину работодатель имеет право направить в командировку, согласно условиям трудового договора.

Направление в командировку оформляется приказом по предприятию. Работники, направление которых в командировку законодательством о труде допускается только с их согласия, должны подписать заявление и выразить согласие, т. е. написать на заявлении - “Согласен”. Работники, согласие которых при направлении в командировку не требуется, извещаются должностными лицами предприятия и ознакамливаются с приказом.

Затем на работника отправляемого в командировку выписывается командировочное удостоверение и выдается ему на руки для последующей отметки в пункте командировки; бухгалтерия предприятия выдает работнику на руки командировочные, суточные авансовые суммы.

Не допускается направлять в командировки отдельные категории работников:

беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст. 162 КЗоТ РФ);

женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет, мужчин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, работников, имеющих детей инвалидов или инвалидов с детства, до достижения ими возраста 18 лет, и работников, осуществляющих уход за больным членом семьи, в соответствии с медицинским заключением, - без их согласия

(ст. 163 КЗоТ РФ).

Соловьева и Павлова могут подать в суд исковое заявление о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда. Соловьева, имеющего ребенка 10 лет, по решению суда должна быть восстановлена в прежней должности; за время вынужденного прогула должен быть выплачен средний заработок. Павлова, имеющая ребенка 15 лет, скорее всего будет также восстановлена на работе, так как нарушение трудовой дисциплины первично, поэтому применение самого строгого административного взыскания мне кажется суд сочтет неоправданным. Вызывает сомнение увольнение и по п. 4 ст. 33 КЗоТ РФ, так как данный пункт предусматривает увольнение за прогул, а нарушение трудовых обязанностей Павловой выразилось в неисполнении распоряжения начальника. Увольнять следовало бы по п. 3.

ст. 33 КЗоТ, но данный пункт предусматривает увольнение за систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (неоднократное нарушение). Из чего следует, что КЗоТ давно материально устарел и не охватывает всего объема трудовых отношений.

Иванова может обжаловать строгий выговор в комиссии по трудовым спорам, а затем в суде. Административное взыскание должно быть с нее снято, так как законодательство о труде запрещает без согласия работника имеющего детей в возрасте 3 лет, направлять его в командировку. В данном случае отказ Ивановой от направления в командировку не является неисполнением трудовых обязанностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.