Рефераты. Третейские суды в Российской Федерации

В ГПК РФ также определены форма и содержание заявления об отмене решения третейского суда и перечень прилагаемых к нему документов (ст. 419 ГПК РФ), а также порядок рассмотрения заявления в суде об отмене таких решений.

Глава 47 ГПК РФ определяет условия выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, форму и содержание заявления о выдаче исполнительного листа, перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению. При этом перечень документов, указанный в ст. 424 ГПК РФ, расширен по сравнению с аналогичным перечнем, предусмотренным в ст. 45 Закона о третейских судах. Так, по нормам ГПК РФ дополнительно необходимо приложить копию заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

Четвертая предпосылка, имеющая, как и третья, негативный характер, заключается в том, что для наличия права на предъявление иска в суд необходимо, чтобы не было ставшего обязательным для сторон, вынесенного по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения третейского суда (за исключением случаев, когда суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или возвратил дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение, но рассмотрение дела в том же третейском суде оказалось невозможным).

Согласно ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав наряду с судами общей юрисдикции или арбитражными судами осуществляется третейскими судами. Указанная форма защиты прав и законных интересов действует вне государственного механизма разрешения споров, который отличает высокая степень регламентации процессуальных действий.

Третейское разбирательство дела обладает рядом преимуществ по отношению к государственно-судебному рассмотрению и разрешению спора. Среди этих преимуществ можно назвать быстроту и экономичность рассмотрения дела; возможность создания специализированного третейского суда; существование фактора "повышенного доверия" как к судьям, так и к постановленному ими решению, что способствует добровольному его исполнению; конфиденциальность; возможность сторонам самим определять сроки, место и время рассмотрения и разрешения дела.

Сущность третейского разбирательства заключается в том, что обе стороны на случай возникновения спора доверяют его рассмотрение с постановлением решения третьим лицам. Причем судьи в третейском суде могут и не быть профессионалами.

Третейское разбирательство направлено на урегулирование спора и на обеспечение добровольного исполнения подтвержденных решением обязанностей.

Все это сочетается с гарантиями постановления законного решения и возможностью принудительного его исполнения через систему исполнительного производства. В ГПК РФ включен специальный раздел VI «Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов». Организация и деятельность третейских судов в России регулируются такими нормативными актами, как Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. и Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. Этими Законами предусмотрено образование постоянно действующих третейских судов, а также третейских судов для разрешения конкретных споров. С точки зрения деятельности судов общей юрисдикции Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" занимает особое положение. Действие этого Закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж, к которому продолжают применяться положения Закона 1993 г. Именно в рамках Федерального закона от 24 июля 2002 г. происходит третейское разбирательство - подведомственный суду общей юрисдикции спор, возникающий из гражданских правоотношений. Научно-практический комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова. Издательский дом "Городец", 2003

Передача по обоюдному согласию сторон возникшего между ними спора, носящего гражданско-правовой характер, на рассмотрение третейского суда возможна до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

К сожалению, третейское разбирательство спора между гражданами не получило какого-либо распространения в России. В определенной степени это объясняется отсутствием должной информации населения о возможности обращения в третейский суд и преимуществах третейского разбирательства. Сравнительно редко выполняются судьями, в том числе и мировыми, положения закона, согласно которым при подготовке дела к судебному разбирательству сторонам разъясняется их право обратиться за разрешением спора в третейский суд, а также порядок такого обращения и последствия совершения указанных действий (п. 5 ч. 1 ст. 150 ГПК).

Естественно, возникает вопрос о том, о каких спорах можно вести речь о передаче их на рассмотрение третейского суда. В п. 2 ст. 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" говорится о любых спорах, вытекающих из гражданских правоотношений, если иное не установлено Федеральным законом. На круг таких споров следует ориентироваться с учетом положений ст. 22 ГПК, согласно которым к подведомственности судов относятся исковые дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Следовательно, споры, вытекающие из гражданских правоотношений, рассматриваются в узком смысле и противопоставляются спорам, вытекающим из иных правоотношений, в частности трудовым и семейным спорам. Этот вывод имеет значение прежде всего для мировых судей, поскольку основная масса споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений, относятся к их компетенции. Следует отметить, что ранее действовавшее приложение N 3 к ГПК РСФСР прямо указывало на невозможность передачи в третейский суд трудовых и семейных споров. Положения Трудового кодекса РФ, определяя органы, компетентные разрешать индивидуальные трудовые споры, и устанавливая порядок их разрешения, не содержат какой-либо ссылки на третейское разбирательство. Аналогично решается вопрос о рассмотрении семейных споров в Семейном кодексе РФ. Трудно представить себе возможность рассмотрения третейским судом таких споров, как расторжение брака, признание брака недействительным, установление отцовства, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, и иных споров, связанных с воспитанием детей. Необходимость в непосредственном государственном контроле за актами гражданского состояния, требующими государственной регистрации, за положением в сфере воспитания подрастающего поколения, обеспечения прав детей и иных, нуждающихся в защите членов семьи очевидна. В этих целях деятельность суда как органа государственной власти и иных государственных органов - органов опеки и попечительства, органов записи актов гражданского состояния, органов государственного нотариата - незаменима.

В то же время в связи с обновлением гражданского, семейного, трудового законодательства, направленного на расширение диспозитивного, разрешительного начала в регулировании прежде всего имущественных отношений (в частности, введение договорного режима имущества супругов, возможность соглашения по вопросам алиментирования, предоставление работодателю права на отказ от взыскания ущерба с работника), возникают возможности на передачу по согласию сторон ряда споров такого порядка на разрешение третейского суда. Однако представляется, что этот вопрос может положительно решен в законодательном порядке.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в России третейские суды только начинают свою деятельность, ведь многие годы у них не было возможности нормально развиваться и доказать свою жизнеспособность, а главное - полезность и, может быть, даже необходимость.

Следует отметить, что третейские суды для разрешения споров между гражданами, в отличие от третейских судов для разрешения экономических споров, практически, не получили применения в России. Это отчасти объясняется недостаточной информированностью населения о возможностях третейского разбирательства споров. Видимо, прежнее законодательство о третейских судах имело такие дефекты, которые препятствовали их широкому распространению.

Безусловно, радует, что теперь третейские соглашения и договоры сторон с судом получили единую регламентацию со вступлением в силу Закона РФ «О третейских судах в РФ». Поскольку в соответствии со ст. 11 ГК обращение в третейский суд является одной из форм защиты гражданских прав, а его решение имеет те же последствия, что и решение суда государственного, то становится понятной важность принятия данного закона.

Литература

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993

2. Гражданский процессуальный Кодекс РСФСР утв. ВС РСФСР 11.06.1964

3. Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1"О международном коммерческом арбитраже"

4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)

5. Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002)

6. " Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации " от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)

7. Постановление ВС РФ от 24.06.1992 N 3115-1 "Об утверждении временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров"

8. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.01 N 1293/01 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5

9. Бакхауз Н.А. Оспаривание решений третейского суда в действующем Российском законодательстве. Арбитражный и гражданский процесс", N 10, 2003

10. Власов А. А. Гражданско-процессуальное право. С. 408.

11. Виноградова Е. А. «К вопросу о так называемом «статусе» постоянно действующего третейского суда». // Хозяйство и право. 1994. № 3 С. 94.

12. Завидов Б.Д. Комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации Юридический Дом "Юстицинформ", 2003

13. Комаров А.С. Основополагающие принципы третейского суда // Вестник ВАС РФ. 2001. N 4. С. 87 - 94

14. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. Г. П. Ивлев. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 508.

15. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. / Под ред. Г. А. Жилина.

16. Комментарий к Федеральному закону "О третейских судах в Российской Федерации" / Отв. ред. А.Л. Маковский, Е.А. Суханов. М.: Статут, 2003. С. 7.

17. Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации Издательство "Статут", 2003

18. Муранов А.И. Действительное третейское соглашение и проблема прекращения производства по делу в российском государственном суде // Законодательство. 2002. N 10. С. 65.

19. Научно-практический комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова. Издательский дом "Городец", 2003

20. Третейский суд. Законодательство. Практика. Комментарии / Сост. и автор комментариев Е.А. Виноградова. М., 1997. С. 200, 227, 256 - 257, 290 - 291.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.