Акты казуального толкования содержат разъяснение смысла правовых норм для конкретных обстоятельств и определённых лиц, являются мотивировочной частью. Акты казуального толкования помещают в Бюллетень Верховного Суда, в журнал «Юстиция». Они могу быть в чистом виде, как разъяснения, адресованные конкретным лицам.
2.3. Необходимость актов толкования.
Необходимость актов толкования заключается в общих условиях необходимости толкования норм права и конкретными обстоятельствами, вызывающими появление актов толкования.
К общим условиям относятся:
1. относительная самостоятельность права, что может оказывать влияние на базис общества. Самостоятельность выражается в конкретной форме. Относительность заключается в том, что право может отставать от развития общественных отношений или опережать ход развития. В общественной практике противоречия между юридическим и фактическим незначительные либо кажущиеся. Они могут быть устранены средствами официального толкования компетентными органами.
2. Наличие общественных противоречий, создающих трудности реализации права. Они могут быть устранены с помощью актов толкования (история практики регулирования брачно-семейных отношений; судебная практика по трудовым делам). Например, затруднённое применение норм Трудового кодекса без знания актов официального толкования.
3. Общие условия обосновываются потребностями юридической практики. Юридическая практика - это деятельность по внедрению права в общественную жизнь. Содержанием юридической практики является создание и реализация правовых норм, исходя из требования единообразного понимания и применения законодательства.
Частные случаи необходимости актов толкования многочисленны:
- недостаточная чёткость выражения мысли законодателя;
- несовершенство правовых норм из-за несовершенства законодательной техники;
- специфика юридической терминологии;
Проанализировав деятельность Президиума Верховного Совета А.В.Мицкевич выделил следующие случаи возникновения необходимости актов толкования:
- стыковка межведомственной практики применения одних правовых норм (например, при рассмотрении трудовых споров);
- неясность смысла закона;
- возникновение конкуренции сопоставляемых законов;
Н.Н.Вопленко выделяет ещё несколько случаев возникновения необходимости в издании актов толкования:
1. Неверный путь практики реализации некоторых правовых норм (те исправление ошибок юридической практики).
2. Требования мотивированного разрешения юридических дел. Субъекты правоприменительной деятельности, осуществляя применение правовых норм к конкретным фактам, производят и толкование норм права (объективизация в правоприменительном акте). Это проявляется в деятельности судебных органов. Особую роль акты толкования норм права играют в деятельности кассационных и надзорных инстанций (своей деятельностью они показывают нижестоящим судам, как правильно применять правовые нормы).
Необходимость издания актов официального толкования обусловлена совокупностью объективных и субъективных факторов.
В юридической практике это способствует осуществлению руководства процессами реализации права в общественной жизни.
3. Формы, юридическая сила и сфера применения правоприменительных актов.
Поскольку интерпретационные акты -- акты правовые, они имеют форму выражения и публикуются в официальных источниках.
В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:
1. В зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентичные и легальные) и каузального толкования. Аутентическое толкование (авторское) - это разъяснение смысла юридической нормы, которое дается тем же органом, который принял данную норму. Каузальное толкование - это разъяснение смысла правовой нормы, обязательное только для данного случая.
2. В зависимости от органов, дающих толкование, - на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов.
3. В зависимости от предмета правового регулирования - на акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.
4. Предметы правового регулирования - это те общественные отношения, социальные связи, которые упорядочивает право.
5. В зависимости от характера - на материальные и процессуальные акты.
6. В зависимости от формы - на указы, постановления, приказы, инструкции, распоряжения и т.п.
7. В зависимости от юридической природы - различают интерпретационные акты права творчества и интерпретационные акты права применения.
Интерпретационные акты права творчества - нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования.
Интерпретационные акты права применения - специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.
Акт применения права - это индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела.
В целом основные признаки правоприменительных актов и их отличия от иных правовых актов уже были рассмотрены в первом вопросе данной темы. Обобщив сказанное, можно указать следующие характеристики актов применения права:
- принимаются компетентными органами государства, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями;
- носят государственно-властный (обязательный) характер;
- индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам;
- имеют, как правило, документальную форму;
- выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Примерами актов применения права служат решения и приговоры суда, приказы администрации предприятий, учреждений, организаций (например, приказ об увольнении, приказ об отчислении студента) и т.д.
Существуют следующие виды правоприменительных актов:
По субъектам правоприменения: акты органов законодательной власти; акты органов исполнительной власти; акты органов правосудия; акты контрольно-надзорных органов.
По отраслевой принадлежности: акты применения норм уголовного права; акты применения норм гражданского права; акты применения норм других отраслей.
По функциональному признаку: правонаделительные; правообеспечительные; акты - регламентаторы.
По наименованию: приказы; постановления; указания; представления; резолюции; указы Президента о награждении, о помиловании; протоколы; решения; разрешения; предупреждения; предписания; приговоры.
По способу принятия: коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии); единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).
Акт применения права представляет собой официальный документ, следовательно, он должен иметь все атрибуты документа: печати, подписи должностных лиц, в некоторых случаях требуется особое заверение акта. Только при выполнении всех этих условий акт применения права имеет юридическую силу, влечет юридические последствия.
Список используемой литературы.
1. Уголовный кодекс РФ с изменениями и дополнениями на 15 февраля 2004 года. - М.: ТК Велби, 2004.
2. Севостьянов Н.В., Иванов В.Д. Уголовное право Российской Федерации. Конспект лекций для подготовки к экзамену. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
3. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Конспект лекций /Под ред. профессора Л.В. Иногамовой-Хегай. М.: ИНФРА-М, 2003.
4. // Законность 2002, № 3.
5. Комментарий к Конституции РФ, подготовленный Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, М.,1994г.
6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права, М., 1998.
7. Общая теория права под ред. Бабаева В.К. Лекция 16: Толкование права, 2001.
8. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права, М., 1976.
9. А.Т. Боннер Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М. 1992.
Страницы: 1, 2, 3, 4