Рефераты. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук

Обеспечиваются внутренним убеждением и силой общественного мнения.

Различие:

Право санкционируется государством, мораль - общественным сознанием.

Право, помимо прочего, охраняется возможностью государственного принуждения, а мораль - только внутренним убеждением и силой общественного мнения.

Право существует в письменном виде, мораль - в неписаном виде.

Право регулирует общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников, а мораль - с точки зрения должного и ценного на уровне внутреннего личностного механизма.

Взаимодействие:

Мораль в виде принципов и норм влияет на нормотворчество.

Правоприменительная деятельность должна основывать на морали.

Право воздействует на формирование принципов и норм морали и обеспечивает их воздействие (подкрепление правовых решений моралью).

3. Понятие правопорядка

Понятие "правопорядок" широко используется в действующем законодательстве. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако это не совсем верно, так как законность это лишь условие правопорядка, его основой выступает право.

Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества.

Особенности правопорядка:

Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

Это порядок, предусмотренный нормами права.

Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

Он обеспечивается государством.

Б-6

1.Становление и развит. науки ТГП

Понятие появ.в серед.19в.,тогда и стали препод.в Германии. В России со второй полов.19в.

Шуконов,Неволин,Петрожитский,Новгородцев,Муровцев,Стучка,Вышинский.

Современные:Алексеев,Нерсисян, Роянов,Лазарев.

Появляется новое представл.о гос-ве:Демократия.

2. Понятие признаки и виды з-ов.

Закон нормат акт высшей юрид.силы, приним в особом поряд представит.(законодат.) органом или народом на референдуме и регулир. наибол.важн. обществ.отнош.

Виды:Федерал законы:-федерал.законы(приним.глосован 50%+1голос)

-ФКЗ(о воен полож, референдуме,Изменен.статуса субьектаРФ и.т.д)(приним.2/3 Госдумы,301 чел, и ѕ Совета Федерал.134 чел.)

Законы субъектов федерации

3.Правовой нигилизм.

Правовой нигилизм - это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Причины:

Законы не соответствуют интересам граждан.

Исторические корни.

Различные научные концепции (теория отмирания права в социалистическом государстве, теория естественного права).

Проявления правового нигилизма:

В правотворческой деятельности:

а) "война законов".

б) подмена законности идеологической, политической целесообразностью.

в) нарушение прав человека.

В сфере реализации права:

а) прямое нарушение действующего законодательства.

б) повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний (в особенность властью на местах).

в) конфронтация представительных и исполнительных структур власти.

Б-7

1.Современ.отнош.к Марксист-ленинск.теорииГП.

Марксистско-ленинская (объективная) - правовые воззрения людей определяются прежде всего их классовым положением. Но это учение не может ответить на вопрос, почему могут изменяться правовые воззрения людей, которые сохраняют своё классовое положение.

Социалистическая правовая система. Возникла в России в 1917-ом году, на основе марксистско-ленинской идеологии. Для неё характерно доминирование публичного права над частным. В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

2.Понятие, виды, субъекты правотворчества.

Правотворчество - это создание, изменение, отмена, приостановка действия, лишение юридической силы правовых норм. Правотворчество является той стадией, которая предшествует правовому регулированию. Процесс правотворчества не носит субъективного характера, его возникновение происходит из-за потребности общества в урегулировании определённых сфер деятельности (экономической, политической и т.д.), следовательно, правотворчество носит объективный характер.

Субъекты правотворчества: понятие и виды

Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.

Субъектами правотворчества в РФ являются:

Государство, государственные органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены), общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы.

Субъекты правотворчества обладают определёнными полномочиями:

Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.

Рассмотрение представленного проекта.

Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.

Введение в действие.

Субъектный состав правотворчества зависит:

От юридической силы разрабатываемого или принимаемого нормативно-правового акта.

Режима правотворческого процесса: а) режим единоначалия - один субъект б) режим коллегиальности - несколько субъектов.

3.Понятие, структура и виды, правосознания.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. У людей всегда присутствует какое-то отношение к праву, следовательно, правосознание существует непрерывно.

Особенности:

Правосознание вступает во взаимодействие с другими формами общественного сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом.

Правосознание характеризуется преемственностью (через поколения, народ).

Возможно также обратное воздействие правосознания на общественные отношения (жилищная реформа в РФ, из-за негативного отношения к ней масс, значительно затормозилось её проведение во многих городах России).

Правосознание может отражать не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития.

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на проблему сущности правосознания:

Марксистско-ленинская (объективная) - правовые воззрения людей определяются прежде всего их классовым положением. Но это учение не может ответить на вопрос, почему могут изменяться правовые воззрения людей, которые сохраняют своё классовое положение.

Большинство немарксистских учений (субъективная) - правосознание определяется индивидуальными предпочтениями субъекта, уровнем его культуры, религиозными взглядами и т.д. Однако также нет ответа на вопрос, почему люди с разным уровнем культуры объединяются для защиты одних и тех же правовых принципов.

В итоге по вопросу о сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.

Элементы правосознания - это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.

Структура правосознания:

Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент структуры правосознания.

Правовая психология - совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный компонент структуры правосознания. Правовая психология также состоит из нескольких элементов:

а) Стойкие компоненты - обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты - настроения.

Виды правосознания:

По уровню отражения правовой действительности:

Обыденное - присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. 75% такого правосознания составляет правовая психология.

Профессиональное - складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. 75% такого правосознания составляет правовая идеология.

Теоретическое (научное) - характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам:

Индивидуальное - складывается под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов, что и объясняет диаметральное различие такого правосознания.

Групповое - т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.