Рефераты. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук

Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения:

Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу).

Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).

По значению в правоприменительном процессе:

Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п.

Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

По порядку принятия:

Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.

Единоначальные акты - распоряжение мэра.

По форме изложения:

Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).

Письменные - приговор суда.

Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.

В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).

Б-20

1.Форма полит.режима.

Политический режим - представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что "политический режим" это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - "государственный (государственно-правовой режим)". В отличии от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин государственный режим характеризует её функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти. Выделяют следующие разновидности политических режимов:

Демократический - присущ, прежде всего, странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный "средний класс". Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положение о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

Авторитарный - при таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти, это лишь пустая формальность. Существует "искажённый" принцип разделения властей, и как результат этого искажения, явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

Тоталитарный - режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

Переходный - в некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

2.Формир.правов.гос-ва в соврем.России.

3.Способы толкован.правов норм.

Способы толкования норм права - это совокупность приёмов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.

Различают следующие способы толкования:

Языковой (грамматический) - содержание толкуемой нормы выясняется путём анализа текста на основе правил грамматики, правописания и т.д.

Систематический - помогает выявить содержание нормы на основе её анализа в системе других норм.

Исторический - содержание нормы уясняется при помощи анализа её исторического развития.

Телеологический - содержание нормы уясняется путём выяснения цели, с которой она была издана.

Специально-юридический - содержание нормы уясняется с помощью раскрытия специальных юридических терминов.

Б-21

1.Демократ.:Понят.призн.эволюц.представлен.о демократ.

Это форма гос.устр.основана на - верховенстве констит.и законов,народовласт.и полит.плюрализм,свлбода и равен.гражд.,неотчужд.прав человека.Формой ее реолиз.выступ.республ.правлен.с раздел.властей,развитой сист.народ. представителства.

Д.как форма гос.- полит.реж.возникла с появл.гос-ва(Древ.Афины).В соврем.общ. Д.означ.власть больш-ва при защ-те прав меньш-ва,осущ.выборности осн.гос. органов ,налич.прав и полит.свобод гражд.,их равноправ.,верхо.закона, конституциианализм,разд.власт. Бывает:непосредстаенная(осн.реш.приним.непоср.всеми гражд.на референдуме.,сходах и т.д.); Представительную(реш.прин.предст.учрежд.-парламентами и т.д.). Д.наибол.полн.разв.получ.в правов.гос-ве.

2.Признаки права.

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Признаки:

Нормативность - право складывается из норм (правил поведения общего характера).

Общеобязательность - обязательно для всех.

Системность - не просто совокупность, а стройная система.

Связь с государством - государство обеспечивает принудительность права (государственное принуждение).

Формальная определённость.

Волевой характер - в праве выражена воля: 1. Воля народа + 2. Воля господствующего класса = общая воля, которая и выражена в праве.

3.Пробелы в праве.

Пробел в позитивном праве - когда нет ни з-на, ни подз-ного. акта, ни обычая, ни прецедента. Пробел в норм.-прав. рег-и - отсутствие норм з-на и норм подз-нных актов. Пробел в з-нод-ве - отсутствие з-на вообще. Пробел в з-не - неполное урег-е вопроса в дан. з-не. Итак, пробелом в позитивном праве явл. полное или частич. отсутствие прав. норм, необх. кот. обусл. разв-ем соц. жизни и потр-тями практич. решения дел, осн. принципами, пол-кой, смыслом и содерж-ем д-щего з-нод-ва, отвечающего прав. треб-ям, а также иными проявл-ями права, вытек. из природы вещей и отн-й.

При анализе вопроса о восполн-и пробелов в Европе осн. внимание уделяют не суду, а органам, облад. правом издания норм. прав. актов. Кажд. орган вправе устранять пробелы, возн. по причине появл-я новых обществ. отн-й, треб. прав. рег-я и относ-ся к сфере д-ти дан. органа.

Б-22

1.Формы демокр.

Бывает:непосредстаенная(осн.реш.приним.непоср.всеми гражд.на референдуме.,сходах и т.д.); Представительную(реш.прин.предст.учрежд.-парламентами и т.д.). Д.наибол.полн.разв.получ.в правов.гос-ве.

2.Осн.концепц.сущности права.

Сущность права - это главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Главное - это общесоциальные начала права. И происхождение этого социального института,и его качества как регулятивной, первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На этой основе формируется и понимание социальной ценности права. Короче, сущность, как государства, так и права, это социальное предназначение.

3.Понят.и призн.правоотнош.

Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. В литературе представлены разносторонние взгляды на понятие правоотношения, некоторые учёные считают, что это часть общественных отношений урегулированных нормами права, другие же, придерживаются мнения, что это особое общественное отношение.

Общественные отношения это социальные связи между людьми. Любое отношение имеет ряд ограничений и масштаб свободы. Если общественное отношение затрагивает

существенные интересы государства и права, то оно переводится в разряд юридических отношений. Масштаб свободы в таком случае становится субъективным правом, а ряд ограничений - юридической обязанностью.

Признаки:

Правоотношение предусмотрено нормой права.

Правоотношения носят интеллектуальный (осознанность) и волевой (способность руководить своими действиями) характер.

Правовые отношения характеризуются наличием у сторон субъективны прав и юридических обязанностей.

Правовые отношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Предпосылки возникновения правоотношения:

Наличие норм права.

Юридические факты.

Правоспособность участников.

Б-23

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.