Рефераты. Теория анархии и теория правового государства применительно к условиям русской действительности

Другой стороной формирования современной русской ментальности является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на государ-ственное и общественное устройство.

Считаю, что наибольшее и непосредст-венное воздействие на формирование государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в котором воздействие раз-нообразных природных, социальных, антропологических и дру-гих факторов концентрируется и конвертируется в непосредст-венные детерминанты политического поведения людей. Поэтому на этой причине остановлюсь чуть подробнее.

В многочисленной научной, публицистической и художест-венной литературе отмечаются лежащие в основе отечественной политической культуры черты русского менталитета, националь-ного характера, которые оказывают влияние на характер государ-ственного устройства и политическую жизнь в целом. Прежде всего, к ним относится антирационалистичность, проявляющая-ся в нелюбви, пренебрежении к планированию, расчетливости и рациональной организации собственной жизни, в беспечности, нежелании предвидеть события, думать о будущем, в надежде на "авось". Это также низкая самодисциплина, робость и подавлен-ность перед чем-то возвышенным, грандиозным, будь то бескрай-ние пространства или государственная машина, социальная апа-тия, неверие в возможность что-либо изменить, недостаток инициативы и т.д.

Затяжная весна и короткое лето, за которое нужно все успеть, порождали склонность к длительной летаргии, пассивности, не-ожиданно сменяемым бурной активностью, сверхэнтузиазмом, по-вышенной эмоциональностью. С этим связана традиционная ори-ентация отдельных людей и всего государства на неритмичность, аврал, штурмовщину, сверхнапряжение сил, массовый героизм, склон-ность к крайностям.

Неумеренность, неритмичность, склонность к крайностям обыч-но выражаются в политике в форме радикализма, резкого перехо-да от смиренности к бунтам и революциям. Российскому государ-ству, имеющему весьма радикалистское прошлое, необходимо обратить особое внимание на создание надежных механизмов, предохраняющих от новых революционных бурь и потрясений.

Одним из проявлений повышенного радикализма русского ха-рактера являются такие его черты, как забвение прошлого, нигилизм, пренебрежительное отношение к истории, неразвитость чувства ее самоценности. Своего рода оборотной стороной антирационалистичности русского менталитета являются мечтательность, ро-мантизм, стремление к высоким идеалам, чему-то абсолютному, склонность к самокопанию, максимализм в желаниях и требованиях.

Ориентация на внутреннюю духовную жизнь, личностные пере-живания, к которым неприменимы чисто логические критерии, обусловила высокую значимость в рос-сийской культуре духовности, понимаемой как стремление к высо-ким религиозно-нравственным идеалам, жизненной истине, правде.

Формирование русской культуры неразрывно связано с влия-нием православия. Однако его восприятие российским сознанием было преимущественно символическим, делающим религию вы-соким идеалом, смыслоопределяющим мировоззренческим фак-тором, но не непосредственным ориентиром и мотиватором по-ведения в повседневной жизни.

Ослабленное в годы коммунистического правления правосла-вие, и ранее не отличавшееся умением работать с людьми, не смогло дойти до сердца и ума большинства россиян, часто усту-пая место в такого рода попытках западным проповедникам. Об-разовавшийся вследствие крушения старых и отсутствия новых символов веры ценностно-идеологический вакуум под воздейст-вием кризисной или даже катастрофической социально-эконо-мической и политической ситуации привели к резко-му падению значимости социальных норм и к криминализации общества, что нега-тивно отразилось на состоянии государственности.

Наличие в российской культуре ярко выраженного религиозно-идеологического компонента необходимо учитывать в государст-венном строительстве. Нашему государству и обществу нужны новые ценности, и даже символы веры, способные оградить лич-ность от нравственного распада и эгоцентризма, интегрировать российский народ, мотивировать поддержку политических ре-форм, уважение к государству и закону.

Глобализм мышления, стремление к целостности, к нахождению первооснов, единых источников многообразия жизни - отличитель-ные черты российского национального характера. Такой глобализм находит разные проявления. Одно из них -- широко распро-страненное нежелание заниматься "мелочами жизни", стремление осчастливить все человечество, идея мессианства.

Российской политической культуре свойственен коллекти-визм, выражающийся прежде всего в формах общинности и со-борности. Коллективизм может сдерживать развитие личности, проявление индивидуальной инициативы и ответственности. В то же время такие его черты, как солидарность, взаимовыруч-ка, чувство личной безопасности и защищенности, причастно-сти к общему делу и личной значимости, общительность, духов-ное единение людей, высокая мобилизационная способность для достижения общих целей необходимы для создания сильного, сплоченного государства и жизнестойкой демократии (к сожалению, данные черты ментальности в последние время мы почти потеряли из - за разлагающего воздействия обмана как со стороны государства, так и со стороны простых людей, что приводит огромные слои населения к пассивности перед лицом опасности, чувство страха).

Одной из особенностей русского национального характера явля-ется невысокий ценностный статус частной собственности и срав-нительно благожелательное отношение к собственности обществен-ной. Настороженное отношение граждан к частной собственности, усилившееся вследствие экономически неэффективной, полукри-минальной приватизации, требует внимательного учета не только при разработке программ рыночного реформирования экономики, но и в государственном строительстве, в частности, при определе-нии социальной базы государства, его роли как коллективного соб-ственника и регулятора общественных отношений, а также при про-гнозировании социально-политических конфликтов.

Русскому народу присущи редкая долготерпимость, покор-ность перед власть имущими, слабое осознание прав личности, и в то же время стремление к свободе (воле), часто по-нимаемой как вседозволенность, отсутствие всяких внешних и внутренних ограничений, как необремененность внешним миром, независимость от него.

Реальное сознание русского народа достаточно противоречиво и тяготеет к двум полюсам - к крайней государственности, отдаче гражданами своих сил и энергии, а нередко и жизней огромному централизованному государству - с одной стороны, и к анархиз-му, отрицанию всякой государственности, стремлению к неогра-ниченной свободе, воле - с другой. В России веками бытовало убеждение, что государство - хотя и внешняя, чуждая подавляю-щему большинству населения сила, однако же, необходимо народу для того, чтобы уберечь его от самого себя, от склонности к хаусу и беспорядкам и обеспечить "душевную дисциплину", безо-пасность и подчинение людей общему делу. Отношения поддан-ных к власти в России традиционно носили личный, патриархальный характер. Причем власть имущие традиционно пользовались боль-шими почестями и имели немало привилегий.

Личностное восприятие властных отношений снижает воз-можности их рационализации, контроль и требовательность к должностным лицам и их ответственность, благоприятствует раз-витию протекционизма и круговой поруки, осложня-ет строительство правовой демократической государственности. Русские традиционно отличаются от западноевропейцев относительно слабой способностью к самоорганизации в условиях стабильности.

Отношение россиян к демократии достаточно противоречиво. Несмотря на преобладание авторитаризма, в российской истории и характере народа присутствуют традиции демократизма. Они ос-новывались на существовании в стране таких демократических форм, как общинное самоуправление, народное вече, земской со-бор, земство, советы, производственная демократия, элементы де-мократии в коммунистической политической системе и т.д. Даже в условиях самодержавия в государстве веками существовала "быто-вая демократия". Российское понимание демократии имело свою специфику, проявляющуюся, прежде всего в отождествлении демо-кратии с прямыми формами народного волеизъявления и в доми-нировании общего, коллективного начала над индивидуальным, личностным, отражаемого, в частности, в понятии соборности.

Несмотря на свое относительное историческое постоянство, характер народа, его культура подвержены постепенным измене-ниям. В новейшей истории России наблюдается расширения влия-ния индивидуалистической морали и ценностей на российское общественное сознание и политику. Несмотря на определенные изменения характера российского народа, его типичные черты со-храняются и сегодня. Как показывает опыт многих стран, в том числе и России, недостаточный учет менталитета, состояния по-литической культуры, может либо завести государство на исто-рически тупиковый путь развития, либо обречь политические реформы и реформаторов на поражение, либо изменить перво-начальные политические цели и идеалы до неузнаваемости.

Будучи зависимым от типа политической культуры, государ-ство, в свою очередь, может активно воздействовать на нее. Его призвание как важнейшего инструмента саморегулирования об-щества состоит в том, чтобы учитывать и по возможности нейтрализовывать слабости национального характера, находить и ис-пользовать его позитивные черты, целенаправленно культивиро-вать передовые качества Дзодзиев В., Проблемы становления правового государства в России / М., 1996. С.274-280..

Сегодняшние экономические, социальные, политические и культурно-инфор-мационные реали России коренным образом отличаются от предпосылок формирования правовой государственности в стра-нах Запада. Поэтому прямая ориентация процесса политического реформирования России на западные образцы формирования совре-менной правовой государственности научно необоснованна. Успеш-ное строительство у нас правового государства возможно только при нахождении собственных, адекватных реальной ситуации пу-тей формирования необходимых предпосылок и элементов кон-ституционализма и, прежде всего, гражданского общества.

На развитие правового государства в России также оказывают субъективные причины. Таковыми являются политическое безволие руководства страны, коррумпированность чиновников всех уровней, неспособность поставить заслон преступности и другие. Интересно мнение по этому поводу доктора юридических наук А.И. Казанника. По его мнению, в России утвердился авторитарный политический режим, который удачно окрестили номенклатурной демократией. Наиболее характерными чертами этого режима являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.