Рефераты. Тактика производства допроса в стадии расследования и в судебном разбирательстве

Например, при допросе преступника, убившего свою жертву камнем с корыстной целью, следователь применил тактический прием. В процессе подготовки к допросу был подобран аналогичный камень и намазан красной краской. Камень положили в углу комнаты, недалеко от стола, где допрашивался подозреваемый. Весь период допроса подозреваемый косился в сторону камня, не выдержав психологической нагрузки, сознался в содеянном.

Безусловно, что указанными тактическими приемами и разработанными на их основе комбинациями не исчерпываются все возможные действия следователя.

Может возникнуть промежуточная ситуация, когда, отказываясь давать правдивые показания, допрашиваемый «вне протокола» готов сказать правду.

В тех случаях, когда допрашиваемый готов давать показания, но в силу ряда причин (опасность для его жизни, имущества) не желает давать правдивые показания в данный момент, следователь может отложить фиксацию части показаний до изменившейся ситуации: например, участники преступной группы будут изолированы. При этом часть показаний, даваемая вне протокола, должна быть все равно тщательно зафиксирована и использована в качестве ориентирующей информации.

Глава IV. Тактика отдельных видов допроса

§1. Особенности тактики допроса свидетеля и потерпевшего

Предметом допроса свидетелей являются любые обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в том числе относящиеся к личности обвиняемого и потерпевшего и к взаимоотношениям с ними свидетелей (ст. 74 УПК РСФСР).

Любое лицо, которое способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, может быть свидетелем. Исключение составляет лишь защитник обвиняемого, который не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением своих обязанностей.

Возраст, по достижении которого лицо может быть допрошено в качестве свидетеля, законом не установлен. Способность малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля правильно воспринять событие и дать о нем показания зависит, помимо общих факторов, которые упоминались ранее в работе, от степени развития ребенка, понимания им происходящего, что необходимо учитывать при оценке его показаний.

Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринимавший событие преступления, так и тот, кто знает о них со слов других лиц или из документов. В последнем случае он должен сообщить источник своих сведений.

Потерпевший, то есть лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, как и свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым.

Задача следователя при допросе свидетеля и потерпевшего заключается, как правило, в том, чтобы оказать помощь допрашиваемому в восстановлении действительной картины расследуемого события и в припоминании забытых фактов.

Весьма важно изучить личность свидетеля и потерпевшего, а именно выяснить данные биографического характера, о профессии, об образовании, условиях работы, образе жизни, уровне развития, интересах, наиболее значимых личностных качествах, условиях восприятия преступления. Отношении к факту преступного деяния, к преступнику.

Весьма важное значение имеют способ и время вызова свидетелей и потерпевших. Определяя время вызова свидетеля, потерпевшего, надо стараться сочетать интересы дела с возможностями и интересами вызываемых. Вызов не должен причинять допрашиваемым излишним трудностей, которые могут осложнить отношения со свидетелем.

Важно решить вопрос о месте допроса свидетеля и потерпевшего. И хотя этот вопрос решен законом, где говорится, что свидетель допрашивается в месте производства следствия, к нему следует подходить дифференцированно. Например, если свидетель, потерпевший забыли важные для дела обстоятельства события преступления, не могут вспомнить их механизм, последовательность, отдельные детали, есть основания допросить их на месте. Следователь должен сам выехать к месту нахождения людей преклонного возраста или больных и допросить их. Больного потерпевшего, свидетеля можно допросить только с разрешения врача и в том месте, где больной находится (квартира или больница).

Теперь подробнее хотелось бы остановиться на тактике самого допроса свидетелей, потерпевших.

Как до, так и после допроса свидетели и потерпевшие нередко становятся объектами незаконного воздействия со стороны преступников, их связей и покровителей, добивающихся от них путем подкупа, угроз, шантажа, физического насилия дачи ложных показаний, обеляющих преступника, и совершения в их интересах других негативных поступков и действий.

Важное значение имеет форма предупреждения допрашиваемого свидетеля и потерпевшего об уголовной ответственности за уклонение или отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Следователь должен уметь разъяснить допрашиваемому всю серьезность и ответственность предстоящего допроса и в тоже время сделать это без излишней официальности, чтобы не помешать установлению психологического контакта, не «вспугнуть» допрашиваемого. Васильев А.Н., Корнеева Л.М. Тактика допроса. - М., 1970, с. 102. Если есть основания полагать, что свидетель или потерпевший не намерены говорить правду, соответствующее предупреждение должно быть сделано в иной, более жесткой форме.

Допрос свидетелей и потерпевших можно условно разделить на четыре этапа:

1. Установление психологического контакта с допрашиваемым;

2. Свободный рассказ допрашиваемого;

3. Постановка вопросов допрашиваемому;

4. Ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнитофонной записью показаний. Криминалистика Под ред. д-ра юр. Проф. Образцова В.А. - М.: Юрист, 1997, с. 451.

Способы установления психологического контакта весьма разнообразны. Их выбор зависит от сложившейся следственной ситуации, особенностей личности, психологического состояния допрашиваемого и самого следователя. Подробно данная проблема была рассмотрена в главе II моей дипломной работы.

Для установления контакта с допрашиваемым может быть использована беседа, которую ведет следователь с ним при заполнении анкетной части протокола допроса. Также может интересоваться другими данными о личности, получая тем самым дополнительную информацию.

Объяснив свидетелю, потерпевшему, в связи с чем они вызваны на допрос, следователь должен выслушать их свободный рассказ, который дает допрашиваемому возможность сосредоточиться, вспомнить обстоятельства, а следователю - избежать постановки наводящих вопросов внушающего воздействия.

В случае, когда допрашиваемому предстоит дать показания по многим эпизодам или обстоятельствам и он сам затрудняется в выборе последовательности изложения, следователь может порекомендовать определенную последовательность изложения. В некоторых случаях следователь из тактических соображений может предложить допрашиваемому сначала осветить определенный факт, а потом рассказать об остальном. В криминалистике такой прием называется «деление темы свободного рассказа». Его цель - направить рассказ по определенному руслу на выяснение наиболее важных обстоятельств, либо удержать допрашиваемого от дачи ложных показаний, если такую опасность следователь может предположить. В последнем случае, дав правдивые показания об одном факте, допрашиваемый будет вынужден, чтобы не противоречить самому себе, правдиво рассказать и о других фактах.

Как правило, следователь не должен прерывать репликами и вопросами свободный рассказ допрашиваемого, так как такое вмешательство может сбить допрашиваемого. Вмешательство в свободный рассказ допустимо лишь в тех случаях, когда допрашиваемый отклонился от предмета допроса.

По окончании свободного рассказа, который, как правило, не исчерпывает предмета допроса, следователь путем постановки допрашиваемому дополняющих, уточняющих, контрольных вопросов восполняет и уточняет показания, выполняет новые факты, которые не упоминались в ходе свободного рассказа, получает контрольные данные, необходимые для проверки показаний, помогает свидетелю и потерпевшему вспомнить забытое.

Для того, чтобы оживить память свидетеля или потерпевшего, следователь может применить такой прием, как использование постановки вопросов, активизирующих в сознании допрашиваемого ассоциативные связи, возбуждающих ассоциации по смыслу, временной и пространственной смежности, сходству и контрасту. Используя такой прием, следователь задает допрашиваемому вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежному с ним факту, помогает установить сначала его, так как именно он мог хорошо сохраниться в памяти допрашиваемого, а затем, по ассоциации с ним, и искомый факт.

Весьма эффективным тактическим приемом является уже упомянутый в начале настоящего параграфа данной дипломной работы допрос на месте, который представляет собой разновидность допроса с использованием ассоциативных связей, когда их оживлению служит не задаваемый следователем вопрос, а повторное восприятие допрашиваемым той обстановки, в которой происходило событие.

Можно допрашиваемому предъявить различные вещественные доказательства: предметы, фотоснимки, схемы, документы и т.д., которые также сопряжены с возбуждением ассоциативных связей.

Достаточно эффективен такой прием, как допрос в хронологической последовательности, при котором допрашиваемому предлагается вспомнить, что он делал и в какой последовательности, начиная с определенного момента. Последовательно воспроизводя в памяти события этого дня, допрашиваемый может назвать такие факты и обстоятельства, о которых раньше не мог вспомнить. При этом восстанавливать хронологическую последовательность событий можно как начиная от более раннего момента, так и наоборот.

В завершении рассмотрения тактики допроса свидетеля и потерпевшего хотелось бы отметить, что применяя те или иные тактические приемы допроса, следователю необходимо быть очень осторожным, так как при неумелом их применении можно незаметно перейти черту, за которой оканчивается помощь допрашиваемому в восстановлении действительной картины расследуемого события и было обозначено основной задачей следователя при допросе свидетелей и потерпевших), и начинается внушение, «подсказки», наводящие вопросы, что абсолютно недопустимо.

§ 2. Особенности тактики допроса подозреваемого и обвиняемого

Значение допроса обвиняемого определяется той ролью, которую играют его показания, являющиеся, как известно, не только источниками доказательств, но и средством защиты от предъявленного обвинения. К этому можно добавить, что показания выражают оценку содеянного, знать которую необходимо для эффективности мер по исправлению преступника.

Для выработки наиболее оптимальной тактики допроса подозреваемого и обвиняемого важно учитывать особенности ситуации, сложившейся по делу, и позиции, занимаемой допрашиваемым. Выделяют три типа подобных ситуаций, существенных с точки зрения тактико-технологических моментов подготовки и производства допроса: простая, сложная, сверхсложная.

Готовясь к допросу, следует изучить протоколы осмотра вещественных доказательств и заключения экспертиз, особенно уличающие допрашиваемого в присутствии на месте происшествия или в совершении тех или иных действий. Подбираются все те доказательства, предъявление которых может потребоваться по ходу допроса (подготавливаются требуемые вещественные доказательства, выписываются номера листов дела, относящихся к доказательствам и т.п.). Криминалистика: Учебник Под ред. проф. Белкина Р.С.. - М.: Норма-Инфра-М., 1999, с. 609.. При этом заранее следует предусмотреть меры обеспечения сохранности доказательств, то есть не допустить попыток допрашиваемого насильственно их уничтожить, повредить. Для этого изготавливают ксерокопии нужных документов и предъявляют их.

Эффективность допроса во многом зависит от того, в каком психологическом состоянии находится допрашиваемый. Следователь должен тактически умело ослабить или нейтрализовать отрицательные психологические состояния и усилить положительные.

Теперь рассмотрим непосредственно производство допроса и сложившиеся ситуации.

Простая ситуация характеризуется тем, что носитель информации и имеет возможность донести до сведения следователя любую интересующую информацию в полном объеме. В такой ситуации уместна тактика, напоминающая беседу в духе взаимопонимания, связанная с предоставлением носителю информации возможности без помех высказаться в форме свободного рассказа по существу исследуемых обстоятельств и дать пояснения по возможным уточняющим и конкретизирующим вопросам.

Сложная ситуация характеризуется наличием какого-либо исходного фактора или группы факторов, отрицательно сказывающихся на результативности допроса. Деструктивным началом в данном случае могут выступать обстоятельства и объективного, и субъективного характера. Сложность ситуации может определяться возрастным фактором носителя информации, наличием у него физической либо психической травмы, а также может определяться позицией, занятой носителем информации, который не желает рассказывать обо всем, возникшей проблемы, принять необходимые организационно-тактические меры по нейтрализации, преодолению негативного воздействия выделенного деструктивного фактора в целях перевода диалога в конструктивное русло.

Сверхсложная ситуация возникает тогда, когда допрашиваемый напоминает неприступную крепость, а следователь безуспешно ее штурмует. В одних случаях суперсложная ситуация обусловлена тем, что носитель информации из-за болезни или полученной травмы не способен письменно или устно сообщить чрезвычайно важные следствия известные ему данные. Из подобной ситуации существуют следующие выходы: первый - отложить обмен информации до лучших времен; второй - с помощью лечащих врачей и других специалистов изыскать реальную допустимую возможность получения хотя бы минимума сведений; третий - постановка вопросов таким образом, чтобы ответы на них могли даваться по формуле «да - нет», но бессловесно, и улавливались по каким-либо реакциям носителя информации. В других случаях сверхсложная ситуация возникает в силу личностной установки допрашиваемого на категорический отказ от вступления в речевой контакт со следователем, либо на сообщение заведомо ложной информации.

Преступник всегда стремится к совершению поступков, которые, как он думает, обеспечивает ему безопасность, помогут избежать изобличения и последующего наказания. Его действия носят своеобразный защитный характер. Такие действия получили название «улики поведения». «Улики поведения» бывают самых различных видов. Наиболее распространенные из них: подготовка инсценировок, создание ложного алиби, немотивированный и внезапный отъезд, проявление повышенного интереса к процессу расследования преступления, распространение заведомо ложных слухов о личности преступника, демонстративность поведения, призванного всячески убедить окружающих в полной непричастности к преступлению, отрицание точно установленных фактов, изменение привычных стереотипов поведения после совершения преступления, осведомленность о таких деталях, которые мог знать только виновный, возвращение на место совершения преступления.

Умение разбираться в психофизиологической природе улик поведения, их сущности, видов, особенностей проявления помогает следователю успешно решать оперативно-тактические задачи, в частности, избирать правильную тактику допроса.

Один из основных тактических приемов допроса в условиях конфликтной ситуации - выявление мотивов дачи ложных показаний и устранение этих мотивов. Такими мотивами могут быть: стремление уйти от ответственности, боязнь мести соучастников и т.д. В подобных случаях следователь должен убедить допрашиваемого, что уйти от ответственности таким путем невозможно, вина будет доказана и наказание будет более суровым; что правоохранительные органы в состоянии обеспечить ему необходимую защиту; что соучастники руководствуются только собственными интересами. Конечно, не сразу, но в конечном итоге в большинстве случаев допрашиваемый соглашается с этими доводами и отказывается от установки на ложь.

В некоторых случаях правдивые показания удается получить с помощью стимулирования положительных качеств подозреваемого и обвиняемого. Для этого, исследуя личность допрашиваемого, как чувство собственного достоинства, смелость, гуманность, например, желание уменьшить вред, причиненный преступлением.

При допросе подозреваемого или обвиняемого можно использовать фактор внезапности, временную маскировку цели допроса и имеющегося объема информации, создание у допрашиваемого представления о значительном объеме доказательств, демонстрацию следователем осведомленности о деталях преступления.

Основным приемом, применяемым при допросе в конфликтной ситуации является предъявление доказательств. Доказательства можно предъявлять двумя способами - либо по нарастающей последовательности (от более слабого к более вескому), либо начиная сразу с наиболее веского доказательства. Первый из указанных способов практикуется, когда доказательств сравнительно много, но ни одно из них не является особенно вески. Тактический расчет следователя строится в данном случае на том, чтобы продемонстрировать ряд доказательств в виде стройной цепи, убедить его в необходимости сказать правду и в бессмысленности запирательства. Второй способ применяется тогда, когда доказательств сравнительно немного, но в их числе есть весьма весомое доказательство или такое доказательство, к опровержению которого допрашиваемый не подготовлен.

Результативным тактическим приемом допроса подозреваемого или обвиняемого также является прием, связанный с использованием антипатий к отдельным участникам преступления, раскрытие противоречий в показаниях, предъявление опровергающих показаний.

Эффективно использовать постановку изобличающих вопросов, создание ситуаций, вызывающих проговорки.

Все тактические приемы невозможно перечислить, но хотелось бы отметить, что они не должны быть незаконными и унижающими человеческое достоинство.

§3. Особенности тактики допроса несовершеннолетних

Тактика допроса несовершеннолетних обусловлена особенностями их психики (повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения и др.), незначительным жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов.

Следователь, готовясь к допросу несовершеннолетнего, должен обратить особое внимание на степень развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенностей характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса. Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома. Наоборот, на несовершеннолетних в возрасте 15 - 17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности, они скорее скажут правду.

Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долгое время сосредоточиться на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос. Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых малолетним следует предоставлять возможность отвлечься, отдохнуть за игрой, успокоиться.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, помимо сознательного отказа говорить правду, могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчет, могут быть плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или придуманными нелогичными подробностями.

Основным средством изобличения лжи малолетних являются приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу «духа противоречия», свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи. Эффективным может оказаться и повторный допрос с учетом следующих моментов.

Если на повторном допросе ребенок (подросток) слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом воздействия взрослого. Существенные отличия в деталях указывают на фантазирование ребенка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако, следователь должен учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно, уверенно и вместе с тем дружелюбно, но не в ущерб настойчивости и твердости. Такая манера поведения способствует необходимому контакту с подростком, располагает его. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослого, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточиться, замкнется или от испуга и волнения начнет путаться и лгать. Страх перед следователем может побудить к самооговору.

Несовершеннолетнему следует облегчить переход от ложных показаний к правдивым. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Согласно ст. 159 УПК РСФСР при допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет вызывается педагог, в случае необходимости вызываются также законные представители и родители. Обязательно присутствие защитника. А в соответствии со ст. 397 УПК РСФСР в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16 лет, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при допросе несовершеннолетнего старше 16 лет, если он признан умственно отсталым.

Наибольшую опасность по делам несовершеннолетних представляют групповые и многоэпизодные преступления. Следователю при расследовании данных преступлений важно выделить организатора - «главаря» преступной группировки. Нередко несовершеннолетние по различным причинам стараются скрыть организаторов подобных группировок и зачастую берут вину на себя. В большинстве случаев «главарями» выступают ранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию люди, которые ранее уже привлекались к уголовной ответственности или административному воздействию и которые по сравнению с остальными более опытные и физически сильные. Бравируя указанными качествами эти «главари» подчиняют других несовершеннолетних членов своей группы, зачастую терроризируют их. Поэтому в такой ситуации следователю необходимо добыть не только доказательства, изобличающие лидера в совершении преступления, но и факты, показывающие истинное лицо «главаря», разрушающие ореол героя, а также тактически грамотно использовать их в процессе допроса. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.: Право и закон, 1997, с. 213.

§4. Тактика допроса иностранных граждан

Согласно уголовно-процессуальному законодательству российские органы, ведущие производство по уголовным делам, вправе осуществлять процессуальные действия в отношении всех, кто находится на территории РФ, в том числе граждан из других государств и лиц без гражданства. Однако из этого общего правила сделаны некоторые исключения, например, в отношении иностранных граждан, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 УПК РСФСР процессуальные действия в отношении таких лиц проводятся по их просьбе или с их согласия, которое должно испрашиваться через Министерство иностранных дел РФ. Круг лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, определяется с учетом Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 года, а также ряда международных соглашений.

На стадии подготовки к допросу иностранного гражданина следователь, собирая информацию о лице, которое предполагается допросить, должен получить ответы на следующие вопросы:

1. Обладает ли лицо, которое предполагается допросить, дипломатической неприкосновенностью, если да, то должно быть испрошено согласие на его допрос через Министерство иностранных дел РФ;

2. Какими языками и в какой степени владеет лицо, которое предполагается допросить.

Даже в том случае, если имеется информация, что лицо, которое предполагается допросить, владеет языком, на котором ведется судопроизводство, необходимо обеспечить явку переводчика, владеющего языком, которым лицо, которое предполагается допросить, владеет хорошо, желательно владеющего его родным языком.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.