Рефераты. Сходства и различия преступной банды и незаконного вооруженного формирования

3. Характеристика вооруженного мятежа. Его отличие от незаконного вооружённого формирования.

Мятеж понимается не как стихийное восстание, а как спровоцированное организованное вооруженное выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной целостности РФ.

Мятеж представляет собой неповиновение более или менее значительной группы граждан законам и распоряжениям власти, которые они обязаны исполнить, и совершение насильственных действий с целью свержения власти или получения от нее определенных уступок в пользу мятежников. В заголовке статьи 279 Уголовного Кодекса законодатель подчеркивает вооруженный характер мятежа, поскольку значительное число лиц (организаторов, руководителей и участников), осуществляющих мятеж, имеют оружие и реальную возможность его применения.
Вооруженный мятеж представляет собой насильственные действия с применением оружия группы лиц либо законных вооруженных формирований, отказывающихся повиноваться законам и совершающих действия, направленные на свержение власти, насильственное изменение конституционного строя или нарушение территориальной целостности России.

Организация вооруженного мятежа - это действия, направленные на провоцирование вооруженного выступления против законной власти в РФ. Они могут состоять, в частности:

- в пропаганде вооруженного мятежа,

- в вербовке его участников,

- в снабжении мятежников оружием, воинским снаряжением,

- в планировании вооруженных операций и других действий по идеологическому, материальному или организационному обеспечению мятежа.

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем могут быть совершены в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя Российской Федерации или изменения ее территориальной целостности.

Таким образом, состав преступления - вооруженный мятеж - предполагает наличие следующих признаков:

- наличие более или менее значительной группы лиц;

- вооруженность группы или хотя бы части ее;

- отказ группы повиноваться законам и распоряжениям власти;

- совершение мятежниками насильственных действий;

- преследование целей, указанных в статье 279 Уголовного Кодекса.

С объективной стороны преступление может быть совершено путем либо организации вооруженного мятежа, либо активного участия в нем.
Организация вооруженного мятежа предполагает подготовку, создание условий, обеспечивающих его проведение, пропаганду мятежа, склонение к участию в нем других лиц, планирование конкретных операций, снабжение участников мятежа оружием и т.п. Законодатель не оговаривает отдельно руководство мятежом (как это сделано в статье 210 Уголовного Кодекса). Однако такие действия охватываются понятиями либо организации (при предварительной деятельности, до начала выступления), либо участия (руководство при выступлении мятежников).

По вопросу о том, с какого момента организацию вооруженного мятежа следует считать оконченным преступлением, высказываются разные точки зрения.

Так, одни ученые считают, что говорить об организации вооруженного мятежа как об оконченном преступлении можно лишь с момента первого вооруженного выступления мятежников, другие признают действия организатора оконченным преступлением с момента совершения указанных выше практических действий независимо от того, воплотились ли они в фактическом вооруженном выступлении против законных органов власти или оказались по каким-то причинам сорванными (например, деятельность пресекли правоохранительные органы).

Более предпочтительно, на наш взгляд, второе мнение ученых. Исходя из сравнительного толкования норм Кодекса менее опасное по сравнению с вооруженным мятежом преступление, предусмотренное статьей 210 Уголовного Кодекса (организация преступного сообщества), признается оконченным с момента совершения действий, направленных на создание такого объединения, тогда как более опасное преступление, согласно первому мнению, будет признаваться оконченным лишь с момента выступления. Всю организационную деятельность (при отсутствии выступления) следует квалифицировать как приготовление к вооруженному мятежу, в результате чего в силу статьи 66 Уголовного Кодекса организаторам вооруженного мятежа можно будет назначить наказание, не превышающее половины максимального срока. К тому же согласно толковым словарям русского языка организовать означает подготовить, наладить, объединить для какой то цели. Следовательно, организация - это процесс создания чего-то. Организовать вооруженный мятеж означает его соответствующую подготовку и проведение, на любом этапе подготовки и проведения вооруженного мятежа это преступление окончено.

В статье 279 Уголовного Кодекса предусмотрена ответственность за активное участие в вооруженном мятеже. Активное участие предполагает оказание помощи лицам, организовавшим мятеж, руководство действиями мятежников, препятствование законным органам власти прекратить незаконное вооруженное выступление, применение оружия и насилия в отношении лиц, не поддерживающих мятежников или оказывающих им сопротивление, и т.п.

Активное участие в вооруженном мятеже признается оконченным преступлением с момента описанных выше действий.
Лица, участвующие в вооруженном мятеже, но не являющимися его активными участниками, не должны привлекаться к ответственности по статье 279 Уголовного Кодекса. Они отвечают за те преступления, которые совершат, участвуя в вооруженном мятеже, например, за убийство, уничтожение или повреждение имущества.

Организаторы и активные участники вооруженного мятежа, совершившие террористический акт или убийство, привлекаются к ответственности по совокупности статьи 279 и статьи 105 или статьи 278 Уголовного Кодекса.

С субъективной стороны организация вооруженного мятежа, активное в нем участие совершаются только с прямым умыслом и специальной целью. Виновный сознает, что организует вооруженный мятеж или принимает в нем активное участие, имея при этом цель свержения, или насильственного изменения конституционного строя, или нарушение территориальной целостности, и желает организовать вооруженный мятеж или принять в нем активное участие. Виновный при этом может действовать с одной, двумя или всеми тремя указанными в статье 279 Уголовного Кодекса целями: свержение конституционного строя; насильственное изменение конституционного строя; нарушение территориальной целостности.
Мотивы совершения таких действий на квалификацию по статье 279 Уголовного Кодекса не влияют. Чаще всего эти мотивы политические, например, несогласие с проводимой в стране политикой.
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее организацию вооруженного мятежа или принимающего в нем активное участие. Участвующие в мятеже лица в возрасте 14-16 лет отвечают за совершенные деяния, перечисленные в части 2. статьи 20 Уголовного Кодекса.

Вооруженный мятеж имеет некоторое сходство с преступлением, предусмотренным статьей 278 Уголовного Кодекса (насильственный захват власти или насильственное удержание власти). И то, и другое преступления посягают на один и тот же объект, предполагают применение насилия и совершаются с целью изменения конституционного строя. Они разграничиваются по признакам объективной и субъективной стороны. Преступление, предусмотренное статьей 278 Уголовного Кодекса, предполагает более широкий масштаб действий, тогда как вооруженный мятеж может носить локальный характер. Целью насильственного захвата или удержания власти не является нарушение территориальной целостности, целью же вооруженного мятежа не является удержание власти.

По объективным признакам вооруженный мятеж имеет определенное сходство с массовыми беспорядками (статья 212 Уголовного Кодекса). Разграничение этих преступлений достаточно четко проводится по их целям. Участники массовых беспорядков не преследуют целей свержения или изменения конституционного строя либо нарушения территориальной целостности России.

В процессе организации вооруженного мятежа зачастую создаются различного рода формирования (объединения, отряды и пр.). Поэтому возникает вопрос о критериях разграничения рассматриваемого преступления и деяний, предусмотренных статьями 208 (организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем), статьей 209 (бандитизм), статьей 210 (организация преступного сообщества). Разграничение указанных деяний следует проводить по объективным признакам, направленности умысла и целям.

В некоторых случаях возможна квалификация по совокупности статьи 279 со статьями 208, 209 или 210 Уголовного Кодекса. Такая квалификация возможна, когда сформировавшиеся незаконное вооруженное формирование, банда или преступное сообщество примут участие в вооруженном мятеже, т.е. при наличии реальной совокупности. Организация или активное участие в мятеже законного вооруженного формирования (например, воинская часть, команда военного корабля) влечет ответственность по статье 279 Уголовного Кодекса без совокупности со статьей 208 Уголовного Кодекса.

Активное участие в вооруженном мятеже означает совместное с другими участниками мятежа совершение насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей мятежа. Убийство в процессе применения насилия не охватывается составом данного преступления и подлежит дополнительной квалификации по статье 105 Уголовного Кодекса, а если потерпевшими являются государственные или общественные деятели либо сотрудники правоохранительных органов, то по статьям 277, 295, 317 Уголовного Кодекса (при наличии остальных признаков этих составов преступлений).

Заключение

Итак, в процессе исследования нами были получены следующие выводы. Банда, преступное сообщество, незаконное вооруженное формирование и вооруженный мятеж являются преступлениями согласно действующему в Российской Федерации Уголовному Кодексу. Субъективная сторона банды, преступного сообщества, незаконного вооруженного формирования характеризуется только прямым умыслом, вооруженного мятежа - прямым умыслом и (альтернативно) специальной целью.

Наиболее опасным среди них является создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство бандой. Сопоставление санкций статей 209 и 210 Уголовного Кодекса показывает, что законодатель рассматривает бандитизм как более опасную форму организованной преступности, нежели организацию преступного сообщества.

Банду, незаконное вооруженное формирование, преступное сообщество объединяет и то, что они являются преступлениями против общественной безопасности. Вооруженный мятеж является преступлением против основ конституционного строя и безопасности государства.

Об устойчивости организации, как мы увидели в работе, могут свидетельствовать, стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений. Если классифицировать преступления (банду, незаконное вооруженное формирование, преступное сообщество, вооруженный мятеж) по признаку устойчивости, то наиболее устойчивой мы признаем банду, затем, в порядке убывания - преступное сообщество, незаконное вооруженное формирование, менее устойчивым мы считаем вооруженный мятеж.

Если рассматривать у данных преступлений наличие вооруженности, то обязательным этот признак присутствует у банды, незаконного вооруженного сообщества и вооруженного мятежа. А вот у преступного сообщества (организации) вооруженность не является родовым признаком.

Существует и разграничение данных преступлений в зависимости от цели деятельности. Так цель банды - совершение нападений на граждан или организации. Преступное сообщество (организация) не имеет прямой цели совершения нападений на организации или граждан, целью является совершение тяжких или особо тяжких преступлений (статья 15 Уголовного Кодекса). Цель вооруженного мятежа - свержение конституционного строя, насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Организация незаконного вооруженного формирования может преследовать и не преступные цели. Относительно целей создания формирования в законе не содержится каких-либо указаний, и, следовательно, они не являются конститутивными признаками данного преступления.

Существует разница и в том, когда данные преступления признаются оконченными. Банда признается оконченным преступлением со следующих моментов: создания, руководства, участия в банде либо участие в совершаемых нападениях. Преступное сообщество (организация) признается оконченным с момента создания и руководства им, независимо от того, совершили члены этой организации планируемые преступления или нет. Незаконность вооруженного формирования очевидна, как непредусмотренность такового федеральными законами, поэтому ответственность за оконченное преступление должна наступать уже в случае создания незаконного вооруженного формирования. Вооруженный мятеж же признается оконченным в зависимости от его формы. Если вооруженный мятеж выступает в форме его организации, то следует признавать оконченным преступлением его с момента первого вооруженного выступления мятежников. Активное же участие в вооруженном мятеже может считаться оконченным преступлением с момента совершения участником мятежа конкретных насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей мятежа, независимо от фактического осуществления этих целей или иных последствий.

Литература

1. Брсоян В. А., Крюков А. А.. Организованная преступная группа и организованное преступное сообщество: проблемы разграничения. //http://www.lawinstitut.ru/ru/science/vestnik/20031/krukov.html

2. Водько Н. П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью. М., 2000. С. 22

3. Галиакбаров Р.Р. Групповое преступление. Свердловск, 1973.

4. Галиакбаров Р.Р. Квалификация преступлений по признаку их совершения организованной группой// Рос. юстиция. 2000. № 4..

5. Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. М., 1997.

6. Иванов Н.Г. Понятие и формы соучастия в советском уголовном праве. Саратов, 1991.

7. Караулов В.Ф. Уголовное право. Общая часть. - М., Инфра-М, 2004 г.

8. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации (3 издание, переработанное и дополненное) по состоянию на 15 апреля 2005 г. -М, 2005г О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997г. № 1// Бюл. Верховного Суда РФ. 1997. № 3. С. 2

9. Тельнов П.Ф. Ответственность за соучастие в преступлении. М., 1978.

10. Уголовный Кодекс РФ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 28.12.2004) (с изм. и доп., вступившими в силу с 30.01.2005)

11. Шмаров И., Мельникова Ю., Устинова Т. Ответственность за бандитизм: проблемы квалификации // Законность. 1994. N 5. С. 7;

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.