Рефераты. Суверенитет государства и свобода личности

Конституция РФ глобально разрабатывает принцип пре-зумпции невиновности. Правда стоит обратить внимание на одну маленькую деталь, а именно, в Французской Декларации прав человека и гражданина (DECLARATION DES DROITS DE L'HOMME ET DU CITOYEN), закреплен такой принцип: «излишне суровые меры, не являющиеся не-обходимыми должны строжайше пресекаться законом». В Конституции РФ данная деталь не закреплена, а следовательно, Конституция РФ не защищает нас от произвола в этой области. Практическая реа-лизация данной нормы в условиях России невозможна на данный мо-мент (достаточно вспомнить наши следственные изоляторы, чтобы позабыть про все излишне суровые меры, не являющиеся необходи-мыми и т.д.)

«Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться услугами адво-ката (защитника) с момента собственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения» (ст. 48, ч. 2 КРФ). Эта норма гарантирует защиту от произвола правоохранительных органов и это положение является одним из достоинств Конституции РФ.

В Конституции РФ имеется статья, в которую заложен принцип. «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон-ных интересов других граждан, обеспечения обороны страны и бе-зопасности государства» (ст. 55 КРФ).

Данная статья включает в себя весьма расплывчатые опреде-ления, как, например «нравственность». Как же можно защищать то, что четко неопределенно. Следовательно, возможен произвол.

Также вызывает сомнение ценность «безопасности государс-тва». Дело в том, что как «вещь в себе» государство существо-вать не должно, а следовательно защищать надо безопасность на-рода, а не государства.

Защита права убежища.

«Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам или лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача лиц, пресле-дуемых за политические убеждения, а так же за действия (или без-действие), не признаваемые в Российской Федерации преступлени-ем. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государс-твах осуществляются на основе федерального закона или междуна-родного договора Российской Федерации» (ст. 63 КРФ).

Думаю, что сразу заметен, тот факт, что Россия предоставляет убежище любому полити-ческому беженцу. Только человеку, преследуе-мому за деятельность на благо свободы. Кроме того, и это более противоречивый момент, убежище предоставляется человеку, кото-рый не совершил преступления по законам РФ. Безусловно, дать оценки этим разногласиям нельзя. Все-таки мне кажется, что не стоит наделять правом убежища людей, совершивших преступление, а также политических преступников, не исповедующих демократи-ческие идеалы.

Еще один нюанс - во Франции человек имеет право убежища, а у нас РФ предоставляет убежище. Не знаю, насколько различный смысл в этих формулировках, но мне кажется, что не государство предоставляет, а человек имеет это право.

Вывод: Таким образом, несмотря на мелкие противоречия, практически по всем вопросам, относящимся к сфере неприкосно-венности личности, Конституция РФ выполняет необходимый минимум по защите прав и свобод человека и гражданина. Более того, мы можем отметить, что по некоторым вопросам Конституция РФ напи-сана очень четко и подробно.

2.4 Защита права на равенство.

«Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запре-щаются любые формы ограничения прав граждан по признакам соци-альной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад-лежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ст. 19 Конституции РФ).

Сразу же возникает вопрос, зачем дублировать понятие «пол» во второй части статьи понятиями «мужчина и женщина» в третьей? Неужели они означают различные признаки? По-моему, нет. Дело, видимо, в другом. Во-первых, это связано с историей развития права на равенство (до начала 20 века женщины не были равны в правах с мужчинами), во-вторых, в политических целях, равенство прав мужчины и женщины подчеркнуто.

Таким образом, мы можем увидеть, что в Конституции РФ заложен принцип равенства. Причем, Конституция РФ утверждает принцип равенства в ст. 18 и все остальные статьи следует рассматривать с учетом ст. 18. Закрепляя принцип равенства, Конституция тем самым ограничивает возможность злоупотребления этим принципом. Само это право яв-ляется одним из неотъемлемых прав человека и гражданина и вос-ходит к естественным правам.

Россия претендует сейчас на роль социального государства и поэтому Конституция РФ закрепляет общео-бязательность основного общего образования. Это мера хорошая, однако необходимо признать, что она противоречит либеральным принципам.

Вывод: Российская Федерация, провозглашая демократический режим, обязана соблюдать естественные права человека. Право на равенство является одним из этих прав. Можно объяснять проис-хождение этого принципа с помощью любых теорий, но ясно одно - если отсутствует право на равенство, то говорить о демократи-ческом государстве нельзя, ибо в этом случае не будет res pub-lica в первичном, древнеримском значении этого слова.

Заключение

В данной работе основное внимание будет уделено таким аспектам как государственный суверенитет а также, соотношение между принципами государственного суверенитета и принципом приоритета прав человека.

В работе были рассмотрены принципы конституционной за-щиты прав и свобод человека и гражданина и суверенитет государства на примере Российской Федерации.

При выполнении её я пришел к определенным выводам, кото-рые сейчас попытаюсь изложить.

Конституция РФ 1993 года действительно является Конститу-цией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, включая новейшие.

Кроме того немаловажным выводом можно считать понятие государственный суверенитет Российской Федерации как сложной категории, которая обуславливается спецификой России, как многонационального государства. Государственный суверенитет РФ включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Практически по всем вопросам, рассмотренным в рамках защи-ты права личности на неприкосновенность, Конституция РФ отлича-ется четкими и подробными формулировками. Хотя и имеются некоторые недостатки Конс-титуции РФ, но они достаточно незначительны, если брать и в сравнение с классическими конституционными документами других стран.

Так же выявлены точки взаимодействия понятий «свободы личности» и «государственного суверенитета», на примере Российской Федерации. Интересной и актуальной в данном случае предстаёт историческая концепция взаимодействия этих двух понятий (рис.1).

Значимость фактора

Рис. 1. Изменение значимости приоритета суверенитета государства и соблюдения прав человека в различные исторические времена.
Кривая 1 - приоритет суверенитета государства;
Кривая 2 - приоритет соблюдения прав человека

В проделанной мою работе можно прийти выводу, что при четкой практической реализации всех конституцион-ных принципов относящихся к вопросам суверенитета государства и свободы личности, Российская Федерация сможет претендовать на са-мое свободное и социально защищенное положение личности в мире, а кроме того сохранить статус своего суверенитета.

Список литературы

1. Конституция РФ. Москва, "Юридическая литература", 1993

2. Люшер Ф. "Конституционная защита прав и свобод личнос-ти", Москва, "Прогресс-Универс", 1993

3. Теория государства и права, Москва, "Юрист", 1993

4. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997.

5. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазерева. - М.: Юристъ, 1996.

6. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. - М.: Юрайт, 1997.

7. А. Б. Венегеров. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. - М.: Юристъ, 1995.

8. Алексеев С. С. Государство и право. - М.: Юрид. Лит., 1994.

9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З. М. Черниловского. - М: Фирма Гардарика, 1996.

10. Конституционное совещание: Информационный бюллетень. М., 1993. С. 9-11.

11. Хропонюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений . - М. 1995.

12. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.

13. Золотарева М.В. Указ. соч. С. 60.

14. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149.

15. Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. №6.

16. Михалева Н.А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма // Право и жизнь. 1994. №6.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.