Рефераты. Сущность и типология государств

Всякая деятельность в обществе, отношения регламентируются социальными нормами. Это относится и к властной деятельности, властеотношениям. В их основе лежит определенная нормативная система. Так, в результате определенного упрощения, огрубления действитель-ности путем абстракции, идеализации создается идеальная теорети-ческая модель (структура) власти. Ее необходимыми элементами яв-ляются: субъект власти, объект власти, властеотношения, деятельность властвующих, формы, методы и способы властной деятельности; и со-циальная нормы, ее регламентирующие.

В бесклассовом, родовом строе субъектом, носителем власти явля-ется общество, все его взрослые члены, конституирующиеся в родовое собрание. Но уже и здесь мы видим отдельных носителей власти (ста-рейшины, военные начальники). В государственно-организованном обществе происходит институционализация власти, создаются ее спе-циальные институты (система органов государства), выделяется осо-бая группа людей, осуществляющих власть и составляющих людской субстрат этих институтов. Выделение таких людей есть следствие по-рождения обществом необходимых управленческих и иных функций, т. е. разделения труда. С выделением из общества субъектов власти управление начинает осуществляться на функциональной основе.

Власть проявляется в отношениях, в которых властвующий субъ-ект подчиняет себе волю подвластного, направляет (модифицирует) поведение последнего. Властвующий и подвластный четко разделены. Очевидно, что речь идет о конкретных субъектах власти и подчинения, о конкретных властеотношениях. На макроуровне в масштабах обще-ства властвующий (управляющий) и подвластный (управляемый) мо-гут совпадать в одном субъекте (народ) или не совпадать (правящая элита и народ). Совпадение в одном субъекте властвующего и под-властного имеет место в демократическом обществе, где народ не толь-ко объект, но и субъект власти, источник власти и суверенитета. Не-совпадение субъекта и объекта власти имеет место в тоталитарном об-ществе, когда она узурпируется узкой элитой правящих.

Государственная власть осуществляется путем приня-тия правовых решений нормативного индивидуального характера, опирающихся на принуждение, а так же с ис-пользованием рекомендаций, советов, пожеланий, призывов, не являю-щимися по своей природе правовыми средствами (мягкий способ). Мягкими являются и некоторые правовые способы осуществления власти, когда государ-ство не использует жесткие обязательные предписания, и признает свободу действий подвластных субъектов, ставя ей определенные пра-вовые рамки, призванные оградить других лиц от произвольных дей-ствий. К числу мягких способов осуществления власти относятся и такие, как обещания и взятые на себя обязательства вознаграждения за определенную деятельность (премии, награды, установление раз-личного рода льгот-налоговых, трудовых, пенсионных и т. п.).

Каждое явление в природе и обществе имеет свое основание, это относится и к власти. Общество порождает необ-ходимые властные функции, поскольку в самом обществе имеются для этого основания. К их числу относятся экономическая и социальная структуры общества, требующие определенного порядка и согласо-ванности их элементов.

Экономическая основа власти коренится в общественном харак-тере производства, требующем порядка, устойчивости экономических отношений, ограждения их от произвола отдельных лиц. Это положе-ние достаточно обосновано в литературе, как и то, что: социальная сущность и характер власти с точки зрения ее демократизма зависят от форм собственности и способов распределения. Монопольная госу-дарственная собственность неизбежно требует" централизованного распределения, а значит, и создания бюрократической системы управ-ления. Появляются также дистрибуторы (распределители), функцио-нирование которых обеспечивается и охраняется деятельностью всех остальных государственных органов (должностных лиц). В результа-те складывается тоталитарный, всеохватывающий механизм власти. Плюрализм собственности и ее субъектов ведет к плюрализму управ-ленческих и дистрибутивных, а в конечном счете и политических от-ношений. Не случайно политические перемены в наших условиях со-провождаются реформой собственности и распределения.

Социальная основа власти коренится в расслоении социального ор-ганизма на классы и иные социальные группы, с различными, часта не совпадающими или даже противоречивыми интересами. Коллизии интересов возможны в любом обществе. Власть необходима для того, чтобы привести эти интересы к какому-то общему знаменателю (до-стичь консенсуса), отдать при необходимости предпочтение общезна-чимым интересам, в ряде случаев поддержать и охранить интересы меньшинства, а также разрешить в случае необходимости конфликты членов социума.

Вопросы о социальной основе и о социальном источнике и легити-мации власти тесно связаны. Общество - это не только совокупность нескольких поколений людей, но и система различных отношений (эко-номических, политических, нравственных, семейных и т. п.). В этом плане оно-основа, первопричина, порождающая власть. Однако можно выделить основу власти в более узком смысле как ее источ-ника. Демократические доктрины и политические документы совре-менности в качестве источника власти рассматривают народ. Эта идея заложена в конституциях многих современных государств, где она обычно выражается в словах «власть принадлежит народу», «народ является источником власти». Первым в истории подобным политиче-ским актом стала Декларация прав человека и гражданина, провоз-глашенная Учредительным собранием Франции в 1789 г. В ст. 3 этого документа сказано: «Источник суверенной власти заключается исклю-чительно в нации». В основе суверенитета государственной власти Де-кларация видит национальный суверенитет. Конституции Франции 1598 г., Испании 1978 г. говорят о национальном суверенитете, кото-рый принадлежит народу; Конституция Италии 1947 г. провозглаша-ет суверенитет народа, а Греции (1975 г.)-народный суверенитет. Из идеи народного суверенитета исходят и ныне действующие в на-шей стране конституции, а также Декларации о суверенитете респуб-лик.

То же самое можно сказать о международных политико-юриди-ческих документах. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 1), Декларация о предоставлении незави-симости колониальным народам 1960 г. (ст. 2) провозглашают право на самоопределение народов, право свободно устанавливать свой по-литический статус. Документ Копенгагенского совещания Конферен-ции по человеческому измерению Совета по безопасности и сотрудни-честву в Европе использует термин «основа власти», рассматривая в качестве таковой волю народа.11 Советское государство и право. 1990. № 11. С. 95.

Не только в доктрине, но и в политической практике, отраженной в соответствующих документах, наблюдается сдвиг от национального к народному суверенитету. Это вызвано тем, что социальная основа власти шире, наблюдается отход от признания ее мононациональной и движение к многонациональной основе, в большей степени отража-ющей состояние современного общества. Провозглашение в полити-ческих документах, Декларациях (в том числе о суверенитете), кон-ституциях принципа национального суверенитета (одной нации) и про-ведение его на практике ведут к ограничению прав представителей других наций и чревато конфликтами. А это не только противоречит международно-правовым документам, но и может привести к кризису власти, становлению национально-авторитарных режимов.

Провозглашение суверенитета народа, даже и в конституциях, - лишь заявление о необходимости его реализации. Государственная власть (суверенитет) осуществля-ется системой органов государства. Народный же суверенитет стано-вится государственным при условии легитимации государственной вла-сти. Законной и социально обоснованной является лишь легитимная власть. Она основана на определенной системе норм и принципов, принятых в соответствующем объединении людей (формальной или неформальной группе) или во всем обществе. Так, власть отца основана на нормах морали, религиозного иерарха - на догматах веры, органа общественной организации - на действующих в ней правилах. Государственная власть легитимируется нормами пра-ва. Например, власть монарха основывается на правовых обычаях, законах о престолонаследии или конституции.

Власть экономически, социально, юридически, нравственно обосно-ванная и эффективно действующая, утверждающая ценности, приня-тые в обществе, становится в его глазах авторитетной. Авторитет власти облегчает ее действие, минимизирует необходимость государст-венного принуждения, стабилизирует общество, способствует дости-жению его целей.

2. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ГОСУДАРСТВЕ

Государство - основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его монополий на осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры. Государство обладает монополией на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что государство носит классовый характер, но его деятельность охватывает и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

На протяжении 20-х годов усилиями И. Сталина и всего пропагандистского аппарата были грубо фальсифицированы взгляды марксизма на происхождение и сущность государства, однако сама эта фальсификация не обрела имени своего автора, а выдава-ть за классический марксизм. Постепенно она глубоко внедрилась в общество-ведение, ее тезисы стали считаться чуть ли не самоочевидными истинами. С дру-гой стороны, факты, накопленные исторической наукой, этнографией в XX в. в результате изучения древних, архаических обществ, обогатили прежние пред-ставления о становлении и сущности государства, показали несовместимость сталинской фальсификации, выдаваемой за "марксизм-ленинизм", с этими факта-ми, подтвердили правильность ряда нефальсифицированных выводов. Остано-вимся на этих вопросах.

Если говорить о сути сталинского упрощения и фальсификации рассматривае-мой проблематики, то она сводится к утверждению, будто всегда и всюду именно частная собственность была первопричиной структурной дифференциации об-щества, что именно она расколола общество на классы, стала основой эксплуата-ции и антагонизма, привела к возникновению политики и государствами разве не так все это объясняют многие и сегодня, выдавая за марксизм? Но на самом деле это - не марксизм, а сталинизм.

Согласно Сталину, государство возникает на основе частной собственности и связанного с ней классового антагонизма. Далее, было предано забвению положение Ф. Эн-гельса о том, что классы возникали "двояким путем", причем первый путь связан с общественным разделением труда, с выполнением "общих функций, необходимых для жизни общества", с паразитированием на "общественной должностной функции", а не с частной собственностью на средства производства. Наконец, И. Сталин подверг критике, представив ее мальтузианской, мысль Ф. Энгельса, согласно которой производство и воспроизводство непосредственной жизни вклю-чает производство двух видов: производство средств к жизни и самого человека, продолжение рода, перечеркнув вывод Ф. Энгельса о том, что "общественные порядки, при которых живут люди", обусловлены "обоими видами производства", а следовательно, структурализация общественных отношений - возникновение групп - зависит от развития не только труда, производства средств к жизни, но и семьи, производства самого человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.