Рефераты. Судопроизводство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления

В ст. 2.4 КоАП РФ дано аналогичное понятие должностного лица с дополнением в отношении руководителей и работников иных организаций, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Представляется, что данное дополнение к рассматриваемым правоотношениям относится не может, так как оно устанавливает особенности привлечения к административной ответственности определенной категории субъектов административных правонарушений.

Государственным служащим по российскому законодательству признается гражданин, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации (ст. 3 Федерального закона об основах государственной службы Российской Федерации). Перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ № 33 от 11 января 1995 г. Поэтому при поступлении в суд заявлений об оспаривании действий государственного служащего надлежит выяснять, является ли лицо, действия (бездействие) которого оспариваются, государственным служащим или нет, для чего, думается, необходимо истребовать из организации, с которой лицо состоит в трудовых отношениях, документы, подтверждающие исполнение лицом трудовых обязанностей по государственной должности. В случае отсутствия такого подтверждения заявителю разъясняется право на обращение в суд за защитой нарушенного права в исковом порядке.

Муниципальным служащим признается гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Срок обращения в суд с заявлением ограничен тремя месяцами со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Организация в ст. 256 ГПК (о сроке обращения с заявлением в суд) не упоминается. В связи с чем возникает вопрос о возможности распространения данной нормы права на организацию.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием к отказу в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Для данной категории дел предусмотрен сокращенный десятидневный срок рассмотрения. Неявка лиц, действия которых оспариваются, не является препятствием к рассмотрению дела.

Решение суда в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направляется для устранения допущенных нарушений закона лицу или органу, действия, которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган. Суд и гражданин должны быть извещены в течение месяца об исполнении решения суда.

Заключение

Заканчивая анализ норм регулирующих порядок оспаривания решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, следует отметить, что ныне создан определенный механизм судебного контроля за органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях защиты прав и свобод граждан. Вместе с тем следует отметить, что этот институт судебного контроля нуждается в более четком правовом регулировании, особенно в части установления специфических процессуальных правил рассмотрения дел, вытекающих из административно-правовых отношений.

Как уже указывалось согласно ст.255 ГПК РФ рассмотрение рассматриваемой категории дел в суде осуществляется по правилам гражданского судопроизводства. В ГПК РФ данная категория дел выделена в отдельную главу. Таким образом, суды общей юрисдикции применяют нормы гражданского судопроизводства с определенными изъятиями. Эти многочисленные изъятия, по сути дела, являются нормами административно-процессуальными. В отличие от правил гражданского процесса нормы административного судопроизводства содержат иные правила о процессуальных правах и обязанностях сторон, особые сроки рассмотрения дел, вынесения решения и его исполнения, особые правила распределения судебных расходов, иные санкции за невыполнение судебных решений и другие отличия. В этой связи было бы вполне логично объединить все административно-процессуальные нормы в едином кодифицированном федеральном законодательном акте. Принятие подобного акта отвечало бы потребностям практики, поскольку количество подобных споров, рассматриваемых судами, имеет устойчивую тенденцию к существенному росту.

К сожалению, по-прежнему нерешенным остается вопрос о формировании специализированных административных судов. Статья 118 Конституции РФ закрепила в качестве самостоятельного института административное судопроизводство. В российской правовой доктрине сложилась определенная позиция, касающаяся дальнейшего совершенствования института административного судопроизводства. Речь идет о радикальном расширении компетенции судов общей юрисдикции по разрешению административно-правовых споров и в этой связи - о специализации судебных составов в районных и вышестоящих судах, о создании судебных коллегий по административным делам в судах общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и Верховном Суде РФ. Эта потребность связана с необходимостью глубокого изучения и правильного применения судьями достаточно большого массива законодательства, используемого для рассмотрения определенных категорий дел в сфере управления. В свою очередь такая специализация судебных составов предопределяет задачу подготовки и повышения квалификации судей по административным делам. Это закономерный процесс, отражающий требования, предъявляемые к профессиональной стороне судопроизводства.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1 Конституция РФ, 1993.

2 Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. №1-ФКЗ «О военных судах РФ» // Собрание законодательства РФ, 1999, № 26.

3 Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. // Собрание законодательства РФ, 2002, № 46.

4 Федеральный закон РФ от 14.11.2002 г. №137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 46.

5 ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. №94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ»//Российская газета. 2004 . 31 июля

6 Закон РФ от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // "Российская газета", № 89, 12.05.1993.

7 Постановление Пленума Верховного суда РФ № 2 от 20.01.2003 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации // Российская юстиция, № 3, 2003.

8 Постановление №18 ПВС РФ от 20 ноября 2003 г. «О подсудности дел» //Бюллетень Верховного Суда РФ 2004. №1. стр. 2

9 Постановлении Пленума Верховного суда №9 от 26 декабря 1995 г. «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // БВС РФ 1996 №3. стр. 1

Судебная практика:

10 Обзор судебной практики Верховного суда РФ «Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц» 11.06.2003

11 Определение Верховного суда РФ № ГКПИ2003-596 от 29.05.2003.

Основная литература:

12 Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. - М., 2003.

13 Гражданское процессуальное право России: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. - М., 2002.

14 Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ (постатейный) / Под. Ред. Г.А. Жилина. - М.: ТК Велби, 2003.

15 Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ/Под ред. П.В. Крашенинникова - М.: Издательство "Статут", 2003.

16 Гордон В.М. Основание иска в составе изменения исковых требований. Ярославль, 2002. стр. 16

17 Добровольский А.А. Исковая форма защиты. М. 2004. стр. 410

Ефимова М.Г. О понятии иска // Актуальные проблемы гражданского процесса. СПб. 2002 стр. 135

18 Жлин Г.А Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. М., 2003. стр. 37

19 Жалин Г.А. Гражданское дело в суде первой инстанции. М. 2000. стр. 94

20 Исковые заявления в суд общей юрисдикции. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Тихомирова, 2002.

21 Минашкин А.В. Некоторые процессуальные особенности рассмотрения судами общей юрисдикции споров, возникающих из публично-правовых отношений // Законодательство и экономика, № 4, 2003.

22 Осокина Г.Л. Иск (теория и практика). М. 2000. стр. 51

23 Парций Я.Е. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений по новому ГПК РФ // Гражданин и право, № 4, 5 июль - октябрь 2003.

24 Потапенко С. Разграничение нормативных и ненормативных актов при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений // Российская юстиция, № 6, 2003.

25 Приходько И. Лукавое «выравнивание // ЭЖ-ЮРИСТ", № 21, май 2003.

26 Уваров В. Порядок оспаривания решений органов власти и должностных лиц // Российская юстиция, № 10, 2003.

27 Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере государственного управления в РФ // Гражданин и право, № 2, 3 2000

28 Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб 2005. стр. 82

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Дело №44г-162 07 сентября 2005 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
суда надзорной инстанции

Президиум Архангельского областного суда в составе: председательствующего Аверина М.Г. членов президиума: Бунькова В.Г., Мукминовой Н.Л., Бурмагина С.В., Кокуновой В.П., Белоусовой Н.А., Сосновских И.А. по докладу судьи областного суда Гудушина Н.Б.,

рассмотрев по надзорной жалобе Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Архангельской области, подписанной начальником Управления Лутковым В.П., дело по заявлению К. об оспаривании действий Управления ГИБДД УВД Архангельской области по отказу в совершении регистрации транспортного средства и выдачи документов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.