46
ОГЛАВЛЕНИЕ
В первую очередь, следует сказать, что в создании Суда были заинтересованы, прежде всего, сталелитейные и угледобывающие предприятия государств-членов созданного в 1951 году Парижским договором Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), поскольку он мог бы осуществлять контроль за соблюдением условий Договора о ЕОУС его участниками, а также Высшим руководящим органом, действия которого явно были направлены на жесткое администрирование.
Согласно ст. 31 Парижского Договора 1951 г., Суд ЕС должен был обеспечивать соблюдение закона при истолковании и применении настоящего Договора, а также правил, установленных с целью его выполнения.
Таким образом, Суд ЕС был учрежден в ЕОУС в 1952 году в Люксембурге.
За время существования Суда в рамках ЕОУС им было рассмотрено 137 дел, среди которых преобладали споры между предприятиями и Высшим руководящим органом. Суд постепенно применял и развивал принципы правового регулирования, закрепленные в Договоре.
Позже в проектах Римских договоров были закреплены положения, согласно которым предполагалось наличие отдельного суда в каждом из Сообществ. Но после подписания Договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) в 1957 г. и принятия Конвенции о некоторых будущих институтах, было принято решение о создании единого для всех трех Сообществ Суда. Полномочия суда были существенно расширены: он стал рассматривать иски Комиссии к государствам-членам Сообществ о нарушении учредительных договоров, иски правительств государств-членов к Комиссии, также исковые заявления юридических и физических лиц, касавшиеся сферы частного бизнеса. В соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. Суд ЕС получил возможность налагать санкции на не выполняющих его решения государств-членов и иные полномочия. С ходом времени престиж и авторитет принимаемых Судом решений возрастали.
Нельзя не вспомнить и о том, что многие решения Суда определили основные принципы права Европейских Сообществ. Это, например, «идея о прямом действии права Сообществ в государствах-членах (1962г.), принцип верховенства права Сообществ по делу Costa /ENEL (1964г.), и многие другие принципы, вытекающие из известных решений Суда.
Но правотворческая деятельность Суда ЕС не всегда развивалась столь эффективно. По мнению Топорнина, «В последнее время значительно сократилось число так называемых «громких решений», что, очевидно, было вызвано критическими выступлениями политических деятелей некоторых государств-членов», которые считали, что Суд нацелен «подменить» законодательную власть. Суд, принимая решения, прежде всего защищал интересы Сообществ, т.е. получалось, что он выступал против интересов некоторых стран.
Хотелось бы отметить, что в действительности именно на начальных стадиях интеграции помощь Суда в правотворческом процессе была наиболее актуальна, т.к. необходимо было как можно быстрее получить ответ на многие вопросы. Несмотря на то, что на сегодняшний день многие проблемы правопорядка Сообществ разрешены, роль Суда в системе органов ЕС остается весьма значительной.
Аналогично другим институтам Европейского Союза его главный судебный орган имеет два наименования -- краткое и полное.
В текстах учредительных договоров он именуется просто Суд. С 1958 г., после вступления в силу Римских договоров, создавших ЕЭС и, Евратом, Суд является единым институтом для всех трех Сообществ.
С этого момента его официальное наименование -- Суд Европейских сообществ. Сохранение старой терминологии (Суд Сообществ, а не Союза) обусловлено тем, что юрисдикция Суда концентрируется в рамках ЕС и других Сообществ, т.е. по вопросам коммунитарного права.
После 1993 г. Суд, как и Совет, Комиссия, Европарламент, выступает в качестве единого института Европейского Союза. В настоящее время он уполномочен рассматривать дела не только в рамках первой опоры, но и третьей (сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере), а также некоторые правовые конфликты, затрагивающие Европейский Союз в целом.
В этой связи в настоящее время получило широкое употреблена еще одно наименование Суда -- Европейский суд.
Со временем потребовалось уяснить некоторые функции Суда ЕС по отношению к Европейскому Союзу. По этому поводу в мае 1995 года Судом было принято специальное решение, в котором Суд «отметил, что, поскольку Союз создан Сообществами, имеющими полную правосубъектность, соответствующие правила, установленные Сообществами применительно к Союзу, обязательны как для органов сообществ, так и для лиц, участвующих в соответствующих правоотношениях. В данном случае Суд обязан следить за правомерностью действий и единообразием применения общих правил, установленных договорами».
Подписанный в феврале 2001 г. Ниццкий договор открывает путь к созданию новых «европейских» судов, что повлечет за собой укрупнение и усложнение судебной системы Союза в целом. Согласно новой ст. 225а Совет уполномочен своими решениям учреждать судебные органы ЕС специальной юрисдикции -- судебные палаты («judicial panels» -- англ.). Эти органы будут создаваться для рассмотрения отдельных категорий дел, а их решения в кассационном или апелляционном порядке разрешается обжаловать в Трибунал.
Правовой основой внутренней организации и деятельности всех судов Европейского Союза выступает Устав (Статут) Суда. Ниццкий договор 2001 г. утвердил новый текст этого документа, который заменит существующие ныне отдельные уставы Суда ЕС, ЕОУС и Евратома.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7