Рефераты. Судебная система в современной России

2.3.3. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражным процессуальным кодексом арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда.

По общему правилу подсудность дела соответствующему арбитражному суду субъекта Российской Федерации определяется местом нахождения ответчика. Вместе с тем допускается в ряде случаев подсудность по выбору истца, а также договорная подсудность. По отдельным категориям дел предусмотрена исключительная подсудность.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом же суде в первой инстанции. Апелляционное рассмотрение дел - новое явление для современного российского права. Нормы, относящиеся к апелляционному производству, содержатся в гл. 20 Арбитражного процессуального кодекса.

Суть апелляции, как ее определяет закон, состоит в повторном рассмотрении дела в полном объеме (как по вопросам факта, так и по вопросам права) по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

В апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции. Дополнительные же доказательства принимаются арбитражным судом, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него.

2.4. Мировые судьи

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" возродил еще одно звено в системе судов - мировых судей.

Должность мирового судьи в ее современном понимании впервые возникла в Англии еще в XIV веке как единоличная судебная власть, призванная охранять и поддерживать социальный мир. Рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи обязаны были, прежде всего, стремиться к примирению сторон. Отсюда возникло и название этих судов - мировые.

Мировые судьи, являясь судьями субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в работе всего судейского сообщества, на них распространяется и Закон "О статусе судей в Российской Федерации".

Специфика института мировых судей состоит в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда. Субъект Российской Федерации в лице органа законодательной власти по согласованию с судебным ведомством может сократить или упразднить должности мировых судей не только на территории отдельных районов, но и во всем регионе.

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что измененное название - "Судебная власть" - в новой Конституции более точно отражает назначение судов и юридическую природу их деятельности - осуществлять одну из разновидностей государственной власти, а именно самостоятельную судебную власть.

Отрицательным моментом главы 7 Конституции, на наш взгляд является то, что в систему органов судебной власти оказалась включена прокуратура (статья 129), что, конечно, не соответствует роли прокуратуры и ведет к необоснованному расширению и размыванию содержания дефиниции "судебная власть".

Несомненно, что положительным моментом является то, что суды учреждаются Конституцией и федеральным конституционным законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне. Причем, если перечень судов закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию.

Кроме того, в соответствии с действующим в РФ законодательством по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) народные суды. Военные суды, включаемые в федеральную судебную систему, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним. В своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды, действующие на территории России. Между тем, отрицательным моментом является то, что до настоящего момента не принят федерально-конституционный закон «О Верховном суде РФ», федеральные законы «О военных судах», «О судах общей юрисдикции», а так же новый Гражданско-процессуальный кодекс РФ, что приводит к затруднению работы данных государственных органов.

Несомненно, положительным является и возрождение в Российской Федерации института мировых судей. Российскому судоустройству известен период существования и деятельности института мировых судей, созданного при проведении судебной реформы в середине прошлого столетия. Участковые и почетные мировые судьи рассматривали тогда большую группу уголовных и гражданских дел.

Возрождение в России на новой основе института мировых судей, находящихся в непосредственной близости от населения, позволит усилить гарантии доступности правосудия, защиты прав и свобод граждан, освободить районные суды от рассмотрения многих менее значительных уголовных и гражданских дел.

Очень надеюсь, что в скором будущем будут приняты необходимые законы, что в свою очередь подведет правовую основу для осуществления деятельности Верховного суда РФ, военных судов и судов общей юрисдикции.

Список использованной литературы

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит.,1993.

О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1.Ст. 1.

О Конституционном Суде РФ // Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. № 30. Ст. 1792; Российская юстиция. № 11. 1995

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР.

Законом о судоустройстве РСФСР // Ведомости ВС РСФСР1981, № 28. Ст. 976; СЗ 2000. № 2. Ст. 158.

Законом о статусе судей в РФ // Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. № 30. Ст. 1792; Российская юстиция. № 11. 1995.

Законом об арбитражных судах РФ // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447; Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. 3 51. Ст. 4824.

Учебная литература

Арбитражные суды Российской Федерации. (Законодательные акты).- М.: АО "РАУ-Корпорация",1994.

Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция. № 1. 2002.

Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994. С. 65.

Бойков А.Д. Третья власть в России (Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990 - 1996 гг.). М., 1997.

Ефимичев С.П. Нужна ли оглядка на концепцию вчерашнего дня? // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 103 - 107.

.: Ефимичев С.П. Судебная реформа в России и проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 1998.

Ефимичев С.П. Истина рождается в споре. Размышления в связи с выходом книги А.Д. Бойкова и рецензией на нее А.М. Ларина // Журнал российского права. 1998. № 9. С. 137 - 142.

Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы //Российская юстиция. № 9. 2001.

Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. -М.: Юрид. лит.,1994.

Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы М.: Юрид. лит.,1994.

Лазарев Л.В. Конституционно - правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 6. С. 4.

Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы // Российская юстиция. № 11. 2001.

Максимов В.В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы //Журнал российского права. № 9. 2001.

Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура - как институт общего надзора // Российская юстиция. № 1, 2002 г.

О статусе судей и судебной системе //Российская юстиция. № 8. 2001.

Сомов С. Развитие института мировых судей и баланс интересов Федерации и регионов // Российская юстиция. № 1. 2002.

Судоустройство: Сборник нормативных документов / Сост. А.П.Рыжаков, А.И.Сергеев.- М.: Белые альвы, 1995.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. проф. В.Г.Стрекозова.- М.: ИПП" Отечество",1993.

Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995, № 2 - 3. С. 82;

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.