Рефераты. Сравнительный анализ Трудового кодекса РФ и КЗоТ РСФСР

обращаться в суд в целях защиты своих прав и интересов.
Работодатель обязан:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о труде, условия заключенных с работниками трудовых договоров, соглашений и коллективного договора, обеспечивать контроль за их выполнением;

принимать в установленном порядке локальные нормативные акты направленные на организацию труда (положения, инструкции, приказы), а также другие акты, необходимые для нормальной работы организации, соблюдать их, а также своевременно знакомить с ними работников;

вступать в коллективные переговоры с представителями работников при получении от них соответствующего уведомления;

обеспечивать в организации условия, отвечающие требованиям безопасности, охраны и гигиены труда;

своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, а также уплачивать штраф, наложенный ими за нарушение законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;

предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать работников средствами и материалами, необходимыми для выполнения ими трудовых обязанностей;

выплачивать причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные трудовым распорядком, коллективным договором или трудовыми договорами;

обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

предоставлять представителям работников информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров, а также контроля за их выполнением;

уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи во внебюджетные фонды в порядке и размерах, определяемых федеральными законами».

4. Законодательство о труде.

Статья 4 действующего законодательства, также как и ст.. 8 нового проекта КЗоТ посвящена трудовому законодательству и иным нормативные правовые акты о труде.

Новый проект отмечает:

«В соответствии с Конституцией Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Трудовое законодательство состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.

Трудовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не могут противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы трудового права.

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о труде не могут противоречить законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также ограничивать или отменять установленные федеральными нормами трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их соблюдения и защиты.

Трудовые отношения могут регулироваться также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами организации».
Статья 9 нового КЗоТа «Соотношение настоящего Кодекса, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» гласит: «Нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, не могут ухудшать положения работников по сравнению с настоящим Кодексом.

В случае если указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации или иной нормативный правовой акт ухудшает положение работников по сравнению с настоящим Кодексом или федеральным законом, регулирующими трудовые отношения, либо налагает на работодателей дополнительные обязательства, применяется настоящий Кодекс или соответствующий федеральный закон».

В проекте КзоТа содержится также статьи 10 «Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых правоотношений».

Положения регулируемые ст. 9 и 10 проекта не регулируются действующим законодательством.

Статья 11 проекта «Недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников» соответствует ст. 5 действующего КЗоТа: «Условия трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, являются недействительными.»

Однако в проекте имеется следующее дополнение: «Работодатель вправе устанавливать дополнительные по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами трудовые и иные льготы для работников».

Новый проект КЗоТа в отличие от действующего включает также в себя следующие статьи:

С т а т ь я 12. Применение трудового законодательства к отношениям, основанным на труде: «В тех случаях, когда вопреки законодательству работодатель заключил с работником вместо трудового договора гражданско-правовой договор, на этот договор распространяется трудовое законодательство, а работодатель не вправе отказываться от предоставления работнику трудовых прав и свобод.».

С т а т ь я 13. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: «Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин и молодежи, государственных служащих и т. д.) частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие дополнительные правила, устанавливаются настоящим Кодексом и другими федеральными законами».
С т а т ь я 14. Трудовое законодательство и международные договоры Российской Федерации: «Если международным договором Российской Федерации установлены более благоприятные для работников правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашениями, коллективными договорами, то применяются правила международного договора. Правила международных договоров Российской Федерации применяются непосредственно и в тех случаях, когда те или иные отношения не урегулированы законами или иными нормативными правовыми актами».

С т а т ь я 15. Применение законов и иных нормативных правовых актов о труде к иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также в организациях, принадлежащих (полностью или частично) иностранным юридическим или физическим лицам: «Законы и иные нормативные правовые акты о труде, действующие в Российской Федерации, распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
На работников организаций, расположенных на территории Российской Федерации, учредителями или собственниками (полностью или частично) которых являются иностранные юридические или физические лица, распространяются законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о труде, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации».
С т а т ь я 16. Действие законов и иных нормативных правовых актов о труде во времени: «Законы и иные нормативные правовые акты о труде не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после вступления их в силу. Действие закона или иного нормативного правового акта о труде распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, только в случаях, когда это прямо предусмотрено этим законом или иным нормативным правовым актом.

По отношениям, возникшим до вступления в силу закона или иного нормативного правового акта о труде, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после вступления его в силу».

С т а т ь я 17. Исчисление сроков, предусмотренных настоящим Кодексом: «Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей начинается с календарной даты, которой определено его начало. Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудового правоотношения. Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Новый проект КЗоТа позволяет начать поэтапный переход к 35-часовой рабочей неделе, ввести двойную оплату сверхурочных работ и повышенную оплату за работу в ночную смену. Эти меры стимулируют предприятия к созданию новых рабочих мест, улучшению организации труда, снизят безработицу, и, соответственно, позволят повысить заработную плату.

Предусмотрено, что зарплата должна быть не ниже научно обоснованного прожиточного минимума. Причем под зарплатой назван тариф первого разряда. Эта норма напрямую вытекает из Основного Закона страны. Статья 37-я Конституции России предусматривает достойную оплату труда и не может быть достойным заработок ниже прожиточного минимума.

При этом, доля тарифа (оклада) в заработке должна быть не менее 80%, что резко ограничит предпринимательский произвол в сфере оплаты труда.

Введена норма о праве работников участвовать в организации производства. В частности, указано, что сведения о зарплате, включая зарплату руководителей, балансовые отчеты, данные о финансово-хозяйственной деятельности должны быть доступны коллективам и профсоюзам. Кроме того, представители работников участвуют в деятельности Советов директоров и собраниях акционеров с правом решающего голоса при ликвидации и реорганизации предприятия, утверждении бухгалтерских балансов, назначении администрации, распределении прибылей и убытков. В государственных и муниципальных предприятиях организации работников совместно с собственником утверждают изменения в Уставе, утверждают контракт с менеджером, решают вопросы о выделении подразделений. Наконец, при массовых увольнениях представители работников вправе устанавливать зарплату начальников, контролировать ценообразование, аренду, продажу оборудования и другие виды расходов и доходов.

Вовлечение работников в организацию производства существенно стимулирует экономический рост, поскольку позволит рассыпать планы искусственного банкротства предприятий и задействовать интеллектуальный потенциал десятков миллионов людей в развитие экономики.

В проекте более развернуто изложены разделы о коллективных договорах и забастовках.

Раздел о колдоговорах практически полностью включил в себя современный весьма прогрессивный закон «О коллективных договорах и соглашениях», включая возможность заключения нескольких колдоговоров на предприятиях, а также принципиально новую норму о «локальных соглашениях», то есть соглашениях между администрацией и профсоюзом по решению конкретной задачи. Раздел о забастовках, напротив, коренным образом переработан. В нем предельно конкретно прописано право работников отказываться от работы при нарушении начальниками трудового законодательства, введена забастовка солидарности, упрощена и сокращена по времени процедура переговоров (например, трудовой арбитраж).

Указано, что не могут считаться профсоюзами и действовать от имени рабочих организации, в которых состоят представители администрации (директора и т.п.).

Список литературы:

Кодекс законов о труде от 9 декабря 1971.

Проект Трудового кодекса, предложенного Правительством РФ 28 апреля 1999 .

Сыроватская Л.А. Трудовое право. - М.: Юрист 2001.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.