Рефераты. Сравнительный анализ Госдумы в царской и современной России

История создания и деятельности Государственной Думы показала бесполезность попыток конституционного ограничения российского самодержавия. Очевидно, что создание конституционной монархии есть факт реализации воли двух соперничающих сил: монархии и народа в лице самых активных его политических сил. В России же социально-политическая ситуация сложилась таким образом, что, с одной стороны, не было той силы, которая могла бы заставить царизм идти на конституционный компромисс, с другой стороны, царизм нее стремился к поискам такого компромисса, чем обрек себя на гибель.

Нетерпеливость, страстность ожиданий в стране перемен, «земли и воли» с одной стороны, а с другой - столь же нетерпеливое ожидание правительства, что Дума положит предел революции, главным образом самим фактом своего существования, а не «далеко идущими» реформами, сделали Думу перекрестьем этих упований. I Дума возникла как Дума надежд, по сути, полярных и поэтому иллюзорных.

Время деятельности I и особенно II Думы, - эпоха прощания с этими иллюзиями. Но как показала история, законодательная деятельность III и IV Думы, реформы, экономический рост страны не смогли обеспечить эволюционный путь ее развития - в экстремальных условиях военного времени более реальной оказалась революционная альтернатива.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

2.1. Роль и место Государственной Думы в системе органов государственной власти в современной России

Согласно Конституции РФ Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212. (ст. 94), Федеральное Собрание яв-ляется парламентом Российской Федерации. В Российской Федерации Федеральное Собрание как парла-мент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федера-ции, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет. Созданные в годы советской власти в качестве представитель-ных органов «нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма», эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения законо-дательной, исполнительной и судебной властей и постепенного про-ведения его в жизнь все более обретали черты парламента.

Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-пер-вых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конститу-цией полномочий, противоречивших принципу разделения влас-тей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам. В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собра-ние -- представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является пред-ставительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская де-мократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятель-но принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризу-ется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется прин-цип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламен-том, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции ком-петенцией в сфере законодательства. Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание ис-полняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функ-ции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посред-ством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Прави-тельству, которое в этом случае может быть отправлено Президен-том Российской Федерации в отставку. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Парламентаризм в действии. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1994 - 1998 годах. - М.: Издание Государственной Думы, 1999. - С. 21.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы. Госу-дарственная Дума представляет все население Российской Федера-ции, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состо-ит из членов, представляющих все субъекты Российской Федера-ции. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации -- государственный орган всей Федерации. Его решения и другие во-леизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России. До принятия новой Конституции в Российской Федерации су-ществовал двухпалатный высший представительный орган госу-дарственной власти -- Верховный Совет. Однако на деле он функ-ционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеи-ми палатами, и весьма серьезную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Пре-зидиум Верховного Совета. В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают во-просы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совмест-но лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей ино-странных государств. Более того, Конституция предусматривает совершенно различ-ную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. Карапетян С.А. Обеспечение конституционности в деятельности Государственной Думы. - Проблемы обеспечения конституционной законности как функции публичных структур. - М.: Манускрипт, 1997. - С. 86.

В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федера-ции «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государ-ственную Думу теми или иными политическими силами. Следует заметить, что в нашем обществе существует определен-ное недоверие к представительным органам государственной влас-ти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие уст-ремления наталкиваются на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологичес-кой роли. Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективнос-ти парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы. Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политичес-кую жизнь страны. Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие рос-сийского парламентаризма идет сложным, во многом противоре-чивым путем. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. - 1998. - № 10. - С. 27.

Воссоздание в России постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти - одно из самых существенных завоеваний последнего времени, важнейшее условие движения по пути создания демократического общества и правового государства.

Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Парламент Российской Федерации закреплен как законодательный орган. Это означает, что он является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам.

Парламент России является единственным законодательным органом власти Российской Федерации. Следовательно, никакой другой федеральный государственный орган не имеет права издавать законы или иные нормативные акты, обладающие юридической силой закона. Законотворчество является основной функцией Федерального Собрания как парламента Российской Федерации. Деятельность всех государственных органов осуществляется на основе Конституции РФ и федеральных законов. Их правовые акты не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Федеральные законы также не могут противоречить Конституции РФ. Если такое противоречие обнаруживается, то по решению Конституционного Суда РФ эти законы или их конкретные нормы утрачивают свою юридическую силу.

Конституция РФ не закрепляет конкретных полномочий Федерального Собрания по осуществлению парламентского контроля за деятельностью различных федеральных органов государственной власти. Однако обе палаты Федерального Собрания обладают определенными контрольными полномочиями по отношению к другим федеральным органам государственной власти. Рыбкин И.П. Государственная Дума: пятая попытка: Очерк новейшей истории представительной власти в России. 3-е изд., доп., дораб. - М.: Междунар. Гуманитар. фонд «Знание», 1996. - С. 25. Например, утверждение Указов Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения; назначение на соответствующие должности кандидатур, предлагаемых Президентом РФ, принятие федерального бюджета, принятие законов о федеральных налогах и сборах, ратификация и денонсация международных договоров Российской Федерации, отрешение Президента РФ от должности; дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, вынесение вотума недоверия Правительству РФ.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.