К учёту преступлений вообще и коррупции в частности, нельзя относиться как к формальной процедуре. Расследованию подлежат лишь зарегистрированные деяния. Следовательно, от полноты их учёта зависит реальность и всех последующих стадий уголовного правосудия. Однако экономические преступления, а среди них - коррупция характеризуются неполнотой и фрагментарностью регистрации, как в отдельных странах, так и в мире в целом. Причём те особенности, которые характерны для экономической преступности (высокое общественное положение субъектов её совершения; изощрённо-интеллектуальные способы их действий; огромный материальный и моральный ущерб ими причиняемый; исключительная латентность экономических посягательств и снисходительное отношение властей к этой группе преступников) в коррупции доведены до своего апогея.
Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечёт за собой жалоб, так как виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда бывает обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И для этого есть достаточно оснований, объективных и субъективных, отечественных и международных. Коррупционные действия обычно совершаются в сложных специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где разобраться непрофессионалу трудно. Это явление имеет высочайшую приспособительную способность. Коррупция непрерывно мимикрирует, видоизменяется и совершенствуется. Латентность - её основная особенность. Поэтому нигде нет сколько-нибудь полных, или хотя бы репрезентативных данных об этом явлении. Ещё меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, и лишь единицам из них назначается реальное уголовное наказание.
Ядром коррупции является взяточничество. Однако даже это деяние практически не значится в ежегодниках криминальной статистики ведущих стран мира. Например, в США взяточничество учитывается по арестам подозреваемых и обнародывается лишь в общей графе «все другие преступления». Выделить арестованных взяточников невозможно. В статистике Франции взяточничество «запрятано» в графу о других экономических и финансовых преступлениях, в Германии - в графу о должностных преступлениях, а в Англии и Уэльсе в числе подлежащих регистрации преступлений также нет сведений о коррупции чиновников, ответственность за которую может наступить по общему и статутному праву. И лишь в Японии эти сведения публикуются отдельной строкой, но не в числе учтённых преступлений, а в общем количестве подозреваемых лиц. В Росси общие сведения о коррупционных преступлениях публикуются. Главный информационный центр МВД с 1993 года стал также отслеживать коррупцию государственных служащих по их должностному положению. Однако эти данные, вопреки требованиям Закона «О государственной тайне» (1993 г.), имеют гриф «секретно».
Статистическая картина взяточничества в Российской Федерации в 90-х годах претерпела существенные изменения. Зарегистрированное взяточничество за 1991 - 1999 годы увеличилось на 171, 2 %. В 1999 году был учтён 6871 случай взяточничества, осуждено 1,5 тысячи человек (22 %), в том числе единицы лиц, занимающих государственную должность (0,6 % от всех осуждённых). Государство и право, 2000, № 4. стр. 101
Обращает на себя внимание факт многократной разницы между числом зарегистрированных преступлений и количеством лиц осуждённых за их совершение.
В практике известны и другие завуалированные способы дачи - получения взятки. В частности, взятка может быть дана - получена под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности; посредством продажи - покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, путём покупки - продажи вещи по явно завышенной цене; под видом проигрыша в карты; путём заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам денег за якобы произведённую ими работу, якобы оказанную техническую помощь и т. п.
Получение взятки не может быть совершено само по себе вне связи с другим преступлением - дачей взятки (статья 291 УК РФ), и таким образом, они находятся относительно друг друга в положении так называемого необходимого соучастия, при котором отсутствие дачи взятки означает и отсутствие её получения. При этом в данной органической взаимосвязи получение взятки законодатель расценивает как значительно более общественно опасное деяние, которое относится в соответствии с положениями пунктов 4 и 5 статьи 15 УК РФ к категории тяжких и особо тяжких преступлений со всеми вытекающими из этого факта отрицательными для виновного должностного лица уголовно-правовыми последствиями. Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно деформирует нормативно установленный порядок осуществления должностным лицом своих служебных полномочий, и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы.
Страницы: 1, 2, 3, 4