Рефераты. Социология права

Следовательно, социальная практика, как исходный пункт теоретических исследований в сфере правоведения охватывает: общественные отношения и процессы, объективно существующие в обществе, субъективное отражение таких отношений и процессов -- политическое, экономическое и правовое сознание, мотивы и интересы поведения, ценностные ориентации и социальные установки людей, собственную юридическую практику, включающую деятельность правотворческих и правоприменительных органов по созданию и применению правовых актов.

Естественно, что каждая отрасль правовой науки, учитывая конкретные задачи и направления исследования, определяет предмет своего изучения в необходимых границах. Неодинаково и влияние тех или иных аспектов социальной практики на развитие теоретических положений. Так, непосредственное воздействие судебной практики на совершенствование законодательства и правоприменительной деятельности в большей мере сказывается в тех отраслях законодательства, где существует неполнота нормативного решения отдельных сторон регулируемых правоотношений. В данной связи имеется в виду роль практики в процессе создания новых правовых норм. Между тем и в тех отраслях, где подобный недостаток преодолен, изучение юридической практики весьма важно. Прежде всего -- для раскрытия объективно существующих закономерностей правового регулирования общественных отношений, а не только для исправления и предотвращения возможных ошибок.

Вряд ли правомерно утверждать, что создание нового закона, даже достаточно совершенного, исчерпывает проблему правового регулирования. В реальной жизни действие права не сводимо лишь к существованию закона. Для правового эффективного регулирования общественных отношений требуется совокупность действия многих факторов. Изучение социальной практики и дает более или менее адекватное представление о таких факторах, позволяет понять причины неэффективности тех или иных нормативных положений, усовершенствовать их или практику их применения.

Нельзя также сбрасывать со счетов того обстоятельства, что анализ неверных решений в юридической практике имеет также весьма важное значение. Несмотря на сложный и противоречивый характер развития российского общества, некоторые юридические исследования идут впереди практических разработок, глубоко анализируют процессы социальной действительности, предлагают пути совершенствования законодательства, деятельности различных государственных организаций.

В наше время данное положение относится к общей теории права, гражданскому, трудовому, экологическому праву и др. Высокий уровень ряда законов, принятых за последние годы, во многом связан с тем, что в их основе лежали основательные исследования ученых.

Вскрытие ошибок и недостатков в деятельности практических институтов государства не должно, конечно, быть исключено. Задача заключается в том, чтобы понять причины этих ошибок и разработать меры по их устранению. Правовая наука должна исследовать всю юридическую практику, а также ту часть общей социальной практики и в тех отношениях, которые способны объяснить закономерности развития и функционирования правовой системы.

Практика питает теорию эмпирическими данными, дает материал для теоретических обобщений, корректирует выводы науки, служит объектом экспериментов, воспринимает научные положения во имя собственного совершенствования и развития. Однако механизмы реализации научных рекомендации в законотворческую и правоприменительную практику разработаны пока недостаточно. Следует подчеркнуть, что зачастую ряд рекомендаций, к примеру в сфере совершенствования законодательства, не всегда рассматривается законодательными органами. Кроме того по существу не эффективно ведется работа по вопросам применения права и их оценки со стороны российского государства.

В результате этого нередко разумные и полезные предложения не находят своего практического приложения.

Таким образом, социология права и другие правовые науки не противостоят друг другу, а имея свой предмет, тесно взаимодействуют друг с другом. При этом нельзя забывать, что без основательного исследования социологических аспектов права вряд ли представляется возможным сформировать правовое государство, доминирующей характеристикой которого должно быть верховенство и торжество закона.

ГЛАВА II. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

2.1. Социология права в России: историко-содержательный аспект

Видные теоретики русской социологической школы права - такие, как, например: Н.И. Кареев (1850-1931 гг.), Б.А. Кистяковский (1868-1920 гг.), М.М. Ковалевский (1851-1916 гг.), Н.М. Коркунов (1853-1904 гг.), П.И. Новгородцев (1866-1924 гг.) и др. внесли весомый вклад в развитие правовой мысли. Они пытались выработать социологическое понятие права (методологические основы; право, как разграничение интересов: право как правоотношения и др.) путем обращения его к изучению жизни; раскрыть исторический генезис; исследовать законы конкретной группы социальных явлений. Эти положения нашли, например, воплощение в трудах М.М. Ковалевского “Социология”, Б.А. Кистяковского “В защиту права”, Н.И. Кареева “Общие основы социологии”, Н.М. Коркунова “Русское государственное право” и др.

Интересные идеи в области социологии права высказал Б.А. Кистяковский, философ права и социолог либерального направления, профессор Киевского университета. В своих трудах он уделил большое внимание таким актуальным методологическим проблемам, как детерминизм социальных отношений, значение и роль правовых норм, вопросы образования категорий социологии и права. Б.А. Кистяковский предстает в своих трудах сторонником формального юридического метода в правоведении. Вместе с тем он стремился обосновать системный подход к пониманию права, который включал бы в себя также и идеи социологической и психологической школ права.

Русский профессор Н.М. Капустин связывал с действием права в обществе создание благоприятных обстоятельств для жизнедеятельности людей. Формирование таких условий он видел через достижение примирения принципов равенства и свободы. Развивая его такой взгляд, А.М. Горовцев доказывал, что право осуществляет в основном функцию соединения интересов всех представителей общества, независимо от их сословного положения. Тем самым потенциал права им связывался с защитой принципов гуманизма.

Близкую позицию по этому вопросу занимали такие русские ученые, как Е.В. Спекторский (1873-1951), до революции 1917 г. ректор Киевского университета, а затем профессор Русской православной академии в Нью-Йорке, а также Б.Н. Чичерин (1828-1904). Так, например, Н.В. Спекторский(«Христианство и культура») убедительно показал особо положительное воздействие христианства на все сферы общественной жизни, а также на развитие государства, правосудия и духовного мира личности. Он связывал правовое поведение личности с ее духовными ценностями, прежде всего, такими христианскими, как долг, справедливость, сострадание и др. Другой отечественный ученый - Б.Н. Чичерин, специалист в области философии и социологии права, активно выступал против натурализма в юриспруденции, который имел место на Западе. Суть такой позиции он и его сторонники обосновывали спецификой развития русского государства, его права, тесной их связью с христианскими положениями, особенно православием. Такая идея нашла обоснование и развитие в труде Б.Н. Чичерина “Философия права”. Кроме того, в работе обращено внимание на связь правосознания с конкретными поведенческими линиями различных людей.

Вместе с тем в ряде его положений нельзя не заметить элементы позитивистского подхода в области природы прав человека, взаимоотношений между государством и личностью. Согласно этому подходу, права человека, их объем и содержание определяется государством, которое “дарует” их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистические функции. “В здравой теории, - отмечал Б. Чичерин, - также, как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежит государству”.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что другой известный русский правовед Н.М. Коркунов довольно резко критиковал позитивистскую позицию в области прав личности. Он отмечал, что для такого учения личность сама по себе не представляет ценности. Согласно данной теории, утверждал Н.М. Коркунов, “прочный и твердый общественный строй установится лишь тогда, когда будет подчинять себе стремление отдельных личностей с такой же безусловностью и беспощадностью, как законы природы”.

Оригинальные идеи в области социологии права высказал известный русский исследователь В.С. Соловьев (1853-1900). Он обратил внимание в дискуссии со славянофилами на то обстоятельство, что право необходимо для успешного функционирования общества. Это положение В.С. Соловьев противопоставил славянофильской идее о ненужности права для некоторых благословенных Богом народов. Наряду с этим, В.С. Соловьев обратил внимание на связь права и нравственности в обществе. Роль права в человеческой жизни, по его взгляду, предстает прежде всего в свете его высшего идеального предназначения. Согласно позиции В.С. Соловьева, высшая задача права в государстве сводится к служению нравственному прогрессу в обществе, необходимости помогать распространению среди людей морали.

Подобные взгляды разделял, а затем и развил философ и правовед П.И. Новгородцев (1866-1924). Он обратил внимание на то, что личность и общество связаны между собой правом. При этом личность, включаясь в систему социальных отношений, имеет не только определенные притязания, но несет и конкретные обязанности. П.И. Новгородцев, раскрывая соотношение прав и обязанностей личности в обществе, подчеркнул их связь с господствующей в нем нравственностью. Именно нравственность объединяет людей в духе солидарности и единства. Вместе с тем он отстаивал положение (в фундаментальном труде “Об общественном идеале”) о детерминизме права в обществе, а само право связывал с элементами равенства и свободы'. Следует также отметить, что П.И. Новгородцев внимательно изучил роль этнического начала в психолого-правовой концепции известного правоведа Л. Петражицкого. Он дал всестороннюю оценку ей в критической работе “Этнический идеализм в правовой философии” (1903 г.) Наряду с этими вопросами, русский ученый обратил внимание на проблему построения правового государства. Он отметил весомый теоретический вклад в решение такой сложной социолого-правовой и философской проблемы представителей славянофильства (А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова и др.), а также и Ф.И. Достоевского. Вместе с тем, развивая свою собственную позицию, он обратил внимание на следующее. Основой государственного единства выступает национальная культура, а также национальные святыни, идеалы истины, добра и красоты, а не этническое или хозяйственное объединение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.