В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления в федеративных и унитарных государствах формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:
1) налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
2) чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;
3) большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
4) косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;
5) число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.
Выбор модели налогового федерализма зависит от разграничения функций между центром и регионами или от того, какие функции собирается выполнять центральная власть и какие функции она делегирует региональным и местным властям.
В главе 1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.
Бюджетное устройство России и других европейских стран одинаково предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Поскольку доходная база региональных и местных бюджетов в России недостаточна для покрытия бюджетных расходов, остро встала проблема зависимости региональных и местных бюджетов от централизованно выделяемых средств. В приложении к Указу Президента Российской Федерации от 8.05.96 г. N 685 (в ред. от 25.07.2000 г.) "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" были определены минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней (см. таблицу 1).
о расщеплении федеральных налогов и сборов между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации в 2004 году www.nalog.ru
Виды налогов
Зачисления в бюджеты
Основание
ный
региональный
местный
Налог на добавленную стоимость
100
"О федеральном бюджете на 2004 год".
Пиво
40
100*
на 2004 год".
при реализации с акцизных складов
на 2004 год"
Налог на прибыль организаций
20,83
70,84
8,33
"О федеральном бюджете на 2004 год" в соответствии со ставками налога, установленными ст. 284 Главы 25 Налогового кодекса РФ
Налог на доходы физических лиц
"О федеральном бюджете на 2004 год"
Единый социальный налог
100 (в части, зачисляемой в федеральный бюджет)
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
Налог на операции с ценными бумагами
Возмещение инвестором прошлых затрат государства на проведение геолого-разведочных работ
50
50*
"О федеральном бюджете на 2004 год", ст. 20.
по внутренним водным объектам
согласно прил.34 ФЗ от 23.12.03 № 186-ФЗ
ст. 48
Госпошлина за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции
Сумма сбора поступает в доход бюджета, за счет которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности
ФЗ от 08.01.1998 № 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" ст.5
на остальных территориях
85,6
14,4
Плата за пользование водными объектами
Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" от 06.05.1998 № 71-ФЗ, ст.8
Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний
Страницы: 1, 2, 3, 4