Система органов местного самоуправления включает в себя как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную (муниципальную), администрацию, содержание которой обеспечивается из местного бюджета.
2.3. Судебная власть.
Особая роль суда определяется тем, что он арбитр в спорах о праве. Только судебная власть и никакая другая отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан, и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в советское время). Тем самым суд выступает в качестве "сдержки и противовеса" по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенное преимущество по сравнению с законодательством в оперативности приведения правопорядка в соответствии с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет, прежде всего, об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые, в конечном счете, гарантировали бы господство права и справедливости в обществе. 1 Ю.К. Краснов "Российская Государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации" 2001 г..
Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы разобрать права и требования каждой стороны и окончательно поставить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность независимость, коллегиальность.
Таким образом, судебная власть - это независимая специфическая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях спора о праве.
Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов судебной власти могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и другой юрисдикции.
Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» 2 ст. 118 КРФ от 12.12.1993 г... В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:
Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля;
Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
3. Система "сдержек и противовесов".
В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства.
Согласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант КРФ, а также как гарант прав и свобод человека и гражданина. В установленном КРФ порядке Президент принимает меры "по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Согласно со своими полномочиями Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента РФ, назначает выборы Государственной Думы, референдум. Кроме того, Президент выполняет функции, которые в основном являются исполнительно-распорядительными.
Но Президент в своей деятельности руководствуется КРФ и Федеральными законами (его указы и распоряжения не должны противоречить КРФ и федеральным законам). Институт Президентства не может по своей власти стоять выше Парламента. В то же время законодательная и судебная власть РФ подчиняется КРФ и федеральным законам.
В формально-юридическом плане это означает, что суд, как и законодательная власть, являются самостоятельными ветвями по отношению к исполнительной власти и по отношению друг к другу, они оказывают сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга.
Реально же, как показывает опыт практического функционирования властей, обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности, государственные власти не всегда уравновешивают друг друга. В особенности это касается исполнительной и законодательной властей. В отношениях между ними доминирует президентская (исполнительная) власть.
Во взаимоотношении с судебной властью это проявляется в том, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должность судей Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда. 1 Ст. 83 и ст. 128 КРФ от 12.12.1993 г.. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.
В отношении с законодательной властью доминирование проявляется в том, что Президент обладает действенными рычагами управления:
- право роспуска Государственной Думы;
право назначения выборов в Государственную Думу;
право на внесение законопроектов в Государственную Думу;
право "вето" на принимаемые законы.
В то же время законодательная власть обладает рычагами обратного воздействия:
- полномочия Государственной Думы в решении вопроса о доверии Правительству РФ;
- право Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения решить вопрос об отстранении его от должности.
За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность Правительство несет солидарную политическую ответственность, отказ Правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым. Однако потерпевшее поражение Правительство (в целях уравновешивания властей), может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску Парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Предусмотрена возможность привлечения главы государства к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется Государственной Думой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции Верховного Суда РФ и Совета Федерации.
Заключение.
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами но и умеренность, рассредоточенность государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную или тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут сдерживать одна другую, не допускать доминирования одной из них.
Столь сложная схема государственного аппарата 1 Механизм (аппарат) государства - это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями. Под механизмом (аппаратом) государства имеется в виду организационная структура государственной власти, институциональная форма существования государства и осуществления государственной власти. страны определяется тем, что ему присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами. Четкое разделение властей и взаимное сдерживание дает не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония. Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведут к сосредоточению власти в руках одного лица, государственных органов или группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью
Основными формами и направлениями борьбы против традиционных и новых пороков государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государственного; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для государственного аппарата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан и их общественных объединений в борьбе за свои права и законные интересы; повышение уровня правовой культуры граждан; постоянное совершенствование форм и методов государственного и общественного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц.
Принцип разделения властей проведен во всех демократических странах. В то же время в ходе исторического развития этого принципа потребовалось внесение в него корректировок и уточнений. Они касаются двух вопросов:
- власть в государстве должна быть одновременно и разделена, и оставаться целостной, единственной;
- оказалось, что на практике деятельность исполнительных органов не исчерпывается одним лишь исполнением законов. Это более основательная и многообразная управленческая деятельность, связанная с реализацией самого общественного предназначения государства, осуществлением его функций. Вот почему такой острый характер имеет проблема подчиненности и порядка формирования правительства и отсюда проблема выбора между президентской и парламентской формами правления.
Список использованных источников и литературы.
Конституция Российской Федерации / 12 декабря 1993 г.;
ФЗ "об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" / 06 октября 1999 г.;
ФЗ " о судебной системе РФ" / 1999 г.;
ФЗ " о структуре федеральных органов исполнительной власти РФ" / 17 мая 2000 г..
Бачило И.Л. "Исполнительная власть в РФ"/1998 г.;
Краснов Ю.К. "Российская Государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации" /2001 г.;
Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.;
Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2001 г.;
Нерсесянц В.Н. "Теория государства и права"/2001 г.;
Петрухин И.Л. "Судебная власть"/2003 г..
Страницы: 1, 2, 3, 4