Рефераты. Прокуратура РФ и её роль в надзоре за исполнением законов

Прокурор проверяет законность и обоснованность вынесенного следователем постановления о приостановлении производства предварительного следствия. Постановление должно быть мотивированным, его содержание и реквизиты должны отвечать требованиям закона (ст.195 и 196 УПК РФ) и приказа Генерального прокурора Российской Федерации N 31 от 29 июня 1994 г. "О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении".

В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации N 10 от 21 февраля 1995 г. прокуроры обязаны систематически, не реже одного раза в квартал осуществлять проверку исполнения требований закона о мерах по установлению лиц, совершивших преступление, анализировать причины и условия, способствовавшие преступнику избежать привлечения к уголовной ответственности за содеянное.

Практика свидетельствует о том, что прокуроры, как правило, немедленно после вынесения следователем постановления о приостановлении производства предварительного следствия, получив копию этого постановления, проверяют его законность и обоснованность. Если указанное постановление незаконно или необоснованно, прокурор своим постановлением отменяет его.

После приостановления предварительного следствия следователь в соответствии с требованием закона (ст.197 УПК РФ) обязан как непосредственно, так и через органы дознания принимать меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Однако далеко не все следователи строго выполняют данное предписание закона, перелагая исполнение своих функций на оперативно-розыскные органы.

В этой связи прокурору надлежит проверить: составлен ли план работы следователя и деятельности оперативно-розыскных органов по раскрытию преступления (обычно такие планы готовятся следователем совместно с оперативно-розыскными органами); установлено ли взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами; контролируются ли следователем и руководителями оперативно-розыскной службы выполнение намеченных оперативно-розыскных мероприятий.

Предметом самостоятельной прокурорской проверки является эффективность деятельности оперативно-розыскных служб по установлению лица, совершившего преступление и подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Прокурор, проверяя журнал оперативно-поисковых дел и все иные материалы, связанные с указанной деятельностью, обращает особое внимание на круг намеченных этими органами мероприятий, на своевременность их выполнения; на порядок информирования следователя о полученных сведениях, как это предусмотрено законом (ст.119 УПК РФ); на наличие должного контроля за выполнением намеченных мероприятий со стороны руководителей оперативно-розыскных органов.

Прокурор проверяет своевременность возобновления производства предварительного следствия после того, как будет установлено лицо, совершившее преступление. На основании ст.198 УПК РФ следователь, возобновив производство предварительного следствия, обязан немедленно приступить к выполнению необходимых процессуальных действий: задержанию и аресту подозреваемого, предъявлению обвинения, допросу потерпевших и свидетелей, назначению и проведению экспертизы и т.д.

Согласно ч.5 ст.195 УПК РФ, приостановленное производством уголовное дело может быть прекращено по истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности. Продолжительность такого срока, по общему правилу, зависит от санкции той статьи УК РФ, по которой квалифицируется конкретное преступление (ст.78 УК РФ). Следователь процессуально самостоятелен при вынесении постановления о прекращении уголовного дела производством: санкция или согласие прокурора на это не требуются. Однако в данном случае не только не исключается, а, наоборот, предполагается строгий и четко организованный прокурорский надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовных дел. Прокурору надлежит проверить полноту и объективность проведенных по уголовному делу следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, правильность исчисления сроков давности уголовного преследования, правильность составленного по уголовному делу постановления о прекращении уголовного дела производством.

Как отмечалось, проверяя прекращенные уголовные дела, прокурор обязан обратить внимание на правильность составленного по этому поводу постановления: его содержание, структура, реквизиты должны соответствовать требованию закона (ст.208 - 209 УПК РФ). Копию такого постановления в каждом случае следует направлять прокурору. Прокурор, признав прекращение уголовного дела производством законным и обоснованным, должен истребовать из оперативно-розыскных органов оперативно-поисковое дело, проверить его и дать указание о прекращении осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Начиная с 1992 г., когда деятельность оперативно-розыскных органов получила законодательную регламентацию, результаты этой деятельности стали шире и более эффективнее использоваться органами дознания и предварительного следствия при раскрытии и расследовании преступлений. Оперативные сведения предоставляются органам дознания и предварительного следствия на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такой порядок установлен ведомственными нормативными актами.

Определяя процессуальное значение результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий в раскрытии и расследовании преступлений, Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" 1995 г. предусматривает, что "результаты оперативно-розыскной деятельности могут... использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств" (ч.2 ст.11). В отличие от ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности 1992 г., согласно которому результаты оперативно-розыскной деятельности рассматривались в качестве самостоятельного доказательства (ст.69 УПК РФ), Закон 1995 г. устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности приобретают характер доказательства по уголовным делам после соответствующего их процессуального оформления.

Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, могут быть использованы в качестве доказательства только после их проверки следственным путем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Например, по поручению следователя оперативно-розыскные органы произвели прослушивание телефонных переговоров обвиняемого, вымогавшего у потерпевшего взятку за выполнение какой-либо акции, выгодной потерпевшему. Телефонные переговоры были зафиксированы на магнитной ленте, которая была передана следователю. Содержание зафиксированных переговоров следователь должен проверить путем допросов обоих абонентов - обвиняемого и потерпевшего. Лишь после этого магнитная лента будет признана доказательством и приобщена к уголовному делу (ст.69 УПК РФ).

Прежде чем признать сведения, полученные оперативно-розыскным путем, доказательством по уголовному делу, следователь и прокурор должны убедиться в их достоверности. Затем определяются процессуальное значение упомянутых сведений и их отношение к конкретному уголовному делу. После этого намечается процессуальный порядок оформления таких сведений в виде доказательства. При этом не подлежат расшифровке действия оперативно-розыскных органов и лица, оказавшие содействие названным органам на конфиденциальной основе.

Если принято решение о процессуальном оформлении сведений, полученных оперативно-розыскными органами, в качестве доказательства по уголовному делу, то прокурор совместно со следователем, а при необходимости и с руководителем оперативно-розыскного органа, должен решить вопрос о приобщении к уголовному делу итоговых документов в виде справок, протоколов или актов. Помимо этого, если важное доказательственное значение имеют средства осуществленного мероприятия, то следует решить вопрос о приобщении к уголовному делу полученных результатов. В данном случае речь чаще всего идет о видео- и аудиозаписи, кино-и фотосъемке, записях на магнитную пленку.

Тактика и методика прокурорского надзора за соблюдением закона о розыске обвиняемого, когда он скрылся от следствия либо суда или когда по иным причинам не установлено его местопребывание (ч.1 ст.195 УПК РФ), содержит в себе много общего с деятельностью прокурора по раскрытию преступления и установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ч.3 ст.195 УПК РФ), о чем шла речь ранее. Поэтому мы остановимся на тех особенностях в надзорной деятельности прокурора, которые характерны для этой категории уголовных дел.

Розыск скрывшихся обвиняемых в деятельности следователей и оперативно-розыскных органов занимает значительное место: достаточно сказать, что начиная с 1992 г. ежегодно скрываются от уголовного преследования свыше 50 тыс. обвиняемых. Причем из года в год возрастает число лиц, остающихся безнаказанными, поскольку разыскивается и привлекается к уголовной ответственности менее 20% из тех, на кого объявлен местный или общероссийский розыск. Большинство скрывшихся преступников - это лица, безусловно уличенные в совершении тяжких и особо опасных преступлений. Среди них есть и обвиняемые, ранее судимые и даже признанные особо опасными рецидивистами. Установить место нахождения скрывшихся преступников трудно прежде всего из-за того, что указанные лица без всяких препятствий меняют место жительства, приобретают фальшивые документы, а некоторые из них укрываются в странах ближнего и дальнего зарубежья, откуда их этапировать весьма сложно.

Решение о приостановлении предварительного следствия следователь принимает самостоятельно, санкции или согласия прокурора на принятие следователем этого решения тоже не требуется. Приостановление производства по уголовному делу не освобождает следователя от выполнения процессуальных действий по его розыску (ст.196 УПК РФ). Следователь вправе поручить производство розыска обвиняемого оперативно-розыскным органам, давая соответствующие поручения и указания и отразив их или в постановлении о приостановлении предварительного следствия, или в специально вынесенном по этому поводу постановлении. Прокурор санкционирует проведение по уголовному делу оперативно-розыскных действий для розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда.

Постановление о приостановлении предварительного следствия может быть вынесено следователем по истечении установленного законом (ст.133 УПК РФ) срока на его производство. В отдельных случаях розыск обвиняемого может быть объявлен еще до окончания предварительного следствия, в связи с чем следователь вправе воспользоваться помощью оперативно-розыскных органов. До приостановления производства предварительного следствия следователь обязан выполнить все необходимые процессуальные действия. Генеральный прокурор Российской Федерации в Приказе N 31 от 29 июня 1994 г. требует от подчиненных прокуроров обращать особое внимание на то, что следователи и оперативно-розыскные органы не должны бездействовать при розыске преступников, необоснованно приостанавливать и прекращать уголовные дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.