ПЛАН
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.
В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотой середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.
Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
1. Происхождение и сущность государства
1.1. Власть и общество: понятие, взаимосвязь
Понятие «общество» можно рассматривать в различных аспек-тах:
-- как население конкретного государства;
-- как определенный этап исторического развития;
-- как определенный коллектив людей.
Общество как население конкретного государства можно оп-ределить как объединение людей, проживающих на определенной территории, имеющих общий язык, культуру, гражданство и т.п. (например, российское общество).
Общество как определенный этап исторического развития представляет собой совокупность людей, объединенных производственными или иными отношениями конкретной исторической эпо-хи (например, феодальное общество).
Общество как определенный коллектив, группа представляет собой объединение людей на основе конкретных общих интересов, потребностей, целей и т.п. (например, общественная организация, группа студентов).
Таким образом, общество в широком смысле можно опреде-лить как форму объединения людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих между собой.
Любой более или менее организованной общности людей свой-ственны властные отношения. Власть существует в любом обще-стве, поскольку выступает одним из главных организующих фак-торов. Существуют различные аспекты трактовки власти1.
В широком понимании власть -- это способность управлять и подчинять с помощью определенных средств воздействия.
Основными компонентами власти выступают:
1) субъект управления;
2) объект управления;
3) средства воздействия;
4) сам процесс реализации власти.
Властеотношения всегда являются двусторонними (субъект-объект). Важной характеристикой субъекта власти является его стремление властвовать, которое он осуществляет с помощью при-каза, распоряжения, выражая таким образом свою волю. Объект власти подчиняется воле, выраженной в приказе, распоряжении. Взаимоотношения между субъектом и объектом власти регулиру-ются определенными нормами поведения (правовыми, моральны-ми, религиозными, и т.д.).
Источниками власти могут выступать: сила, социальное по-ложение, авторитет, опыт, материальные ресурсы, и т.д. Средства-ми воздействия, обеспечивающими исполнение воли субъекта вла-сти, являются меры убеждения, поощрения, наказания.
Существуют различные основания классификации власти по видам. В зависимости от формы организации общества можно выделить такие виды власти, как: первобытная, государственная, власть на работе, в семье, и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существова-ние любого вида общества без власти невозможно, поскольку именно такая категория, как власть, обеспечивает организацию и функцио-нирование данного общества.
1.2. Особенности организации общества при первобытнообщинном
строе.
Первобытное общество -- первый этап организации человечес-кого общества. Первобытный строй определяется как общинный, поскольку для него характерны следующие черты:
-- люди объединялись в группы, поскольку в тех экономических условиях человек не мог прожить в одиночку;
-- средства производства, труд и его результаты были общими;
-- все члены первобытного общества имели равное социальное положение: между ними не было классового, имущественно-го и иного неравенства.
Первоначально люди объединялись в большие группы, пред-ставляющие собой первобытное стадо. Такому обществу были свойственны полигамные семейные отношения, т.е. беспорядоч-ные половые связи между его членами. Постепенно возникает бо-лее устойчивая форма организации первобытного общества -- ро-довая община.
Род основывается на кровных связях между его членами, общ-ности их интересов и совместном труде. Продукты, полученные в результате коллективного труда, являются их общей собственнос-тью. Развитие экзогамных отношений, при которых допускалась брачная связь только между членами различных родов, явилось результатом осмысления обществом негативных последствий кро-восмешения и отказа от создания потомства между кровными род-ственниками.
Развитие брачных отношений между представителями различ-ных родов ведет к установлению своеобразных братских отношений между такими родами и объединению их в племя. Таким обра-зом, постепенно роды объединяются в более крупные образования -- племена, которые в свою очередь образуют союзы племен. Образо-вание племенных объединений явилось этапом, предшествующим формированию государства.
1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе
Для того чтобы ответить на вопрос, почему и как возникло государство и право, необходимо изучить власть и нормы поведе-ния, существовавшие в первобытном обществе.
Для родового строя была характерна первобытная демокра-тия, которая характеризуется:
-- социальным равенством всех членов рода;
-- правом на участие в управлении всех взрослых членов рода независимо от пола;
-- большой ролью общего собрания рода.
Таким образом, первобытная организация власти имела обще-ственный характер, поскольку все важнейшие вопросы решались на общем собрании рода. В государстве власть носит публично-по-литический характер, так как наиболее важные решения принима-ются и обеспечиваются специально уполномоченными государствен-ными органами.
Решения общего собрания являлись обязательными для всех. К нарушителю применялись такие меры, как убеждение и, в ред-ких случаях, принуждение. Поэтому не требовалось специального аппарата управления и принуждения, что является непосредствен-ным атрибутом государства.
Родовые собрания избирали старейшин, вождей, военачаль-ников на основе их личностных качеств: авторитет, мужество, опыт, и т.д. Власть в первобытном обществе, основанная на авторитете, называется потестарной.
При объединении родов в племя структура власти усложняет-ся, появляются централизованные органы власти -- племенной совет, совет старейшин, вождь племени, и т.д. Для решения важных дел племени собирался совет старейшин, который затем представ-лял свои решения на рассмотрение общего собрания племени.
Страницы: 1, 2, 3, 4