предусматривающая анализ условий выполнения инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов, и анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже областного имущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках средств, используемых при оплате);
в) выполнение новым собственником взятых обязательств, которое включает в себя разработку системы показателей постприватизационного развития предприятий с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов и контроль за обязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развития предприятий. Постприватизационный контроль государства должен сопровождаться постприватизационной поддержкой предприятий.
Такая поддержка может включать в себя:
-государственную поддержку квалифицированными кадрами;-консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг;
-организационную поддержку, оказываемую предприятиям при освоении новой продукции и заполнении новых ниш на соответствующем рынке.
3.2 Прогнозный план приватизации государственного имущества Ростовской области
Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Ростовской области на 2007 год (далее - Программа приватизации) разработан в соответствии с требованиями Областного закона от 18 июля 2002 года № 255-ЗС «О приватизации государственного имущества Ростовской области», бюджетного законодательства. Программа приватизации базируется на основных подходах, определенны Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и направлена на реализацию задач, сформулированных в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области, утвержденной постановлением Главы Администрации Ростовской области от 11 октября 2000 года № 388.
Основными задачами приватизации государственного имущества Ростовской области в 2007 году как части формируемой в условиях рыночной экономики системы управления государственным имуществом являются:
· приватизация государственного имущества Ростовской области, не задействованного в обеспечении государственных функций (полномочий) Ростовской области;
· обеспечение поэтапного сокращения числа областных государственных унитарных предприятий;
· формирование доходов областного бюджета.
Основным принципом формирования Программы приватизации является обеспечение максимальной бюджетной эффективности приватизации каждого объекта государственного имущества Ростовской области, которая будет достигаться за счет принятия индивидуальных решений о способе и начальной цене приватизируемого имущества на основании анализа складывающейся экономической ситуации, проведения полной инвентаризации и независимой оценки имущества, аудиторской проверки областных государственных унитарных предприятий.
Планируемые поступления в областной бюджет от приватизации государственного имущества Ростовской области предполагается обеспечить за счет продажи иного государственного имущества Ростовской области.
На 1 августа 2006 года Ростовская область является собственником имущества 134 областных государственных унитарных предприятий, акционером 15 акционерных обществ и участником 2 обществ с ограниченной ответственностью (без учета включенных в программу приватизации на 2006 год), а также собственником 240 объектов недвижимого имущества государственной казны Ростовской области.
Согласно Программе приватизации предполагается приватизировать одно областное государственное унитарное предприятие, а также два объекта иного государственного имущества Ростовской области.
Распределение областных государственных унитарных предприятий и хозяйствующих субъектов, акции и доли которых находятся в государственной собственности Ростовской области, по отраслям экономики указаны в таблице 1.
Таблица 1 - Государственные унитарные предприятия и хозяйствующие субъекты, находящиеся в государственной собственности Ростовской области
Наименование отраслей экономики
Количество областных государственных унитарных предприятий
Количество хозяйствующих субъектов с участием Ростовской области
всего
включенных в Программу приватизации
Агропромышленный комплекс
3
-
1
Дорожное хозяйство
36
Строительный комплекс
Транспорт и связь
2
Промышленность
Топливно-энергетический комплекс
Непроизводственная сфера
89
11
Итого
134
17
Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Донэнерго» предусматривается преобразовать в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого будут находиться в государственной собственности Ростовской области с целью сохранения контроля за его деятельностью и возможностью участия в управлении преобразованным предприятием.
Объекты недвижимости, предлагаемые к приватизации в 2007 году, представляют собой недвижимое имущество государственной казны Ростовской области.
В результате реализации Программы приватизации количество областных государственных унитарных предприятий снизится на 0,7 процента, количество объектов недвижимого имущества государственной казны Ростовской области - на 0,8 процента.
Исходя из оценки прогнозируемой стоимости предлагаемых к приватизации объектов в 2007 году ожидается поступление в областной бюджет доходов от приватизации государственного имущества Ростовской области в размере не менее 800 тыс. рублей, в том числе от продажи недвижимого имущества государственной казны Ростовской области - 800 тыс. рублей.
Перечень областных государственных унитарных предприятий, которые планируется приватизировать в 2007 году указан в таблице 2. Перечень иного государственного имущества Ростовской области, которое планируется приватизировать в 2007 году рассмотрен в таблице 3.
Таблица 2 - Областные государственные унитарные предприятия, которые планируется приватизировать в 2007 г.
Наименование и местонахождение областного государственного унитарного предприятия
Среднесписочная численность работников на 01.01.2006 (чел.)
Стоимость основных средств на 01.01.2006 (тыс. рублей)
Сроки приватизации, квартал 2007 года
Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Донэнерго»,г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 162
5 726
3 396 882
IV
Таблица 3 - Государственное имущество области, которое планируется приватизировать в 2007 г.
Наименование государственного имущества Ростовской области, его местонахождение
Занимаемая объектом площадь, (кв.м)
Балансовая стоимость объекта на 01.01.2006, (тыс.рублей)
1. Нежилое здание, г. Шахты, ул. Белгородская, д. 2
900
42,2
2. Подвальное помещение АБК, г. Шахты, ул. Белгородская, д. 2
700
20,0
Заключение
В заключении проведенного исследования на тему приватизации государственного имущества можно сделать определенные обобщающие выводы.
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Естественно, что стерж-нем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ рефор-ма собственности в самом широком смысле в пере-ходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" прива-тизации начинается формирование действительно эф-фективной системы прав собственности. Приватизация -- коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предприниматель-ство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности -- государственной, коллектив-ной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной про-дукции.
В России процесс приватизации был особенно сложен, он начался в период не только перестроения экономики, но и перехода от одного политического строя к другому. Поэтому первый этап приватизации был близок к провальному. Действительно, приватизация проводилась без особых знаний в этой области, что и привело к не самым лучшим результатам. Появилась огромная разница в финансовом благополучии между различными слоями общества, причем резко увеличился контраст между самыми богатыми и самыми бедными гражданами. Не стоит наверно доказывать, что этот этап не привел к главной поставленной ему задаче - к распределению имущества между эффективными собственниками. Процветавшая в тот период коррупция не дала возможность рационально передать во владение государственное имущество тем юридическим и физическим лицам, которые могли бы эффективно им распоряжаться. Однако уже на втором этапе происходит перераспределение имущества с целью передачи его в эффективное пользование. Начали разрабатываться и приниматься различные законы и нормативно-правовые акты для регламента процесса приватизации.
На данном этапе можно сказать следующее, что к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества. Однако можно с уверенностью сказать, что несмотря на то, что за последнее время приватизация в России приобрела более законный и четкий характер, существует еще целый ряд нерешенных проблем, которые обязательно должны быть устранены в ближайшем будущем, для того, чтобы экономика могла дальше гармонично и эффективно развиваться. В то же время, надо отметить и то, что первичная цель, которая была поставлена, достигнута и
главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.
Список литературы
1. Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества » №178-ФЗ от 21.12.2001
2. Областной Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества Ростовской области» №255-ЗС от 18.07.2002
3. Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества ростовской области на 2007 год
4. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации. - М.: Юстицинформ, 2002 Ч1.
5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
6. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. Российская газета от 25 декабря 1993 года
7. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для ВУЗов: 5-е издание. - М: НОРМА, 2004 год
8. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6