Рефераты. Принципы разделения властей как основа построения системы органов правового государства

.

2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

2.1 Основное содержание принципа разделения властей

Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание.

«Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей».

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности Марченко М. Н. Общая теория государства и права. - М.: Зерцало, 1998, С. 315..

При разделении властей исполнительные, законодатель-ные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролиру-ют друг друга и препятствуют опасной для демократичес-ких процессов концентрации власти в руках представите-лей какой-либо одной ее ветви. Исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с законодательными институтами, т. е. органами народного представительства: отчитываться перед ними, а если речь идет о парламентских республиках, то получать от них мандат на осуществление своих функций. В то же время уже на ранних стадиях разработки правовых актов парла-менты согласовывают их содержание с правительственны-ми инстанциями.

В президентских республиках глава государства имеет право наложить вето (запрет) на те или иные законода-тельные акты или требовать их доработки. В свою очередь, парламент способен затормозить и даже отменить какие-то решения исполнительной власти. В разных государствах конкретное содержание, особенности функционирования системы разделения властей отличаются друг от друга, но долгая практика их взаимодействия и обоюдного контроля способствовала становлению достаточно эффективно дей-ствующего правового и административного механизма со-гласования и координации их действий.

В правовом государстве значительные функции падают на долю судебной власти. Без полнокровной и независи-мой судебной власти невозможно ни разделение властей, ни существование самого правового государства.

В развитых странах надзор за соблюдением конститу-ции, соответствием ей актов законодательной и исполни-тельной власти возлагается либо на специально создава-емый орган, либо на организационно обособленное само-стоятельное судебное учреждение Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997..

Во Франции эти функции выполняет Конституционный совет. Он следит за правомочностью действий президента и парламента, свидетельствует соответствие конституции международным договорам и соглашениям, разрешает спо-ры, связанные с национальными выборами и референду-мами. В Конституционный совет могут обращаться поли-тические партии, профсоюзы, местные органы власти, если они не согласны с тем или иным решением государствен-ных органов, если, по их мнению, нарушен основной закон государства. Конституционный совет обязан давать ответы на подобные обращения в определенный срок. Причем в этом ответе должно содержаться ясное и недвусмыслен-ное юридическое обоснование правомочности или непра-вомочности того или иного решения, договора или закона. '' В последнем случае государственные органы обязаны или отменить, или внести соответствующие коррективы в ранее принятое решение.

Еще более широкими полномочиями обладает Феде-ральный конституционный суд в ФРГ. Своими решениями, которые обязательны для всех государственных органов федерации и земель, он регулирует принципиальные вопро-сы политической жизни страны. Конституционный суд на-делен правом толкования основного закона при возникно-вении споров об объеме прав и обязанностей федерации и земель, разрешения высказанных федеральным прави-тельством, правительствами земель или бундестагом сомнений в соответствии федерального права и прав земель основному закону.

В США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд. Про-верка конституционности принимаемых законодательных актов и действий администрации служит логическим раз-витием системы «сдержек» и «противовесов», призванной блокировать любые проявления политического экстремиз-ма и попыток чрезмерной концентрации власти.

2.2 Парламенты в разных странах

Высшим законодательным органом государства явля-ется парламент -- общенациональный представительный, институт, избираемый в современных демократических странах на началах всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования.

В средние века представительные собрания имели три палаты по числу сословий (духовенство, дворянство и третье сословие). В Англии духовенство требовало для себя права самостоятельно определять порядок налогооб-ложения и в работе парламента участия не принимало, а представители высшего духовенства как крупные земель-ные собственники заседали вместе с дворянством. В результате английский парламент сложился как двух-палатный.

В настоящее время парламенты состоят, как правило, из двух палат.

В федеративных государствах наличие двух палат поз-воляет сочетать принцип представительства населения страны в целом с представительством земель, штатов или иных административно-территориальных образований, входящих в состав федерации. В США, во Франции создание двух палат в парламенте выражало стремление господствующих слоев ввести дополнительные сдерживаю-щие начала внутри самой законодательной власти, не до-пустить «чрезмерного демократизма» законодателей.

Нижние палаты парламентов формируются посредст-вом выборов, способы формирования верхних палат более многообразны. В Англии в верхнюю палату парламента -- палату лордов -- входят наследст-венные пэры, пожизненные, не передающие свой титул по наследству пэры и высшие иерархи англиканской церкви. По язвительному замечанию одного из парламентариев, в Англии «палата лордов -- пример тому, как надо заботиться о престарелых». В США в сенат -- высшую палату Конгресса избираются по два представителя от каждого штата независимо от численности населения США: Конституция и законодательные акты / Пер. с англ. Сост. В. И. Лафитский; Под ред. О. А. Жидкова. М., 1993.. В ФРГ де-путаты высшей палаты назначаются правительствами земель. В большинстве случаев на выборах в верхнюю па-лату применяется система многоступенчатых, непрямых выборов. Депутаты частично избираются, а частично на-значаются или получают место в верхней палате по на-следству.

Во многих странах разделение властей законодатель-но предусматривает лишение определенной категории лиц права быть избранными в парламент. Обычно это правило распространяется на государственных служащих, лиц, со-стоящих в вооруженных силах, судей. Той же цели -- обеспечить независимость депутата, не допустить оказа-ния на него нажима со стороны исполнительной власти служит и запрещение (с незначительными исключениями) членам парламента в течение срока действия их полномо-чий занимать должность на государственной службе и в частных фирмах Конституции зарубежных государств: учебное пособие. М., 1997..

С тем чтобы обеспечить материальную независимость парламентариев, им выплачивается денежное вознаграж-дение, зачастую соответствующее жалованью государст-венных служащих высокого ранга. В бюджете предусмат-риваются и специальные ассигнования на оплату труда помощников законодателей, экспертов, разрабатываю-щих рекомендации для парламентских комитетов, сотруд-ников аналитических и информационных служб парла-мента, технических служащих.

Среди политологов, как и в общественном мнении демо-кратических стран, существуют две точки зрения относи-тельно того, насколько зависим депутат от поддерживаю-щих его на выборах избирателей. Одни политологи счита-ют, что депутат жестко связан с избирателями обязатель-ствами его предвыборной программы и должен поддержи-вать с ними постоянные контакты, выражать в парламен-те их мнения, взгляды, настроения. Другие видят в депу-тате скорее доверенное лицо, которому избиратели предо-ставляют право защищать в законодательном органе их интересы и.действовать, полагаясь на собственные знания, опыт, здравый смысл. В большинстве стран не существует права отзыва депутата, а свое отношение к его деятель-ности избиратели имеют возможность выразить в день вы-боров, не переизбрав его на новый срок, если он не оправ-дал их доверия. В период же выполнения обязанностей депутат рассматривается как представитель интересов страны, народа, а не только своих избирателей и потому не должен подвергаться с их стороны угрозе досрочного прекращения полномочий.

Руководство деятельностью законодательного собрания (парламента) осуществляет выбираемый парламентария-ми (партией большинства или по соглашению правящей партии и оппозиции) спикер -- председатель палаты и его заместители или коллегиальный орган. Председателем верхней палаты в США и некоторых других странах явля-ется вице-президент страны или, как в Великобритании, лорд-канцлер. Спикер палаты регулирует ход прений, ко-ординирует работу парламентских комитетов и комиссий, представляет парламент на международной арене.

Для эффективной организации работы парламента в нем из числа депутатов создаются постоянные комитеты, подкомитеты, комиссии Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.. В большинстве стран -- в Авст-рии, Италии, США, Швеции и многих других -- комитеты имеют специализированный, «отраслевой» характер. Важ-нейшие из них -- комиссии по бюджету, промышленности, труду и социальному обеспечению, юстиции, обороне, ино-странным делам. Работа в специализированной комиссии, знакомство с рекомендациями и заключениями экспертов дают депутату возможность стать знатоком определен-ной отрасли государственного управления, квалифициро-ванно оценивать представляемые законопроекты, устанав-ливать постоянные и тесные контакты с руководством со-ответствующих министерств и контролировать их деятель-ность. Оборотной стороной «профессионализации» парла-ментариев становится сужение круга лиц, причастных к подготовке важнейших законодательных решений, посколь-ку палата обычно следует рекомендациям комиссий и при-нимает одобренные ими документы. В парламенте Вели-кобритании и законодательных органах стран, испытав-ших влияние английской парламентской традиции и прак-тики, постоянные комитеты не имеют специализированного характера, они создаются для рассмотрения конкретных законопроектов и после того, как билль принят или окон-чательно отклонен парламентом, распускаются.

Сторонники разделения властей отводят парламенту главенствующее положение в системе законодательных, судебных и исполнительных органов государственного управления, относя к его компетенции сферу законода-тельства и тем самым предоставляя ему право определять границы деятельности исполнительной и судебной власти. На практике исполнительная власть активно участвует в законодательном процессе, особенно на стадии внесения законопроекта, когда инициатива часто принадлежит пра-вительству. Представленный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях и только в случае принятия законодателями обретает силу закона.

Исторически законодательным полномочиям парламен-та предшествовало завоеванное им в борьбе с королевской властью право утверждать налоги, а затем и определять порядок расходования полученных денежных средств. Свои права в области государственных финансов парламенты сохраняют и сегодня. Правительство готовит проект бюд-жета и представляет его в парламент, который разрешает администрации расходование выделенных сумм.

Важным инструментом контроля за деятельностью ис-полнительной власти, находящимся в распоряжении парла-мента, является его право одобрять и ратифицировать заключенные правительством международные договоры и соглашения Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М.: “Юрист”, 1995, - С. 326..

И, наконец, парламенты многих стран обладают пра-вом возбуждать обвинение против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности, если они своими действиями нанесли ущерб интересам страны Иностранное конституционное право / Под ред. В. В. Маклакова. М., 1996..

2.3 Разделение властей в Российской Федерации

Конституция РФ. Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления Конституция Российской Федерации. Юридическая литература, 2005, С. 5.. Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека -- обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное Собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

Президент. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия.

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.