3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) введение и отмена местных налогов и сборов, определение конкретных ставок и предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования;
7) принятие решения о проведении местного референдума.
Обратимся к конкретным уставам муниципальных образований.
Как правило, эти полномочия перечисляются в Уставах, а затем следует перечень дополнительных полномочий. Каковы же они? Прежде всего они связаны с внесением изменений в Устав, контролем за его исполнением; определением и избранием своего внутреннего состава и структуры; определением Регламента заседаний Совета; утверждением структуры исполнительного аппарата и заместителя главы администрации. Т.е. налицо организационно-распорядительные полномочия.
К следующей группе полномочий относятся полномочия в сфере финансов и бюджета -
«утверждение положений о порядке образования внебюджетных фондов муниципального округа, образование целевых внебюджетных фондов, утверждение смет их расходов и контроль за использованием средств фонда;
определение направления использования средств бюджета муниципального округа;
распоряжение свободными остатками средств бюджета муниципального округа, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
утверждение положения о бюджетном процессе в муниципальном округе в соответствии с законодательством;» "Устав Муниципального образования Невская застава"
Следующая группа полномочий связана с административно-хозяйственной деятельностью. Это могут быть в частности:
утверждение программ, порядка и условий приватизации объектов муниципальной собственности;
установление тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
утверждение правил размещения муниципального заказа и др. "Устав муниципального образования муниципального округа № 50"
Также могут быть и иные полномочия. Например,
создание муниципальных предприятий, учреждений и организаций, а также принятие решений о их реорганизации и ликвидации;
определение в соответствии с законодательством порядка межмуниципальных и международных связей муниципального образования;
обобщение инициатив и просьб жителей муниципального образования и
осуществление контроля за их реализацией; "Устав муниципального образования муниципального округа № 28 Санкт-Петербурга" (Принят решением Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа № 28 Санкт-Петербурга, протокол № 5 от 19 марта 1998 г.) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
Положение п. 2 ст. 49 Федерального закона РФ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставы муниципальных образований, как правило, воспроизводят в своих текстах, не конкретизируя.
Итак, полномочия представительного органа местного самоуправления вытекают из положений федеральных законов, законов субъектов, и закрепляются в уставах, конкретизируясь. В основном, это вопросы местной жизни: бюджет, налоги, хозяйственная деятельность, а также регулирование организационных вопросов самого представительного органа.
Рассмотрев кратко правовые основы организации работы представительного органа местного самоуправления на федеральном и региональном, и, затронув более подробно регулирование в этой области на местном уровне (на примере уставов муниципальных образований г. Санкт-Петербурга) можно сделать выводы:
В настоящее время действует достаточно четкая иерархия нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы местного самоуправления - от Конституции Российской Федерации до актов местных органов. Главный здесь вопрос - соответствие актов более низшего уровня высшему. Рассмотрев некоторые уставы муниципальных образований г. Санкт-Петербурга, как представляется, они соответствуют федеральному законодательству и законодательству Санкт-Петербургу, прежде всего Уставу г. Санкт-Петербурга.
Представительным органом местного самоуправления в г. Санкт-Петербурге является совет муниципального округа, состоящий из депутатов, избираемых населением муниципального образования, обладающим избирательным правом, на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Численный состав муниципального совета определяется уставом муниципального образования.
В структуру совета входит председатель - глава муниципального округа и заместитель председателя Совета, председатели постоянных комиссий, создаваемых депутатами, а также иные органы и должностные лица. К полномочиям совета относятся составляющие исключительную компетенцию муниципального совета и дополнительные, определяемые каждым муниципальным советом самостоятельно. Порядок проведения заседаний совета также регулируется уставами. Принимаемые по вопросам его компетенции акты совета муниципального округа именуются постановлениями.
В заключение хочется отметить, что с принятием и вступлением в силу нового закона о местном самоуправлении, регулирование муниципальных правоотношений будет только совершенствоваться.
1. Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» С последующими изменениями.//Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. № 35, ст. 3506.
2. Закон Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18 июня 1997. С последующими изменениями.// Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, 31 июля 1997 г., № 7-8, стр. 3-24.
3. "Устав Муниципального образования Невская застава" (утв. постановлением Совета муниципального округа № 49 г. Санкт-Петербурга от 16 апреля 1998 г.) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант»
4. "Устав муниципального образования муниципального округа № 50" (Принят решением Муниципального Совета муниципального округа № 50) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант»
5. Устав Муниципального образования муниципального округа № 59" (Принят Постановлением Муниципального Совета Муниципального образования, расположенного в Муниципальном округе города Санкт-Петербурга 19 мая 1998 г. Протокол № 9) .) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант»
6. "Устав муниципального образования муниципального округа № 54" (принят Муниципальным советом Муниципального округа № 54 постановление от 22 апреля 1998 г. № 9). Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
7. Устав Муниципального образования Муниципального округа № 13 (принят постановлением Муниципального совета Муниципального округа № 13 от 8 июля 1998 г. № 13) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
8. "Устав муниципального образования муниципального округа № 28 Санкт-Петербурга" (Принят решением Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа № 28 Санкт-Петербурга, протокол № 5 от 19 марта 1998 г.) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
9. «Устав муниципального образования муниципального округа № 34» (Принят Постановлением Муниципального Совета Муниципального округа № 34 24 февраля 1998 года) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
Учебная литература:
10. Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства//Российская юстиция. 1996. № 6.
11. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Изд-во «НОРМА», 1996.
12. Пылин В.В. Основы местного самоуправления. Учеб. пос. - СПб., 1998.
Страницы: 1, 2