Рефераты. Правовое неравенство

Правовое неравенство

35

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Правовое равенство 6
  • 2. Понятие неравенства 8
  • 3. Проблемы неравенства в Конституции РФ 9
  • 3.1. Проблемы неравенства в отдельных отраслях российского права 27
  • 4. Правовые способы преодоления неравенства 31
  • Заключение 34
  • Список используемой литературы 36

Введение

Положение о равенстве перед законом и судом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Это положение устанавливает юридическое (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих обстоятельств - от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Установление юридического равенства независимо от указанных факторов есть результат социального прогресса, преодоление человеческой цивилизацией прямого признания неравенства людей (как по закону, так и фактически) по признакам социального происхождения, принадлежности к той или иной религии, в зависимости от цвета кожи, по полу и т.д.

Приходится между тем признать, что разработке проблем равенства и равноправия в теории государства и права вообще уделяется мало внимания, хотя достижение реального равноправия, не говоря уже о равенстве людей, - процесс сложный и многоплановый, развитие которого зависит от целенаправленного развития гражданского общества, важной составной частью которого является государство.

Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категорий равенства и неравенства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие неравенства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике.

Отдельные стороны проблемы правового неравенства неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты правового неравенства разрабатывали такие ученые, как Бондарь Н.С., Мальцев Г.В., Козюк М.Н. и др.

В работе используются работы ученых-правоведов, таких как Будаев К.А., Серкова В.В., Гибенникова О.А. и др.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы правового неравенства, проведенный по следующим направления:

всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования институтов равенства и неравенства;

рассмотрение проблем применения права в области обеспечения равенства.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

выявить тенденции развития норм о правовом равенстве в российском законодательстве с учетом опыта других стран;

определить содержание правового неравенства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

рассмотрение проблем реализации норм и принципов международного права в области равенства прав и свобод человека.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Объектом научного анализа настоящей работы является институт правового неравенства как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне международном, судебной практики.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты правового неравенства в рамках цели и задач исследования.

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.

Нормативную основу составили: Конституция РФ, Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212. федеральное законодательство, затрагивающее вопросы правового неравенства, положения международных нормативных актов. Судебная практика представлена разъяснениями Пленума Верховного Суда, решениями федеральных судов.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа правого неравенства.

1. Правовое равенство

Принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства. Он как политический принцип был известен еще в Древней Греции.

Одним из наиболее ярких выразителей идеи равенства явился Ж.-Ж. Руссо, провозгласивший, что все люди рождаются свободными. Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: В 3 т. - Т. 2. - М., 1961. - С. 23. Взгляды Руссо и ряда его единомышленников нашли свое отражение во многих конституционных документах и тем самым стали приобретать не только политическое, но и правовое значение. Во французской Конституции 1791 г. было записано, что «все люди рождаются свободными и равными. Социальные различия могут быть установлены только ради общей пользы». Бондарь Н.С. Социальное и правовое равенство советских граждан (конституционный аспект) // Сов. государство и право. - 1984. - N 12. - С. 43.

Понятие равенства стало все глубже проникать в общественное сознание, и в настоящее время можно без преувеличения утверждать, что государство признается демократическим и является таковым только при условии, что оно признает принцип равенства в отношениях между людьми и между народами и прилагает необходимые усилия для осуществления его на практике.

Добавим, что федеративное государство может быть признано демократическим еще и при условии, что оно признает равенство составляющих его субъектов.

В связи со сказанным надо заметить, что обеспечение равенства в обществе зависит не только от государства, но и от целого ряда объективных и субъективных обстоятельств, круг которых очень широк. Например, к объективным обстоятельствам применительно к равенству людей следует отнести физическое и психическое состояние человека, применительно к народам - их численность и возможности для самовыражения, применительно к субъектам федерации - различия в климатических условиях и уровнях экономического развития.

Столь же широк и круг субъективных обстоятельств. Равенству людей и народов, например, нередко существенно препятствуют многие предрассудки, связанные с отношением к расовой, национальной и религиозной принадлежности. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. - С.-Петербург, 1909. - С. 492.

Задача демократического государства и состоит в том, чтобы уменьшить влияние этих и иных обстоятельств на существующее неравенство. Наиболее реальным шагом является провозглашение и обеспечение государством если не равенства (пока оно еще недостижимо), то равноправия. Конечно, как показывает практика государственно-правовых отношений, и эта задача весьма непроста, хотя решение ее настоятельно необходимо как для развития гражданского общества, так и для обеспечения поддержки авторитета государства. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 1994. - С. 268.

Именно государство имеет возможность определить основы правового положения человека, народа, государственной власти в обществе. Государство, и только оно, имеет возможность обеспечить их равноправие в ряду чрезвычайно существенных отношений, в числе которых, прежде всего, - отношения политического характера. Именно государство может воздействовать на развитие экономики, с тем чтобы противостоять незащищенности и экономическому неравенству отдельных слоев населения. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: Перевод с англ. - М.: Изд-во Московского независ. ин-та междунар. права, 1998. - С. 117.

Но было бы опрометчиво утверждать, что государство свободно в выборе средств, которые оно может использовать для установления в обществе отношений равноправия, а тем более равенства. В конечном счете решающее слово здесь принадлежит обществу, и все зависит от его гражданской зрелости и формируемой им политики государства.

2. Понятие неравенства

Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему содержанию означает, во-первых, равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие); во-вторых, равенство юридических обязанностей граждан и других лиц; в-третьих, равные основания юридической ответственности за нарушение закона; в-четвертых, равенство перед судом (равное правосудие для всех). Бондарь Н.С. Принцип равноправия граждан в теории и практике буржуазного конституционализма // Конституция СССР и критика современного буржуазного конституционализма. - Л., 1985. - С. 72.

Юридическое равенство становится более реальным, действенным, если оно подкрепляется социальным равенством, т.е. равенством социальных возможностей. Поэтому мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Бондарь Н.С. Конституционное обеспечение социального равенства в развитом социалистическом обществе // Известия Сев.-Кавказ. науч. центра высшей школы. Общественные науки. - 1984. - N 1. - С. 26.

Исходя из этого можно сформулировать и понятия формального и фактического неравенства. Юридическое (формальное) неравенство перед законом по своему содержанию означает, во-первых, неравенство прав и свобод человека и гражданина (неравноправие); во-вторых, неравенство юридических обязанностей граждан и других лиц; в-третьих, не равные основания юридической ответственности за нарушение закона; в-четвертых, неравенство перед судом.

3. Проблемы неравенства в Конституции РФ

Обращаясь к гражданскому обществу, формирующемуся в нашей стране, и к нашему государству - Российской Федерации, образование которого было оформлено принятием Конституции 1993 года, можно убедиться в том, что, несмотря на существующие трудности и подчас недостаточную последовательность развития общества и действий государства, общая их направленность не вызывает сомнения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.