15. Правовое положение римских граждан.
Римское гражданство приобреталось:
Рождением, причем ребенок, рожденный в
римском браке, следовал состоянию отца, а ребенок, рожденной женщиной на состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Таким образом, ребенок рожд. от брака римских граждан, был римским гражданином, так же как ребенок, рожд. римлянкой, не состоящей в браке. Ребенок же рожденный вне брака не римлянкой, не признавался римским гражданином, хотя отцом его был римский гражданин. В целях стимулирования браков в 1в.н.э. было установлено, что и ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин. Ребенок, рожденный об брака его родителей, становится гр-ном, если отец был гр-ном в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок рожд. римской гражд., не состоящей в браке, если мать была гражд. В момент его рождения, независимо от ее состояния до этого момента.
Освобождением римским гр-ном своего раба.
Усыновлением римским гр-ном чужеземца.
Предоставлением римского гражданства
отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами гос-ва.
С точки зрения своего правового положения римск. гр-не делились на 2 большие группы:
- освободнорожденные, - освобожденные из
рабства римск. гр-ном, вольноотпущенники, подвергавшиеся и качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.
Свободнорожденные римские гр-не были
носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами гр-н были:
право нести службу в регулярных римских
войсках;
право участвовать и голосовать в народных
собраниях;
право быть избираемым в магистраты.
Право уч-вать в народных собраниях отражалось и в структуре имени римского гр-на. В конце периода республики и в первое время империи полное имя римск. гр-на состояло из 5 частей:
имя в собственном смысле слово;
наименование семьи или рода, к которому
принадлежит данное лицо;
указание имени отца в родительном падеже
(русск. отчество);
наименование трибы, в составе которой
носитель имени голосует в народном собрании (даже когда собрание перестало созываться);
прозвище, которое стало включаться в
полное имя гр-на позднее др. частей.
Не имея политических прав, женщины не имели и официального имени: они носили имя, которое присваивалось им в быту, с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа, под властью которого женщина состояла.
В области частноправовых отношений правоспособность римского гр-на складывалась из права вступать в римский брак, право быть субъектом имущественных правоотношений, право составлять и быть свидетелем при составлении завещания и право быть назначенным наследником по завещанию.
Граждане, принадлежавшие к числу
вольноотпущенников, оставались в принципе навсегда носителями некоторой ограниченной правоспособности в сфере как публичных, так и частноправовых отношений. Прежнее рабское состояние словно налагало печать на правовую сферу человека и после вступления его в число свободных граждан.
В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, а в 1в.н.э. утратили и права участвовать и голосовать в народных собраниях, почему указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они не имели ни право занимать должность в магистратах, ни права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов.
В период империи ограничения публичных прав вольноотпущ. усилились, но в то же время сложился институт присвоения вольноотпущ. Полной политической правоспособности специальным о том постановлением императора, которая сообщала им полную правоспособность и в сфере частного права или путем присвоения императором золотого перстня.
В праве Юстиниана, когда политические права граждан давно уже утратили прежнее значение и содержание, ограничение политических прав вольноотпущ. больше нет. Сохраняются, однако, ограничения их правоспособности в области частноправовых отношений: воспрещаются браки вольноотпущ. с лицами сенаторского сословия, как до 1в. были воспрещены браки со всеми свободнорожденными. Кроме того, вольноотп. несет по отношению освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей, построенных по типу обязанностей детей в отношении отца: вольноотп. Обязан господину своей гражданской жизнью, как сын обязан отцу своей жизнью физической. Отсюда отношения патроната между бывшим господином - патроном - и его вольноотп. - клиентом, отношения, в которых выражается продолжающаяся эксплуатация бывшего раба.
Правоотношения, составляющие в совокупности патронат, могут быть сведены к 3-м группам: а) совокупность личных и имущественных, семейного хар-ра, прав патрона (право домашнего суда над клиентом и др.);
б) обязанность вольноотп. Оказывать патрону личные услуги; в) взаимная обязанность помогать друг другу в материальной нужде, давать алименты; к этому присоединялось также право патрона наследовать по закону после вольноотп., не оставившего нисходящих и умершего без завещания.
Отношение патроната отражались в структуре гражданского имени вольноотп.: он носил обыкновенно имя в собственном смысле слово и наименование семьи или рода патрона, указывая и имя последнего в родит. падеже в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в прозвище.
Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотп. в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью, а также в случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать др. лицу свое право на личное пользование рабом.
Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы. Основанием к утрате гр-ном свободы был, прежде всего, плен, захват неприятелем. Однако, если захваченных в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юр. фикции, рассматривался как никогда не утративший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав. В древнейшие времена гр-нин мог быть продан в рабство только за границу, т.к. гр-нин не мог стать рабом на территории римск. гос-ва. Магистрат имел право продать в рабство за границу дезертира или гр-на, уклонившегося от ценза, обокраденный мог продать вора, кредитор - несостоятельного должника. Эти основания впоследствии отпали, но на их месте появилось обращен. в рабство в связи с наказаниями, налагавшимися за тяжкие преступления. Гр-нин мог и сам отказаться от прав гражданства, перейдя в число латинов в целях получения земель.
В период империи не-гражданин, выдававший себя за римского гр-на, карался смертной казнью.
|
17. Правовое положение латинов.
Латины - это, прежде всего, древнейшие жители Лациума и их потомство. Но правовое положение латинов есть и некоторая юридическая категория, которая предоставлялась иногда и не-жителям Лациума. Уже Латинский союз возводил в правовое положение латинов население отдельных итальянских общин за пределами Лациума. После того, как в 1в. до н.э. римское гражданство было распространено на всю Италию, в правовом положении латинов осталось население внеиталийских общин или целых провинций, которым «латинитас» (права латинов) была предоставлена особыми актами римского гос-ва.
Наконец, существуют еще 2-е категории латинов. Это лица, освобожденные из рабства господином-латином, а со временем также лица, освобожденные из рабства, при определенных условиях, римским гражданином и несколько ограничиваемые в правоспособности и после перехода их в число освобожденных людей.
Таким образом правовое положение латинов приобретается:
- рождением, причем действует правило, однородное с установленным для приобретения рождением римского гражданина: ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию матери;
- присвоением правового положения латина актом государственной власти;
- добровольным переходом римского гражданина в число латинов в цлях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;
- освобождением из рабства господином - латином или римлянином.
Правовое положение латинов не вполне одинаково, в зависимости от того, к каким латинам они принадлежат.
В сфере публичного права все латины, не имея права служит в римских легионах, пользовались, однако, правом участвовать и голосовать, во время пребывания в Риме, в римских народных собраниях.
Это право было пережитком своеобразного правила, в силу которого в древнейшие времена каждый житель общины, входивший в состав Латинского союза, имел право участвовать и голосовать в народных собраниях во всех остальных общинах, входивших в союз.
В сфере частноправовой большинство латинов (жителей Лациума), наиболее близких римлянам и по исторического происхождению и по культуре, имели как право вступать в римский брак, так и право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обязательственных). Остальные латины, не имея право вступать в римский брак, имели право субъектами имущественных правоотношений, которое, однако, ограничивалось для латинов вольноотпущенников. Об этой категории латинов говорили: «живут как свободные, умирают как рабы»; они не вправе были составлять завещания, в их имуществе не допускалось и наследование по закону: после смерти лица, принадлежавшего к числу латинов вольноотпущенников, все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как если бы это имущество принадлежало господину, без обременения господина имущественными обязательствами умершего. Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.
Переход из состояния латина в состояние римского гражданина был относительно прост. Латины приобретали римское гражданство либо:
- в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство, либо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|