Рефераты. Правоохранительные органы РФ

В Конвенции о дорожном движении термин "автомагистраль" означает:

- дорогу, специально построенную и предназначенную для движения автотранспортных средств, которая не обслуживает придорожных владений (за исключением отдельных мест или во временном порядке),

- имеет для обоих направлений движения отдельные проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной для движения, или, в исключительных случаях, другими средствами;

- не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями ни с пешеходными дорожками;

-специально обозначена в качестве автомагистрали;

Не совсем корректно понятие "тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. В данной редакции не ясно, каким элементом является элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, в случае, если он отделен от проезжей части, например барьером. Можно привести много примеров подобного рода.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации - 42 термина, в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» - восемь. Но дело не только в количестве. Термины Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не стыкуются с другими законодательными актами. Например, термин «транспортное средство» по-разному толкуется в ПДД, в КОАП, в Налоговом кодексе.

Если проанализировать зарубежное законодательство, то можно видеть, что правовое регулирование дорожного движения и его безопасность в Российской Федерации в основном соответствует принципам, установленным международными нормативными документами.

Однако на сегодня наша страна относится к тем немногим странам, где до сих пор не принят закон о дорожном движении. В настоящее время подобные законы приняты в бывших республиках СССР - Латвии, Эстонии, Азербайджане, Украине, Белоруссии.

Законы о дорожном движении, в которых регулируются и вопросы обеспечения его безопасности, действуют в Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Украине, Белоруссии, Эстонии. В Испании аналогичный документ называется “Основной закон о движении механических транспортных средств и о безопасности дорожного движения”. В Болгарии, Дании, Испании, Украине, Финляндии закон о дорожном движении является единственным законом, регулирующим отношения в этой сфере.

В Германии отдельно, кроме основного закона - “О безопасности дорожного движения”, действует Кодекс положений о допуске к дорожному движению.

В виде отдельных законов в Швеции существуют законы, которые определяют порядок подготовки водителей и изъятия водительских удостоверений; основные требования, касающиеся автошкол; штрафы за нарушение правил стоянки; принудительную эвакуацию транспортных средств; перевозку опасных грузов; штрафы за превышение максимально допустимого веса.

В Эстонии приняты законы в отношении каждого вида транспорта (общественного, грузового и т.д.), а также закон о дорогах. Отдельными законами также регулируются: нарушения норм административного права; страхование на транспорте; ответственность владельцев или администраторов дорог и участников дорожного движения за содержание, эксплуатацию и охрану дорог, а также стоянку транспортных средств.

Некоторые страны ограничились принятием только правил дорожного движения. Причем обычно они не составляют единого правового акта. Отдельно регулируются правила нанесения дорожной разметки, использования дорожных знаков, применения Закона о механических транспортных средствах (Австрия); правила регистрации автомобилей и связанная с этим учетная документация, техосмотр, светофорное регулирование, нанесение дорожной разметки, дорожное строительство, вопросы пересечения дорог, процедура допуска к движению автомобилей большой грузоподъемности и габаритных размеров (Болгария), правила регистрации механических транспортных средств, их оборудования, выдачи водительских удостоверений, подготовки водителей (отдельно для каждой категории, здесь же содержатся санкции по отношению к инструкторам по вождению); отдельно действует акт о дорожных знаках и сигналах (Дания).

Определенный интерес представляет нормативно-правовая система в сфере безопасности дорожного движения Франции. Главенствующими документами здесь являются Правила дорожного движения, Правила содержания и технического обслуживания автодорог, ведомственная инструкция по дорожным знакам и сигналам и Уголовный кодекс. Они подразделяются на законодательную и регламентирующую части, а также содержат комплекс положений, регулирующих все вопросы, связанные с дорожным движением.

В некоторых странах, таких как Азербайджан, Италия, Китай, Турция, Япония, правила дорожного движения входят составной частью в законы о дорожном движении. В других странах, таких как Великобритания, Венгрия, Германия, Индия, Ирландия, Индонезия, Латвия, Литва, Эстония, наряду с законами о дорожном движении имеются отдельно и правила дорожного движения.

Анализ практики нормативного правового регулирования в сфере дорожного движения показывает следующее.

1. Соответствующие нормативные правовые акты во многом не систематизированы, их разработка слабо координируется, они не отвечают единым принципам. В существующих нормативных правовых актах в данной сфере имеется как немало противоречий, так и правовых пробелов.

2. Проблема усугубляется тем обстоятельством, что сфера дорожного движения регламентируется нормативными правовыми актами, относящимися к разным отраслям права, либо разным отраслям законодательства, которые в ряде случаев не только отличаются подходами к регулированию общественных отношений, но и используют не одинаковую терминологию. Данную сферу регулирует множество нормативных правовых актов, зачастую оперирующих разными определениями и трактовками, по сути дела, одних и тех же понятий.

3. Проведенный выше анализ Федерального закона “О дорожном движений” показывает, что часть его положений требует корректировки и приведения в соответствие с действующим законодательством, поскольку вопросы дорожного движения и его безопасности неразрывно связаны, Очевидно, поэтому авторы закона” О безопасности дорожного движения” свершено справедливо включили в него отдельные положения, которые по существу относятся к вопросам, регулирующим дорожное движения. По этим же причинам в предлагаемом содержании проекта закона “О дорожном движении” (при отсутствии в нем специальной главы, посвященной вопросам безопасности движения), часть вопросов будет дублировать содержание закона ”О безопасности дорожного движения”. Если исключить из законопроекта эти положения и предусмотреть в нем отсылочные нормы к действующему ФЗ закону «О безопасности дорожного движения», то с одной стороны нарушается логика законопроекта, а с другой стороны время требует, чтобы в соответствующие положения закона ”О безопасности дорожного движения” должны быть внесены коррективы. Такая конструкция будет сложной и плохо воспринимаемой теми, для кого пишется законопроект. Учитывая изложенное, предлагается рассмотреть вопрос о включении части положений закона ” О безопасности дорожного движения” в подготавливаемый законопроект в качестве отдельной главы с последующей отменой Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

4. Серьезным вопросом является и нередкая сложность терминов и юридических конструкций, используемых в законодательных, подзаконных и ведомственных актах, регулирующих сферу дорожного движения. Обеспечение четкости и простоты понимания норм является общей задачей нормотворчества, но в сфере дорожного движения решение такой задачи особенно актуально. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, предназначены для понимания и пользования ими огромным количеством лиц, причем далеко не всегда имеющих достаточное образование.

5. Необходимо отметить, что субъективные правоотношения, связанные с дорожным движением, весьма широки. В связи, с чем затрагиваемые данными правоотношениями интересы их субъектов относятся практически ко всем отраслям права. Анализ имеющийся ситуации нормативного регулирования данной сферы правоотношений показывает, что в связи с большим объемом регулируемых интересов, спектр нормативно-правовых актов довольно широк - от международных документов, до ведомственных инструкций. И практически каждый из указанных нормативных актов самостоятельно определяет те понятия и термины, которые он использует. Отсутствие единообразия влечет как сложность толкования данных нормативных актов, так и их прямое противоречие друг другу.

6. Рассмотренная нормативная правовая база в сфере дорожного движения зачастую не отвечает существующим в стране социально-экономическим отношениям, не соответствует конституционным принципам разделения полномочий и предметов ведения между органами государственной и, прежде всего исполнительной власти, власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

7. Во многих случаях права и свободы участников дорожного движения, других лиц, причастных к организации и функционированию сферы дорожного движения, ограничиваются различного рода подзаконными и отраслевыми нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в данной сфере. Тем самым нарушается положение части 3 ст. 55 Конституции РФ о том, что права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.

8. По сравнению с нормами международного права отечественное законодательство в сфере дорожного движения уступает по степени детализации и кругу регулируемых вопросов, в т.ч регулирующих безопасность дорожного движения.

9. Как показал анализ законодательства некоторых стран, в законы о дорожном движении этих стран в общем виде включены некоторые разделы правил дорожного движения. В то же время ПДД существуют в виде самостоятельного нормативного акта. Представляется целесообразным такой же подход принять и для нашей страны.

Список использованных литературных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (Извлечение)

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. (Извлечение)

3. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” от 18 августа 1995г.

4. Закон “О государственной тайне” от 21 июля 1993г.

5. Федеральный закон “О связи” от 16 февраля 1995г. (Извлечение)

6. Закон РФ “О милиции” от 18 апреля 1991г. (Извлечение)

7. Положение “О министерстве внутренних дел Российской Федерации” от 2 октября 1991г. (Извлечение)

8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. (Извлечение)

9. Закон РФ “О государственной границе” от 10 августа 1994г. (Извлечение)

10. Закон РФ “О государственной охране” от 27 мая 1996г. (Извлечение)

11. Закон РФ “О государственной безопасности” от 3 апреля 1995г. (Извлечение)

12. Федеральный закон “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994г. (Извлечение)

13. Федеральный закон “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” от 22 марта 1995г. (Извлечение)

14. Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” от 26 июня 1992г. (Извлечение)

15. Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” от 21 июня 1995г. (Извлечение)

16. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации” № 13 от 24 декабря 1993г. (Извлечение)

17. Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения”. Утверждена приказом МВД России 1993г. (Извлечение)

18. Совместное Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России “О введении в действие Типовой инструкции об организации работы постоянно действующей следственно-оперативной группы по раскрытию убийств” № 315-16-93 от 2 июня 1993г.; № 1/3452 от 2 августа 1993г. (Извлечение)

19. Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп. Утверждено совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ФСНП. № 32/199/73/278 от 22 мая 1995г. (Извлечение)

20. Закон об оперативно-розыскной деятельности: Коммент. -М,: Юрид.лит., 1994, 128 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.