6. Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным при-нуждением, своеобразным «легализованным насилием». В случае нарушения правовых норм, добровольного неисполнения юриди-ческих обязанностей и запретов применяются государственные
санкции.
Таким образом, государство контролирует соблюдение права ластиками правоотношений, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые кон-фликты и гарантирующим каждому защиту его нарушенных прав и свобод.
7. Системность. Право представляет собой не случайную сово-купность, а стройную, целостную систему норм -- организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимо-связанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непро-тиворечивостью.
Право, как и государство, характеризуется двойственной при-родой. Дуализм права проявляется в сочетании классовой и общесоциальной составляющих. С одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой -- долговременные интересы всего об-щества.
Социальная составляющая. Социальные группировки, находя-щиеся у власти, всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных, корпоративных целях. Право в руках правящей элиты становится мощным средством форми-рования, реализации и защиты своих узкогрупповых интересов.
Общесоциальная составляющая. В любом государстве право яв-ляется не только узкоклассовым инструментом, но и выражением компромисса между различными социальными группами, прояв-лением так называемой общей воли населения. Общая воля представляет собой не механическое сложение ин-дивидуальных и коллективных воль, а результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения.
В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия, выражая общую волю большинства населения о правомерно-дозволенном поведении. Эта воля реализуется через институты непосредствен-ной демократии и выборные органы государственной власти.
Таким образом, право (как и государство) одновременно вы-полняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества.
Сущность современного права -- объективно обусловленная и нормативно закрепленная общая воля всех членов общества как результат согласования индивидуальных и коллективных интере-сов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства. [3]
Что касается функций права, то под ними понимают вытека-ющие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.
Выделяют две главные функции права -- регулятивную и ох-ранительную.
Регулятивная функция направлена на регулирование, упоря-дочение общественных отношений, установление правил пове-дения людей.
Охранительная функция направлена на защиту, охрану наибо-лее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать.
Помимо названных право выполняет некоторые дополнитель-ные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологи-ческую, информационную и др. [5]
Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.
Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина: иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.
Страницы: 1, 2, 3, 4