Рефераты. Поставка товара для государственных нужд

Убытки за нарушение договора поставки возмещаются в соответствии с общими правилами о них (ст. 14 и 364 ГК). Но применительно к поставке в ст. 494 ГК устанавливается особый порядок исчисления убытков при расторжении договора поставки, схожий с порядком исчисления убытков по Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи (1980 г.).

Согласно ст. 494 ГК, если в разумный срок после расторжения договора поставки вследствие нарушения обязательства продавцом покупатель купил у другого лица по более высокой, но разумной цене товар взамен предусмотренного договором, покупатель может предъявить продавцу требование о возмещении убытков в виде разницы между ценой по договору и ценой по совершенной взамен сделке. Аналогичное требование вправе предъявить покупателю и продавец, если он в разумный срок после расторжения договора поставки вследствие нарушения обязательства покупателем продал товар другому лицу по более низкой, чем предусмотренная договором, но разумной цене.

Убытки в виде разницы в ценах могут быть взысканы и в случаях, когда сделка взамен расторгнутого договора не совершена. Но если на данный товар имеется текущая цена, соответствующая сторона (покупатель или продавец) вправе предъявить требование о возмещении убытков в виде разницы между ценой, установленной в договоре, и текущей ценой на момент расторжения договора. В качестве текущей цены признается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар.

Удовлетворение требований о возмещении убытков, исчисленных по правилам ст. 494 ГК, не освобождает сторону, не исполнившую или ненадлежаще исполнившую обязательство, от возмещения иных убытков на основании общих предписаний Гражданского кодекса (ст. 14).

Неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора поставки может быть законной или договорной.

В нормах Гражданского кодекса о договоре поставки предусмотрен лишь один случай взыскания неустойки - за недопоставку и просрочку поставки товаров. Согласно ст. 491 ГК такая неустойка взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки. Взыскание неустойки осуществляется по каждому периоду поставки с учетом количества товаров, недопоставленного в предыдущих периодах. Такой порядок направлен на обеспечение реального исполнения обязательства поставщиком и применяется, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законодательством или договором.

За непоставку или недопоставку товара в соответствии с условиями договора поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 10 процентов стоимости непоставленного или недопоставленного в срок товара, если иное не установлено договором. Такую же неустойку поставщик обязан уплатить покупателю при поставке товара не в ассортименте. В случаях, когда поставленный товар не соответствует по качеству условиям договора, а также если поставлен некомплектный товар, поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 25 процентов стоимости некачественного либо некомплектного товара, если договором не предусмотрено иное. Неустойка за поставку товаров ненадлежащего качества или некомплектных носит штрафной характер, поскольку причиненные при этом убытки взыскиваются без зачета неустойки. Однако данная неустойка не взыскивается, если поставщик без промедления с момента получения уведомления покупателя заменит поставленные товары товарами надлежащего качества, доукомплектует товары либо заменит их комплектными товарами.

Помимо имущественной ответственности, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора поставки может повлечь односторонний отказ от его исполнения, то есть одностороннее расторжение или изменение договора поставки. В силу ст. 493 ГК односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. При этом ст. 493 ГК конкретизирует понятие существенного нарушения договора поставки и перечисляет нарушения со стороны поставщика и покупателя, которые предполагаются существенными. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократного нарушения сроков поставки товаров. Существенными нарушениями договора поставки покупателем предполагаются неоднократное нарушение сроков оплаты товаров и неоднократная невыборка товаров. Указанные нарушения могут служить основанием для отказа контрагента от исполнения договора поставки, хотя не лишают нарушителя права доказывать отсутствие существенного характера допущенных нарушений.

Для одностороннего отказа от исполнения договора поставки по ст. 493 ГК не требуется достижения соглашения сторон или обращения в суд. Договор поставки считается здесь измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон. Годунов В. Новое гражданское законодательство и поставка товаров для государственных нужд. Мн., 1998.

Глава 3. Поставка товаров для государственных нужд

3.1. Порядок заключения договора

Существование поставок для государственных нужд и их правовое регулирование - объективная необходимость, обусловленная публичными интересами всего общества (создание государственных материальных резервов, поддержание обороноспособности и государственной безопасности, обеспечение выполнения целевых программ и межгосударственных соглашений, поддержка функционирования отраслей социальной сферы, удовлетворение потребностей государственного управления и т.д.).

В ст. 495 - 504 ГК дается понятие государственных нужд, определяются правовые формы отношений по поставке товаров для государственных нужд, основания и порядок их установления, предусматриваются особенности исполнения обязательств при поставке товаров для государственных нужд. При недостаточности этих норм применяется специальное законодательство о поставках товаров для государственных нужд.

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд подлежат применению и правила о договоре поставки (ст. 476 - 493 ГК), если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом и иными актами законодательства. Кроме того, в силу пункта 5 ст. 424 ГК к поставке товаров для государственных нужд применяются общие положения о купле-продаже, если иное не установлено Гражданским кодексом и другим законодательством об этих договорах.

Согласно пункту 1 ст. 495 ГК поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. По своей сути данные договорные отношения не что иное как разновидность поставки. И хотя государственный контракт в определенной мере отличается от договора поставки товаров для государственных нужд, заключаемого поставщиком с конкретным покупателем, в целом их правовая природа одинакова.

Особенностями договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд, позволяющие отличать их от договоров поставки, являются:

- особенность договоров, регулирующих поставки товаров для государственных нужд, состоит в особых, нормативно закрепленных целях использования товаров.

- отношения по поставке товаров для государственных нужд характеризуются особенностями своего субъектного состава и структуры договорных связей.

- для государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд установлены определенные основания их заключения.

- особенности государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд проявляются в порядке их заключения .

- договорным отношениям по поставке товаров для государственных нужд присущи особенности, связанные с исполнением обязательств, изменением и прекращением договорных отношений.

- государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд отличаются особенностями обеспечения выполнения обязательств по реализации товаров для государственных нужд, а также особенностями ответственности за их нарушение.

Стороной в государственном контракте является само государство, представленное уполномоченными органами и организациями, именуемыми государственными заказчиками.

В качестве поставщика и в государственном контракте, и в договоре поставки товаров для государственных нужд выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Другая сторона в договоре поставки товаров для государственных нужд - покупатель. Покупателей по договорам поставки для государственных нужд определяют государственные заказчики. Ими в основном являются учреждения и организации, непосредственно использующие или аккумулирующие поставляемые товары либо обеспечивающие ими конечных потребителей.

Предмет государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд составляют любые товары, отвечающие целям поставок для государственных нужд. Как правило, это товары серийного или массового производства. Гражданское право России: Курс лекций. Отв.ред.Садиков О.Н., -М., 2004 г.

Как установлено в пункте 1 ст. 497 ГК, государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Порядок заключения государственных контрактов регулируется ст. 498 ГК.

Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется им поставщику (исполнителю). По соглашению между сторонами государственного контракта его проект может быть подготовлен поставщиком (исполнителем).

Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне. При наличии разногласий по условиям государственного контракта данная сторона в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.

В случае возвращения государственного контракта с протоколом разногласий сторона, его получившая, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.