Рефераты. Понятие, признаки, виды и состав правоотношений

Но поскольку это означало принципиальный отход от пред-ставлений о субъектах правоотношений как исключительно живых, индивидуальных лицах, немецкий юрист ученый Савиньи (тот самый, с именем которого связана историческая школа права) разработал так называемую концепцию юридических фик-ций.

Он выделил ряд общепризнанных юридических условностей, фикций, которые, однако, признаются реальностями и в этом качестве участвуют в правовой жизни, в правовых отношениях. Например, признание в установленном порядке безвестно отсут-ствующего в течение определенного срока лица -- умершим. Такой же юридической фикцией Савиньи считал и юридическое лицо.

Однако развитие правовых форм экономического оборота, развитие новых форм экономических, прежде всего товарно-де-нежных, отношений привели к становлению юридического лица в XX веке в качестве вполне реального субъекта правоотношения, со своими вполне четкими характеристиками, закрепленными в законодательстве, в том числе в Гражданском кодексе РФ.

Вообще, проблеме юридических фикций, превращению их первоначально условного содержания во вполне реальное уделя-ется мало внимания в теории права. А жаль! Теория фикций, например, хорошо объясняла бы все сложности процесса прива-тизации, который идет в России в конце XX века.

Действительно, первоначально приватизация через акциони-рование как содержание процесса появления коллективной част-ной собственности, как утверждение о появлении класса собст-венников, коллективно управляющих приватизированным пред-приятием,-- это, конечно, очередная юридическая фикция. Но процесс только начался, и в перспективе эта фикция может смениться реальными правовыми отношениями в этой области.

Исторически определение юридического лица как субъекта правоотношения пошло по пути выделения основных черт, нали-чие которых позволяет считать то или иное коллективное обра-зование юридическим лицом и «иметь с ним дело» другим орга-низациям, другим субъектам правоотношений. И хотя подробно тема о юридическом лице рассматривается в науке гражданского права, в рамках теории права также необходимо рассмотреть некоторые основные характеристики юридического лица как кол-лективного субъекта правоотношения.

Прежде всего, это -- организационное единство, т.е. наличие в коллективном субъекте управленческих, организационных связей, образованных для ведения хозяйственной (коммерческой), некоммерческой, иной деятельности, для достижения целей, обо-значенных в уставе, учредительном договоре.

Далее юридическое лицо -- это организация, которая обладает обособленным имуществом, имеющая, как правило, текущие и расчетные счета в банках, способная использовать свое имущест-во, денежные средства в экономическом обороте.

К этим организационным и имущественным характеристикам юридического лица следует добавить и правовые: организация может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести соответствующие обязанности; быть истцом или ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде.

Гражданский Кодекс Украины так определил юридическое лицо в статье 23: «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обяза-тельствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязан-ности, быть истцом и ответчиком в суде».

Устанавливается еще одно правило -- юридическое лицо счи-тается созданным с момента его государственной регистрации.

Существование того или иного юридического лица в совре-менной Украине, таким образом, начинается с момента его реги-страции в Министерстве юстиции Украины.

На этом обстоятельстве следует остановиться подробнее. В мировой практике есть два способа организации и ведения хо-зяйственной коллективной деятельности: разрешительный и уве-домительный.

При разрешительном основную роль играет регистрация по определенным правилам, в определенном порядке, в определен-ных государственных органах. Социальный смысл регистрацион-ного способа -- контроль государства (чиновник при этом играет решающую роль) над созданием и деятельностью коллективных субъектов. Только после регистрации субъект имеет право участ-вовать в хозяйственной жизни.

При уведомительном -- сами субъекты сообщают (уведомля-ют) регистрирующий орган о создании и деятельности коллектив-ного субъекта. Такой субъект действует, как правило, с момента посылки уведомления о своем создании. Социальное различие этих двух способов возникновения юридического лица становится вполне понятным. При первом -- сохраняется контроль государства, чиновник может демонстри-ровать все свое значение, обеспечивает свое присутствие в эко-номической жизни.

При втором -- государству отводится роль регистратора, участ-ника хозяйственных процессов.

В качестве коллективного субъекта могут участвовать в право-отношениях не только юридические лица, но и такие субъекты, как государство, например в правоотношениях, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права. Но государство во многих имущественных, в том числе бюджетных, отношениях может выступать и как юридическое лицо, как «казна». Подробно эти вопросы обсуждаются в рамках наук госу-дарственного, финансового права.

А для теории права при изучении субъектного состава право-отношений, в том числе физических субъектов правоотношений, возникают еще несколько ключевых вопросов, на которые надо давать ответы, чтобы раскрыть суть правоотношений.

Один из них -- это вопрос о том, все ли физические участники общественных отношений и в какой степени могут обладать теми правами и нести те обязанности, которые «даруют» им нормы объективного права?

Второй -- кто и в какой степени может нести ответственность за конкретные нарушения в связке «правомочия -- обязанности» конкретного правоотношения?

Для ответа на первый вопрос теория права сформулировала понятие правоспособности, т.е. абстрактной способности каждо-го участника общественных отношений с момента рождения и до момента смерти быть обладателем, носителем прав. Эта способ-ность получает законодательное закрепление прежде всего в граж-данском законодательстве. Статья 9 ГК Украины устанавливает, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (граж-данская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Содержание гражданской правоспособности весьма обширно -- от права собственности на имущество до «иных имущественных и личных неимущественных прав».

На последнее обстоятельство следует обратить особое внима-ние. Да, абстрактной способностью иметь гражданские права и нести обязанности в том или ином объеме обладают все граждане в равной мере с момента рождения и до смерти. Но так обстоит дело только с гражданскими правами и обязанностями. Что же касается иных прав (политических, некоторых социальных, лич-ных и других прав), то распространение на эти права конструкции равной возможности (способности) иметь их всеми субъектами правоотношений требует уточнений. Прежде всего это касается такой характеристики субъекта правоотношения, как объем пра-воспособности, который глубоко исследовался еще в дореволю-ционной юридической литературе.

Все люди являются правоспособными, но не в равной мере, не в одинаковом объеме.

Это обусловлено, прежде всего, различием между людьми: и по творческим способностями, и по наличию воли, и по умст-венному и нравственному развитию. Разве можно предоставлять одинаковые права ребенку и взрослому, умалишенному и здраво-мыслящему?

Разной способностью иметь политические права обладают граждане государства и иностранные граждане и т.д.

В этой связи теория права кроме правоспособности вводит понятие дееспособности, которое также характеризуется своим объемом. Под дееспособностью понимается способность лица самостоятельно совершать юридические действия, т.е. вступать по собственной воле или желанию в те или иные правоотноше-ния, приобретать права, осуществлять свои права, выполнять свои обязанности. Не все правоспособные лица оказываются дееспособными.

Возраст, состояние здоровья «разрушают» единство правоспо-собности и дееспособности. Например, ограничение дееспособ-ности распространяется на детей и людей, страдающих дефектами воли и сознания (на сумасшедших).

В полном объеме дееспособность наступает при достижении совершеннолетия.

Таким образом, на объем правоспособности и дееспособности влияет возраст, в первую очередь возраст гражданского совершен-нолетия, достижение которого делает конкретное лицо дееспо-собным для совершения различных юридических сделок.

В законодательствах всех стран определяется и возраст поли-тического совершеннолетия, с достижением которого гражданин приобретает политические права (избирать и быть избранным на различные общественно-политические должности, судебные должности и т.п.). Однако в тоталитарных государствах объем политической правоспособности зависит не только от возраста, но и от партийной принадлежности, признания господствующей идеологии. Иногда это закрепляется в конституции, когда партии придается юридически руководящая роль, иногда это фактически реализуется путем установления так называемой номенклатуры.

Определяет законодательство и возраст брачного совершенно-летия, когда человек приобретает юридическую способность всту-пать в брак.

В законодательстве ряда стран на объем правоспособности влияет пол, а именно сохраняются некоторые ограничения для участия женщин в политической жизни. Борьба за равноправие полов, т.е. за равные объемы правоспособности, завершилась в конституциях принципом равноправия независимо от пола, так же как и от других социальных, расовых, национальных характе-ристик. И тем более странно, когда в объявлениях, публикуемых в российских средствах "массовой информации, до сих пор сохра-няются обозначения: «требуется на работу бухгалтер, счетовод, юрист и т.п.» «м» (мужчина), а «ж» (женщина) не требуется». Конечно, это дело работодателя определить окончательно, кого он возьмет на работу. Но объявлять официально предпочтение по признаку пола -- это нарушение и конституции, и основополага-ющего принципа равных объемов правоспособности.

Правда, есть и иные взгляды на эту проблему, которые отри-цают необходимость такого равноправия под предлогом разного предназначения женщин и мужчин, разных способностей и иных различий. Идут иногда такие предложения также и от женщин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.