Права гражданина включают в себя только те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).
Свобода человека определяется, как узаконенная возможность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие ограничений деятельности человека.
Права человека неотделимы от социальной деятельности людей, от их общественных отношений, способов бытия индивида. Права человека органично вплетены в общественные отношения, они являются нормальной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида. Общества, государства.
Основные документы о правах человека:
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
Конвенция о политических правах женщин (1952 г.);
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г., вступил в силу в 1973 г.);
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.);
В России - Конституция Российской Федерации (1993 г.).
При этом в нашей стране права человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя, признаны неотчуждаемыми и утверждены в качестве непосредственно действующих и определяющих смысл и содержание деятельности государства.
Предмет частного права - это имущественно-стоимостные и личностно-неимущественные отношения лиц (а также всё, связанное с отношениями по содействию занятости и с трудоотношениями, и результатами этой деятельности).
В частном праве используется метод юридического равенства сторон, метод разрешения конфликтов в судебном порядке, метод договорного характера правоотношений.
Принципы частного права складываются из общеотраслевых и конституционных принципов.
Основные конституционные:
принцип свободы договора;
независимости;
автономии личности;
признания и защиты частной собственности;
неприкосновенности собственности;
недопустимости вмешательства в частные дела;
Источниками частного права являются Законы, подзаконные акты (отраслевые кодифицированные акты), нормативно правовые акты министерств и ведомств, международные договоры.
3. Международное публичное и частное право.
Международное публичное и частное право тесно связаны между собой. Нормы международного публичного и частного права направлены на создание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества в различных областях.
Международное частное право - совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международный характер.
Международное публичное и частное право различается по нескольким критериям. Первый критерий - содержание регулирующих отношений. Международное публичное право имеет межгосударственный характер правоотношений. Отличительным качеством является суверенитет государств, который обуславливает специфику межгосударственных отношений как властные отношения (в публичном праве хотя бы у одной стороны должны быть властные полномочия). В международном частном праве в содержание отношений входят отношения между иностранными физическими и юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностранным государством в неполитической сфере. Здесь отсутствуют властные полномочия по отношению друг к другу, отношения носят государственно-невластный характер. Международные немежгосударственные невластные отношения возникают, когда: один субъект является иностранным или находится на территории иностранного государства, когда объект на иностранной территории, либо юридический факт происходит заграницей.
Следующий критерий - субъект регулируемых отношений. В международном публичном праве субъектом выступает государство, а в международном частном праве - физические и юридические лица.
Международное публичное и частное право различается по источникам. В международном публичном праве источники - международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций. Конференций. В международном частном праве - внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международный правовой обычай и судебные прецеденты.
В международное частное право входят нормы следующих видов:
- материально-правовые;
- коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного государства).
Различен и порядок рассмотрения споров. В международном публичном праве споры рассматриваются на государственном уровне и специальными органами по защите прав человека. В международном частном праве - международным коммерческим арбитражем или государственным арбитражем. Беляева Н.Г., Игнатенко Г.В., Тиунов О.И Международное право: учебник для вузов.
Международное публичное право состоит из:
международного морского;
воздушного;
космического;
международно-правовой охраны окружающей среды;
международно-экономического;
международного регулирования иностранных инвестиций;
международного сотрудничества в области науки и культуры;
международного уголовного;
права международной безопасности.
Международное частное право включает в себя вопросы:
международной частной собственности;
интеллектуальной собственности;
договорных обязательств;
перевозки грузов и пассажиров;
денежных обязательств, расчетов;
внедоговорных обязательств;
наследования;
трудовых отношений;
брачно-семейных отношений.
В различных странах сложилась разная система права. Наиболее распространенной является романо-германская правовая семья, В ней деление права на частное и публичное проводится по тем же критериям, что и в России, а основой выступает римское право. В таких странах как Италия, Франция, ФРГ, Испания, Португалия, частное и публичное право составляют те же отрасли и институты права, что и в России.
Следующая правовая семья - английская. Англия и США не признает деления права на частное и публичное, поскольку в таком делении видят отказ от идеи о том, что государство и его органы подчинены праву. Английские юристы делят право на:
- общее право;
- право справедливости.
Такое деление возникло в Англии. Право справедливости - совокупность норм, которые создаются судом канцлера, с тем, чтобы дополнять, а иногда и пересматривать систему общего права. Это право действует в отношении конкретных лиц, которым канцлер выдавал приказы или запрещения. Оно включает в себя разрешение споров о недвижимости, доверительной собственности, о торговых товариществах, несостоятельности (банкротстве), наследовании.
В США из-за различия в федеральном праве и праве отдельных штатов часто возникают конфликты. Так как здесь отсутствует суд канцлеров, право справедливости включило в свою сферу те вопросы, которые относятся к церковной юрисдикции.
В восточных странах, например, таких как Япония и Индия, основой послужила романо-германская система права, но здесь она существует не в чистом виде, а смешана и взаимодействует с религиозной национальной концессией каждой отдельной страны.
Заключение.
Итак, учитывая всё вышесказанное можно сказать, что в России система права совмещает романо-германскую систему и национальные правовые особенности. Деление права на частное и публичное позволяет во всех отраслях права надлежащим образом учесть и выразить правовое значение и общественной пользы, и частной пользы (общественных и частных благ и интересов) в их взаимосвязанном единстве. Но на практике возникают проблемные вопросы: Как согласовать деятельность государства с принципами свободы и равенства? Как, не тормозя деятельность государства учитывать частные интересы, защищаемые Конституцией? Ведь попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в обществе в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики. Социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.
Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо должностного лица или государственного органа является система разделения властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Будучи относительно независимыми, эти три власти могут взаимно контролировать друг друга.
И всё же самым главным аспектом действия публичного и частного права является высокий уровень гражданской правосознательности. К этому мы и должны стремиться.
Список использованных источников и литературы.
1. Источники:
Конституция Российской федерации -1993 г.;
Международные акты о правах человека: сборник документов -1999 г.;
2. Литература:
- Международное право: учебник для вузов / ред. Беляева Н.Г., Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. -2004 г.;
Всеобщая теория государства и права: учебник для ВУЗов / ред. Графский В.Г. - 2001 г.;
Международное частное право: учебник / ред. Дмитриевский Г.К. - 2004 г.;
Общая теория права и государства: учебник / ред. Лазарев В.В. - 2000 г.;
Общая теория прав человека / ред. Лукашева Е.А. - 1996 г.;
Теория государства и права: учебник / ред. Марченко М.Н. - 2004 г.;
Теория государства и права: курс лекций / ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - 2001 г.;
Теория права и государства: краткий учебный курс / ред. Нерсесянц В.С. - 2001 г.;
Римское частное право / ред. Новицкий И.Б. - 2000 г..
Приложение № 1. Система права.
Система публичного права
Система частного права
Конституционное право
Административное право
Финансовое право
Уголовное право
Экологическое право
Уголовно-процессуальное
Гражданско-процессуальное
Международное публичное право (в той части, которая выступает источником Российского права)
Гражданское право
Семейное право
Трудовое право
Земельное право
Международное частное право
Приложение № 2. Компоненты государства как системы.
Страницы: 1, 2, 3