35
На тему: “ ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ”
Курсовая работа
студента
Симонова А. Р.
Научный руководитель
Рукавишников И. А.
Дата сдачи ____________
Дата защиты ___________
Оценка _______________
Ростов-на-Дону, 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................................................3
1. Соотношение понятий - политическая власть и государство….4
1.1. Понятие политической власти ................................................4
1.2. Понятие государства.................................................................8
1.3. Государство, государственная власть
и гражданское общество: соотношение понятий.…………..10
2. Признаки государства ......................................................................12
2.1. Основные подходы к определению признаков государства .12
2.2 Признаки государства в реальной правовой системе………..13
3. Основные подходы к сущности государства ……………………..15
3.1. Социальное назначение государства…………….……………15
3.2. Основные подходы к сущности государства…………………17
4. Типология государства …………………………………………….20
Заключение ......................................................................................…..24
Литература.......................................................................................…...26
В обществе, где вся полнота власти принадлежит народу, государственная власть призвана выражать волю и обеспечивать коренные интересы всех членов общества. При этом власть организуется таким образом, чтобы обеспечить участие народа (непосредственное и через представителей) в управлении делами общества и государства.
Принадлежность народу власти предопределяет ее осуществление демократическими методами, подконтрольность государственной власти обществу.
“Главной обязанностью государственной власти является признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека, ибо в демократическом государстве человек, его права и свободы - высшая ценность”11 Керимов Д.А. Общая государства и права.М.1977. С. 250
. Власть предполагает структуру, через которую она и реализуется. Свое регулирующее воздействие на общественную жизнь людей государственная власть оказывает через систему государственных органов, в деятельности которых она как бы находит свое материальное воплощение. Государственные органы демократического государства в своей деятельности должны исходить из приоритета прав и свобод человека.
Вместе со свободой воли, выраженной в сознании, людям досталось в придачу нечто довольно странное - желание поработить, подавить и уничтожить себе подобных, то есть наделенных такой же свободой воли. Странное потому, что такая внутривидовая агрессивность, как уже было сказано, совершенно не свойственна даже животному миру. Благодаря мышлению человек осознал себя существом смертным. Это, в свою очередь сделало жизнь его главной ценностью и предметом неусыпных забот, а страх потерять жизнь - важнейшим мотивом поступков и поведения.
Таким образом, изначальный первобытный страх за собственную жизнь постепенно опосредуется по мере развития социума, обретая все более тонкие и изощренные формы. Страх перед коммунистами привел к власти, причем вполне легально и демократично, немецкий фашизм. В России мягкий государственный переворот, совершенный большевиками имел характер исторической флуктуации в пере возбужденном социуме, не подкрепленной какими-либо серьезными экономическими и политическими предпосылками.
Достоинством великого оратора древности Демосфена, но по мнению Плутарха11 Философский словарь. М. 1997. С. 401., было то, что с народом он говорил, как никто другой, смело и откровенно, сопротивлялся прихотям толпы и прямо-таки мертвой хваткой вцеплялся в ее промахи и заблуждения.
Носители власти, если они не экстремисты, вынуждены ориентироваться, прежде всего, на нормального, то есть среднестатистического гражданина, каких подавляющее большинство в любой социальной структуре, будь то отдельная партия или весь электорат. А такой человек, как учил еще Макиавелли22 Там же. С.322., ни хорош, ни плох, ни добр, ни зол - словом, нормален так же, например, как могут быть нормальны его рост, вес или физические способности. Только ориентируясь на такое заурядное большинство, президент или премьер могут рассчитывать на максимальную любовь народа в виде большинства голосов, учитывая, разумеется, особые интересы крупных социальных слоев, в том числе тех, кто беспомощен и нуждается в специальной защите.
Отсюда следует, что стоящие у кормила власти обязаны учитывать наряду с действительными интересами народного большинства также реальную психологию и мораль людей - то есть не только их хорошее, но и плохое, не только их дарования и активность, но и дурь, бездарность и лень, не только честность и трезвый образ жизни, но и склонность граждан при случае ловко обойти закон или приложиться к бутылке. Короче, исходя из реальности, правители обязаны принимать во внимание как сильные стороны своих сограждан, так и их слабости, не только достоинства, но и пороки . При этом они должны профессионально опираться на гигантский исторический опыт, накопленный власть имущими, равно как и на современную науку о двойственной природе людей, причудливо сочетающей сознательное с иррациональным и необъяснимым, что зорко подметил еще Ф. Бэкон33 Там же. С.20..
Страницы: 1, 2, 3, 4